Спаситель ислама из великой степи

Бахыт Рустемов
Спаситель ислама из великой степи

И. Фельштинский своем труде писал, что монголы своих пленников продавали итальянским купцам. Те, в свою очередь пленников отправляли к египетским султанам. Арабы, обучив пленников военной науке, делали из них дворцовую стражу. И сегодня научный мир арабских стран считает Султана Бейбарса одним из величайших правителей в истории Египта и ислама.
Если бы Султан Бейбарс не остановил «Великий крестовый поход» на мусульманские страны, разбив крестоносцев, идущих с Запада, затем также если бы не разгромил нашествие монголов, пришедших с Востока, какой бы оказалась участь ещё в те далёкие времена исламской религии? Только полководческий дар Султан Бейбарс остановил вероятность полного исчезновения мусульманской религии. В тот период как христианство, так и молодой ислам самоутверждались и расширяли свои влияние и границы огнём и мечом. Являясь почти 18 лет повелителем Египта и Сирии, он подчинил себе Малую Азию, Армению и Берберию. Его период правления ознаменовался подъемом арабского народа, до этого терпевшего унижения со стороны различных врагов. Бейбарс не знал арабского языка. Он до последних своих дней говорил на родном языке. Женился на красивой девушке Тажбахыт из рода кыпчак – один из многочисленных родов в среднем жузе казахов, – от которой у него родились два близнеца Саид и Ахмед. Это его крылатые слова дошли до сегодняшнего дня: «Чем быть правителем в чужой стране, лучше быть подошвой у себя на родине!»
Интересные исторические сведения встретил в работах Чингиза Айтматова и Мухтара Шаханова о Султане Бейбарсе. Отложив в сторону свою работу, над которой работал несколько месяцев, решил представить читателям небольшой, но яркий и ёмкий труд Абиша Кекилбаева. Абиш Кекилбаев – народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии, видный политический и общественный деятель Казахстана. Он не только один из видных писателей Центральной Азии, но и всего Евразийского пространства.
Великий сын казахского народа Султан Бейбарс ныне покоится в Дамаске в мавзолее Баб эль-Барид.

Султан Бейбарс

В середине XIII века на Ближнем Востоке возобладало господство династии, названной по имени острова, расположенного в русле Нила и населённого мамлюками. Эта династия, в которой преобладали в основном выходцы из кочевых тюркских племён, ослабила предыдущие превосходство курдов и усилила свое влияние в правлении государством и войсками.
Одним из особо выдающихся представителей этой династии был аз-Захир Рухи ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари, давший решительный отпор монголам 1260 году.
По данным исследователей истории Египта, рождённый в 1223 году и с детства проданным в рабство, он был взят в личную гвардию султана Алих Нажим ад-Дина из династии Айюба. Получил военное образование в Сирии и начал продвигаться по службе в рядах Мамлюкской армии. Проявив героизм в ходе войны под руководством Мансура, он получил титул султана. Возглавлял  мятеж против шаха Турана и низверг своего соперника – мамлюкского султана Кутыза.
А в 1258 году после захвата Багдада монголы истребили всю семью халифа. Единственного из сбежавшего виселицы принца, Бейбарс привёз в Каир и в 1261 году провозгласил его халифом аль-Мустансиром, а себя – «правителем исламских и прилегающих к ним стран» в чине султана. На протяжении последующих 17 лет территория Египта была значительно расширена, установлена мирная жизнь, улучшено благосостояние народа. Во владение были взяты торговые пути, пролегающие между Западом и Востоком. Были усовершенствованы методы землепользования, налажена система орошения: построены плотины и каналы, подняты дамбы. Страна была очищена от крестоносцев и ограждена от нашествий монголов.
Бейбарс, пользовавшийся широким авторитетом среди народа, прославился как отважный правитель и умелый политик. Он стал гордостью не только египтян, признательных ему за предотвращение невзгод и кровопролитий, преследовавших их на протяжении многовековой истории, но и всех мусульманских народов, высоко оценивших его победы как общее достояние исламского мира. Общественное воображение потрясают и его боевые заслуги, легендой стали его родословная, детство, карьера.
