Календарь-солнцеворот и древние Боги Космоса

Наталья Бобыкина
научная статья
На фотографии ширинка с вышивкой календаря-солнцеворота, реконструкции узора полотенца Пудожья и Заонежья 19 века.

    Целью данной статьи является изучение движения созвездий Северного полушария, расположенных над территорией России, сопоставление их с героями русских народных сказок и поиск среди созвездий образов Древних Славянских БОГОВ.
    Для этой цели перед исследователем были поставлены следующие задачи:
1. Изучение календарных систем и традиционных народных календарных обрядов дохристианского периода нашей страны.
2. Изучение околополярных и зодиакальных созвездий, а также созвездий, находящихся между выше названными группами.
3. Изучение героев русских народных сказок и былин.
4. На основании полученных результатов определение сказочных персонажей - аналогов созвездий Северного полушария неба.
5. Определение созвездия, несущего образ Великой Славянской Богини, отвечающей за земледелие у восточных славян.
    Календарь – это «система регистрации времени, сопоставление событий с циклами, выбранными в качестве системы отсчета» [2], система счисления дней в году. Многие народы искали удобный и наиболее точный расчёт дней года, чтобы распределить по нему рабочие дни и обозначить время для обрядов и праздников. Восточный древний китайский календарь рассчитывался по годовым движениям планет Юпитера и Сатурна. Условно сравнительная мера движения материи во времени у многих народов мира рассчитывалась либо по движению Солнца (солнечные календари), либо по движению Луны (лунные календари), либо по движению Солнца и Луны одновременно (солнечно-лунные календари).
     Солнечно-звёздные календари распределяли жизнь человека по циклам солнечной активности и расположением на небосводе самых ярких звёзд, влияющих на судьбу жителей Земли. К таким календарям относится и древний земледельческий славянский календарь, состоящий из 8 сезонов.
    Началом астрологического года у астрономов и астрологов мира считается день весеннего равноденствия, когда движущееся по своей траектории Солнце входит в 0 градус созвездия Овна, пересекая при этом небесный экватор, разделяющий небо на северную и южную половины. В этот момент день равен ночи, а Силы Добра и Зла находятся в равновесии.
    Из-за прецессии Земли точка весеннего равноденствия перемещается по эклиптике навстречу годичному движению Солнца и приходится в разные годы на разные дни и часы [7, с. 29]. Одновременно с ней сдвигаются и другие важные солнечные даты.
Прецессия – это медленное передвижение точек весеннего и осеннего равноденствий по эклиптике Земли навстречу Солнцу. Из-за этого новое равноденствие наступает раньше, чем Земля опишет полный круг.
    В современном календаре в году 365 дней, распределенных на 12 месяцев или 52 недели по 7 дней. А древний славянский сельскохозяйственный календарь состоял из восьми месяцев по 40 дней. Занимаясь земледелием, древние народы обнаружили, что приблизительно через 40 дней «у человека появляется хроническая усталость от тяжёлого труда, либо сельскохозяйственные работы определённого назначения подходили к концу» [3, с. 108]. На границах перехода из сезона в сезон существовали пять праздничных дней, во время которых человек мог передохнуть и подготовиться к следующему циклу сельскохозяйственных работ.
    Восьмичастный земледельческий календарь передавался из поколения в поколение, его письменный источник найти не представляется возможным. Б.Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» написал: «Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного бытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения» [10, с. 39].
    Каждый из восьми сезонов включал в себя следующие обряды, характерные для многих культур, существующих на территории нашей страны:
1. Культ Солнца, встреча его на восходе первого дня и провожание на закате последнего дня праздника;
2. Культ мёртвых (предков и ушедших богов) и маскарады (карнавалы), как часть этого культа;
3. Культ поклонения воде: святость воды в колодцах и источниках;
4. Культ поклонения огню: зажжение очистительных костров и прохождение с факелами вокруг жилищ, полей и стад;
5. Культ поклонения лесу, растениям и деревьям;
6. Инициация женщины, как олицетворения богини света, рождающей божественного человека;
7. Культ ткачихи-богини (выращивание льна, ткачество, шитьё, вышивка);
8. Охотничий культ и смена сезонов охоты на разных животных и птиц;
9. Культ Матери-сырой земли: земледельческий цикл, включающий в себя смену сельскохозяйственных работ;
10. Скотоводческий цикл, включающий в себя выгон скота на пастбища и загон обратно в стойла, инициация мужчин;
11. Рыболовецкий цикл;
12. Бортнический цикл.