При этом всем для человечества таинственной загадкой остается судьба его личности, игравшей эпохально историческую роль и оставшейся известной на многие века.
Среди биографических неясностей неоспоримо то, что Бейбарс является мамлюком. Согласно некоторым литературным данным, он является сыном хорезмского правителя, ставший жертвой братоубийственного заговора, спасенным странствующим лекарем и после проданным в рабство. Правда ли это? Или это вымыслы египтян, нацеленные, чтобы опорочить именем раба человека, правившего их страной на на протяжении более 20 лет? Ответы на эти вопросы требуют новых изысканий.
Имеющиеся на данный момент отрывочные источники не позволяют делать окончательные и достоверные выводы. Сегодня известно лишь то, что во время рождения Бейбарса последний шах Хорезма Жалал аль-Дин был жив, а исконные земли Хорезма и Хорасана были уже захвачены монголами.
Жалал аль-Дин вёл войны в Северной Индии, Иране, Азербайджане. В числах между 17 и 20 августа 1231 года, находясь в бегах, он был убит во время сна кинжалом от руки неизвестного курда, мстившего за убитого хорезмцами родственника. Хорезмскую армию возглавил эмир Муххамед  Баракат-хан ибн Даулет-Малик ас-Салих из династии Айюба, который породнился с ним, выдав замуж за него младшую сестру. Втянув в раздорные войны аюбских султанов, хорезмская армия была охвачена мятежами и враждой. В это время правитель Дамаска, объединившись с крестоносцами, готовился к нападению на Египет. Египетский султан аль-Малик ас-Салех, призвав на помощь хорезмцев направил в Сирию несметную армию под предводительством Рухи ад-Дин Бейбарса. 17 ноября 1244 года под Газой состоялась битва между войсками Дамаска и Египта, в которой египтяне победили, полностью разбив врага. Египтяне и хорезмцы захватили Газу, Палестину, Иерусалим и в 1245 году Дамаск. Здесь начались земельные раздоры между хорезмцами и айюбами. Обделённые хорезмцы перешли во враждебный стан. В это же время Рухи ад-Дин Бейбарс, тесно сотрудничавший с хорезмцами и пользовавшйся у них высоким авторитетом, был немедленно отозван в Каир и взят под стражу, а затем убит в заточении. Причиной явились его брачные узы с хорезмской девушкой. Эти исторические данные, описанные в материалах аль-Макризи, Абу-л Фида, Ибн Тарги-Берди, похоже, не имеют ничего общего с  рассматриваемой нами личностью, так как в описываемый период султан Бейбарс не был убит. Наоборот, его счастливая звезда только восходила.
Также нельзя путать приводимого в сочинениях В. Г. Тизенгаузена арабского поэта по имени Руккедин Бейбарс ни с этим предводителем, ни с известным египетским правителем. Так, в 1282 году поэт пишет об умершем Монке-Темире, затем об отношениях Токты и Ногая. А ведь к этому времени Султан Бейбарс уже покинул суетный мир.
Однако, что означает именная приставка Рухи-ад-Дин, связующая этих трех различных Бейбарсов? Возможно, это титул рода, в свое время купившего отрока по имени Махмуд, и все трое они относятся к этому роду. Именно этот смысл может быть заложен в словах Фатимы-ханум: «У меня умер мальчик, похожий на тебя. И пусть имя твое будет похожим - Бейбарс». По сей день это остается загадкой. В истории о хорезмцах в Сирии и Египте отсутствует источник, явно свидетельствующий о происхождении рассматриваемого нами имени аль-Малик аз-Зауир Рухи ад-Дин Бейбарс аль-Бунбуктари ас-Салахиддин.
Правивший Египтом Бейбарс взошел на трон в 1260 году и умер от покушения в 1277 году. С приходом к власти готовился выступить против Крестового похода. Начиная с 1265 года, он захватил одну за другой укрепленные крестоносцами крепости. Совершил походы против царства Малой Армении в 1267 году. Союзничал с Золотой Ордой в борьбе против господства династии Хулагу. В 1262 году через Византию направил первого посла: за два столетия Каир и Сарай обменялись почти 50 послами. Союзные связи между Египтом Османской империи и Золотой Ордой, заложенные султаном Бейбарсом, получили новое развитие во времена Токтамыса. Был сторонником исламизации Золотой Орды. По описаниям Ибн-Абдезаххира и Руккедина Бейбарса, египетский султан аль-Малик аз-Захер, настроив Берке против Хулагу, стремился посеять раздор между монголами. По словам Ибн-Уасила и аль-Муффаддила, Берке через посла передал: «Мы - с запада, ты - с востока - возьмем в окружение армию Хулагу и истребим всех до единого», аль-Малик аз-Захер поддержал его».
Неоспорим факт, что Султан Бейбарс не египтянин и является мамлюком. Не безызвестно также, что он является выходцем из тюркских племен Хорезма, подавшихся на Ближний Восток после нашествия монголов. Остатки расколовшейся хорезмской армии существовали за счет набегов, спасались бегством и пополняли ряды мамлюков. Так, вооруженный отряд туркмена Айбека прошел именно такой путь. Многие беженцы из захваченных монголами земель были пленены, проданы в рабство и в итоге оказались в рядах мамлюков. Этот путь проделали многие кавказцы и степняки, среди которых в основном были кипчаки, проживавшие ранее на берегах Черного и Азовского морей. Часть племен в 1241 году под руководством хана Котена пересекла Дунай и поселилась в степях Паннонии. Отставшие от них, либо бежавшие из монгольского плена племена, не найдя мест для поселения, продавались на рынках рабов. Сумевшие же противостоять и выжить были вынуждены податься еще глубже на Ближний Восток после гонений Батыя. Это были в основном племена, перекочевавшие через Алтай остатки раннего Тюркского каганата, выступавшие против Чингисхана и вынужденные к дальнейшему переселению. Почти все такие племена назывались кипчаками.
Известно, что большинство находившихся под предводительством Бейбарса египетских мамлюков были кипчаками. В Каире поселения таких кипчаков назывались Ордой. Не признавая арабских обычаев, они придерживались своих традиций. Мамлюкская знать ездила по улицам в каретах, перед которыми шествовало около трехсот музыкатнов, одетых по-кипчакски и исполнявших родные мотивы. Праздновали свадьбы с роскошью, ели исконно национальные блюда из конины, пили кумыс.
В летописи Лаврентия Бейбарс величается как «бурчевич», а арабский писатель аль-Айни называет его, а также убившего его и после взошедшего на трон Калауына «вышедшими из кипчакского рода берж». На основе гидронимов и топонимов Алтая, Сибири и Южных русских равнин Мухамеджан Тынышбаев, связав этноним Алаш с дальными родственниками Алшын, характеризует входящее в его состав племя берш как племя, пришедшее в Восточную Европу задолго до монгольского нашествия. Алкей Маргулан, исходя из наличия у хазаров двух общин «хазаругх» и «берштек», считает берш одним из племен, проживавших ранее в тех районах до прихода арабов.