    Сорок дней длился каждый из восьми сельскохозяйственных сезонов, между которыми располагались пятидневные праздничные обряды перехода. В древнем славянском летоисчислении существовала неделя, содержащая пять, а несем как сегодня дней. Пятый день посвящался главной Богине или Богу. В книге Н.М.Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» [4, с. 29] автор описал пятидневную неделю, где пятый день посвящался древней богине, имя которой теряется в веках. Сегодня мы ее олицетворяем с Макошью или христианской Прасковьей-Пятницей. Но так ли это на самом деле?
Космические знания наших предков заключены в русских народных сказках. Сказки – это наш «русский метакод». Впервые термин «метакод» применил русский писатель и философ Константин Кедров в 1982 году.
    «МЕТАКОД — это система художественных символов, отражающая в художественных образах единство человека и космоса, общая для всех времен во всех существовавших ареалах культуры». «Метакод есть генетический код мироздания и культуры. Он в равной мере присутствует и в космогонических мифах и в современной космогонии. Метакод так же объективен, как генетический код в живой материи. Самым надежным, зримым и вечным хранилищем метакода Кедров считает Звездное небо, перекодированное в слово» [5].
    Русские сказочные персонажи, по предположению писателя и философа К.А.Кедрова, - это околополярные созвездия Северного полушария, находящиеся в небе над Россией [6]:
- Большая медведица – Медведь, символ многих народов мира;
- Малая медведица - избушка на курьей ножке, на веретенной пяточке;
- Цефей (Кефей) – Кащей Бессмертный;
- Кассиопея – Баба Яга;
- Дракон – Змей Горыныч;
- Калинов мост - Млечный Путь;
- Дева – Царевна-невеста;
- Андромеда – Вторая Царевна-невеста.
    К этому сонму Богов и божественных сил можно добавить и созвездие Жирафа, которое почти не связано с древней мифологией, но оно находится около полюса и очень значимо. Можно высказать предположение, что ранее это было созвездием Динозавра. Оказывается, что, несмотря на длительное обитание динозавров на планете, ни одного созвездия, посвященного этому вымершему животному на Звездном небе нет.
    Если мы возьмем предположение, что Кассиопея, Цефей и Дракон - это Баба Яга, Кащей Бессмертный и Змей Горыныч, то сразу становится понятным темная сторона этих Древних Богов. Эти созвездия видны только с приходом темноты, и они всегда расположены в центре звездного неба, являются главными околополюсными созвездиями. Три головы Змея Горыныча – это три звезды Дракона,соединяющиеся лучами с четвертой звездой, вместе составляющих голову Дракона.
    Созвездие Кассиопеи – Бабы Яги находится рядом с Млечным путем – Калиновым мостом, считающимся дорогой в иные миры, куда уходят души умерших предков. Большая часть созвездия Кассиопеи находится на Млечном пути. Баба Яга – это самая древняя богиня-Богородица, Ма, Ма-Дивия, Макошь. В народных русских сказках ей подчиняются звери и птицы, рыбы и насекомые. Она помогает главному сказочному герою достать гусли-самогуды, погубить Кащея Бессмертного и Змея Горыныча, достать меч-кладенец и крылатого коня Сивку-Бурку. Кассиопея частично находится на Млечном пути, который олицетворяется с дорогой в навий мир, птичьей дорогой, по которой уходят души предков. Поэтому Баба Яга изображается с костяной ногой, находящейся в навьем мире.
    Пять звезд в созвездии Цефея (лат. Cepheus) составляют неправильный пятиугольник, часть которого находится на Млечном пути, как и у Кассиопеи – Бабы Яги. Это объясняет образ Кащея в виде скелета и представление его жилища в потустороннем мире в виде высокой башни. В сторону созвездия Цефея постепенно смещается северный полюс мира. Звезда Альраи в 3100 году окажется вблизи полюса, Альфирк в период с 5100 по 6500 гг., а звезда Альдерамин станет полярной с 8300 г. н. э. [11]. Тогда Цефей надолго превратится в главное созвездие Северного полушария.
    На арабских картах созвездие Цефея носит имя Аль-Мультагиб, что значит «пламенный» или «пылкий». Не в этом ли заключается загадка сказочного Кащея в любвеобильности к молоденьким девушкам? Он одной ногой упирается в полюс мира, а второй - в Малую Медведицу [11].
    Полюс мира – это точка небесной сферы, вокруг которой происходит видимое суточное движение звёзд из-за вращения Земли вокруг своей оси. Северный полюс мира находится в созвездии Малой Медведицы, южный - в созвездии Октант [9].
Среди экваториальных созвездий своей необычностью и большими размерами привлекает созвездие Девы (Солнце находится в созвездии 16 сентября – 30 октября, но царствование Девы начинается с 23 августа). Это одно из самых больших созвездий Северного полушария, второе по величине после Гидры, созвездия Южного полушария. Дева появляется в зоне видимости на Северной части неба в особо важные дни земледельческого календаря.
    Дева – древнее созвездие, было известно 4500 лет назад. Оно изображено в звездных атласах Гиппарха (древнегреческий астроном), включено в каталог звездного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» с названием Virgo (лат. - девственница, дева) во II в. до н.э. Она держит в руках сноп колосьев (звезда Спика). По мнению астрономов между звезд Девы расположен центр сверхгалактики в виде облака, состоящего из более чем 2,5 тыс. звездных систем.
    Созвездие Девы в полной красе выступает в средней полосе России в конце осени. Дева хорошо видна зимой, весной и летом до начала июля. С начала июля до дня осеннего равноденствия созвездие Девы почти целиком уходит за горизонт и находится на теневой стороне - в Южном полушарии. Именно в этот период у многих народов нашей страны существовали обряды «Похороны Русалки» или «Похороны кукушки».
    Движение созвездия Девы по небосводу в течение года определяет сезоны  земледельческих работ землепашцев центральной части России. Можно высказать предположение, что этой Богине соответствует славянская Богиня Лада. Но многие исследователи славянской мифологии, такие как А.А. Потебня, А.Л. Топорков и др., считают богиню Ладу «кабинетной фантазией», вымыслом А.С.Фаминцына и Б.А.Рыбакова с его последователями, что не совсем верно.
    В славянской мифологии существуют мифы о прародительнице русского народа – русалке Роси. Может быть именно она запечатлена в истории Руси как Великая Славянская Богиня и соответствует созвездию Девы?
    Какие черты созвездия Девы могут указывать на ее русалочий образ – образ морской царевны, Царь-девицы?
1. Нижняя часть созвездия Девы постоянно находится на теневой стороне неба, как будто она плавает по глади звездного океана. Значит, у нее есть жабры и хвост.
2. Дева уходит в летний период на южную сторону неба, как бы тонет, и снова выходит на светлую сторону небольшим кусочком в августе, постепенно возвращаясь в Северное полушарие к дню осеннего равноденствия.
3. Жизнь созвездия Девы, как богини, отвечающей за земледелие, хорошо просматривается в контексте древних мифов и обрядов славянского календаря-солнцеворота, в которых описаны рождение Богини, ее взросление, жизнь, смерть и даже жизнь в мире Прави после смерти.
    Созвездие Девы играет большую роль в славянском солнечно-звездном календаре. Его хорошо видно с сентября до начала декабря с начала сумерек до самого утра. Оно занимает огромную часть небосвода. В связи с тем, что летом созвездие Девы уходит за горизонт, как бы умирает, тонет, то функцию земной Богини принимает на себя созвездие Андромеды. Этому космическому персонажу в древних русских мифах соответствует молодая богиня Жива, заменившая Морену (Деву, Ладу и др.) – первую жену Даждьбога, ушедшую в иной мир.
    Созвездие Андромеды ведет свою историю из Древнего Вавилона. Но у финикийцев на месте Андромеды располагалось другое созвездие – Ток – большое пшеничное поле с работающими на нем сборщиками колосьев, куда в свое время входили и звезды из созвездия Кассиопеи. Самая яркая в Андромеде – желтовато-красная звезда Мирах, что в переводе с арабского обозначает «пояс» и располагается она на талии Андромеды. У ног Андромеды расположена оранжевая звезда Аламак, хищный зверек семейства куньих. Именно так изображается и Богиня Андромеда.
    Всю осень Андромеда видна в темное время суток, с наступлением темноты - на востоке, поздно вечером и в полночь — на юге, а под утро — на западе. С наступлением зимы созвездие смещается на запад, а весной по вечерам находится на северо-западе, как бы отошедшей на второй план и возвращающей величие Богине Деве Ладе-Роси. В средних широтах Андромеда заходит за горизонт лишь частично, севернее Петербурга вообще является незаходящим созвездием. Хищный морской зверь Кетус, который должен был проглотить царевну, в русских народных сказках называется Чудо-Юдо-Рыба Кит. В наших сказках чудо Юдо проглотил Морскую Царь-девицу с ее кораблями и свитой, а вызволил ее сказочный герой. Сзади созвездия Андромеды есть созвездие Кита, а в качестве спасшего ее героя - созвездие Персея, унесшего Андромеду на крылатом коне Пегасе (созвездие рядом с Андромедой).