Историк С. А. Плетнев говорит об образовании во второй половине VI века Тюркского каганата, его вражде с государством абдалов (эфталитов) и связях с Византией и Ираном. После победы над абдалами Каган с войной хан Естеми завоевывает земли болгар, хазаров, беленжиров и осаждает Бербент. Однако, из-за раздоров среди масих тюрков военный поход на Кавказ откладывается на 15 лет. Лишь в VII веке, возобновив действия и завоевав Дербент, Албанию и Иберию, они намеревались осадить Тбилиси. В 630 году при нашествии на Армению тюркскую державу снова охватывают раздоры, рушится ее единство, разделяясь на множество мелких государств. Болгары под руководством Дуло (Дулу) Кубрата, в Тюркском каганате враждовавшие за власть с родом Ашин, создают свое государство. После смерти Кубрата его орда раздваивается: подчиненные Аспаруха пересекают Дунай; подчиненные Ботбая отходят к Хазарскому кагану, управляемому родом Ашин. В VII веке род Ашин правит территорией, охватывающий Закавказье и до Черного моря, создает союз с Византией и выступает против нашествия арабов. В 965 году многострадальная Хазария сокрушена сокрушена союзом русских и печенегов. Хазары бегут в Мангыстау и устье Волги, переходят от иудаизма к мусульманству и объединяются с хорезмцами.
Достоверно известно, что род Ашин правил хазарами, и их вождем был Тоныкок - тесть и политический наставник кагана Билге. Китайский историк Ма Шацшу пишет: «Тунику-выходец из племени Себек рода Карлык, проживавшего на Черном Иртыше в Алтае». Сегодня себек является одним из ответвлений рода берш. Описываемое в китайских летописях племя Айбас также входит в состав рода Ашин. Его вождь батыр Айбас проявил себя в войне против китайцев. Часть этого народа остается на китайской земле, другая - вливается в состав уйгуров, а третья - движется на запад и доходит до Урала. Принимая во внимание, что эту реку в первом десятилетии Х века в своем труде византийский правитель Багрянародный называет Гейх, писатель Анес Сарай считает, что берши обжили берега Урала до IX века. Возможно, это племя и вошло в русские летописи в образе «берчевичей», участвующих в битвах русских и хазар.
Похоже, к этим выводам подводят и рассуждения М. Тынышбаева и А. Маргулана. В таком случае, берши не были на стороне монголов, а воевали против них и под их гонениями вынуждены были кочевать все дальше и дальше. Вполне возможно их участие в битве под Калкой. Также вполне обоснованно происхождение кипчакского хана Котена из рода Ашин. Если учесть, что берши входили в состав ашинов, то неспроста берутся суждения, что, следуя за Котеном, берши находились среди дошедших до Паннонии кипчаков, а в составе казахских бершов имеется ответвление Котен. Известно, что знаменитый Жалел ад-Дин набирал свою армию в Мангыстау, где при правлении хорезмского шаха Мухаммеда проживали огузские и кипчакские племена, бежавшие от монголов и воевавшие против них, ранее объединившиеся с хазарами, а затем присоединившиеся к Хорезму. Допустимо, что среди них были и берши.
Как бы ни было - прибыл ли в Бурсу мальчик по имени Махмуд, после известный как султан аз-Захир Бейбарс либо из Хорезма, либо из Дербента, или родился у берегов Черного или Азовского моря либо в районе Атыраy, его предки происходили от кипчакского племени берш. Если окажется истиной, что убивший его Калауын тоже является «берш оглы», то правившие в Египте с 1250 года мамлюкские султаны - Бейбарс, Сейт, Ахмет Шаламыш, Калауын, Хале, Мухаммед ан-Насыр, — являются берш-кипчаками. И тогда окажется, что род Ашин, правивший в свое время великим Тюркским каганатом, не сходил с политической арены до начала XIV века.
Действительно, до сих пор много неразрешенных тайн в «Жизнеописании султана аз-Захир Бейбарса», берущего начало из ранних летописей. Оно похоже на шифрограмму, оставленную с давних времен последующим поколениям. Безусловно, для полного решения его волшебных загадок и глубоких тайн понадобятся изыскания еще многих поколений.
Несмотря на это, явно и неоспоримо, что на чужой земле этот иноземец выбился из рабства, стал правителем и оставил неизгладимый след не только в истории великого египетского государства и арабского мира, но и в летописи всего человечества. Султан Бейбарс является героем всех кипчакских народностей и единой казахской нации и своим умом, и героизмом, своей любовью и преданностью родной земле заслуживает нашей гордости и почета всех поколений.