Созвездия Северного полушария неба можно разделить на три части (круга):
1. Околополюсные;
2. Боги, отвечающие за планету Земля;
3. Зодиакальный круг.
    Между этими группами созвездий существуют малые круги небольших созвездий животных и птиц, передающих людям сообщения от вышестоящих богов.
    Например, созвездие Лебедь находится и в первом и во втором кругах, как связующее существо между божествами первого и второго круга. Таким же свойством обладают созвездия Рыси, Лисички, Ящерицы и др.
    Созвездия Геркулес, Волопас и Змееносец – мужские мифологические персонажи, которые находятся между первым и вторым кругами и являются смертными детьми Верховного Божества, что вполне закономерно по их местоположению на северном полушарии неба.
    На полотенцах, скатертях, рубахах и других вышитых изделиях есть целый ряд узоров, соответствующих календарному времяисчислению. Ещё Б.В.Рыбаков описал ряд вышитых орнаментов, назвав их месяцесловами [10, с. 509]. Алексеев А.В., сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, сделал попытку раскрыть значение орнаментальных полос на полотенцах как элементах линейного календаря [1, с. 11]. Среди вышивок русского народа присутствуют узоры календарной обрядности и звездных героев, но это - тема следующего исследования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. При изучении календарных систем и традиционных народных календарных обрядов дохристианского периода нашей страны был выявлен славянский календарь-солнцеворот, разделенный на восемь периодов.
2. Изучение околополярных и зодиакальных созвездий выявило их общие черты с героями русских народных сказок.
3. Традиционные календарные обряды русских центральных губерний, помимо поклонения Солнцу, описывают рождение, жизнь, смерть и воскресение Великой Славянской Богини, отвечающей за земледелие у славян. Ее образ тесно связан с созвездием Девы, а также мифологическим персонажем русских народных сказок – Русалкой Росью, прародительницей русского народа.
    Исследования образа Великой Славянской Богини будут продолжены. Отсутствие данных о праславянском календаре и русской дохристианской астрономии создает трудности в исследовании этого женского образа, но не станет препятствием на пути изучения персонажей славянской мифологии и сопоставления их с созвездиями Северного полушария неба. Собранные по капелькам знания наших предков по русской астрономии – славянскому звездочетцу - это важные вехи истории нашей страны, так долго ожидавшие своего возвращения.
Статью хорошо читать, имея под рукой карту звездного неба.

Использованная литература:
1. Алексеев, А.В. Русский север и его сокровища/ А.В.Алексеев. - Из собрания Звенигородского музея / А.В.Алексеев. – Звенигород, 2011, 24 с.
2. Девор, Н. Астрологическая энциклопедия / Н.Девор. [Электронный ресурс] – Нью-Йорк, 1947. – Код доступа: https://astrologic.academic.ru/119. – Дата обращения 25. 11. 2017
3. Бобыкина, Н.Ю. Орнаменты, мифы, сказки / Н.Ю.Бобыкина. – М.: Маска, 2008, с. 108.
4. Гальковский, Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. - Харьков: Епархиальная типография, 1916. – Т. 1. - 368 с.
5. Кедров К.А. Звездная книга / К.А.Кедров // Новый мир. – М.: 1982.- № 9. [Электронный ресурс]. - Код доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Звёздная_книга_(Кедров,_1982). - Дата обращения 21.10.2017.
6. Кедров, К.А. Поэтический космос / К.А.Кедров. - М.: Советский писатель, 1989. - 333 с.
7. Климишин, И.А. Календарь и хронология / И.А.Климишин. – М.: Наука, 1985. – 320 с.
8. Лалош, М. Сравнительный календарь древних и новых народов / М.Лалош. - СПб.: Типография А.М.Котомина, 1869. – 322 с.
9. Полюс мира. Астронет [Электронный ресурс]. - Код доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1178058. Дата обращения 23.11.2017.
10. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А.Рыбаков. – М.: Наука, 1988. – 783 с.
11. Созвездие Цефея [Электронный ресурс]. - Код доступа: https://aboutspacejornal.net/созвездие-цефей/. Дата обращения 23.11.2017.
12. Фламмарион К. Звездное небо и его чудеса. — СПб, 1899. – 612 с.