Энциклопедия Браун-4. - Дональд Соболь

Викентий Борисов
Дональд Дж. Соболь

                ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРАУН

                Книга четвёртая

               ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРАУН РАЗОБЛАЧАЕТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

Курильщик кофейной гущи
 
Роско Керр положил двадцать пять центов на канистру с бензином. Его рука дрожала.
– У меня большие неприятности, – заявил он.
– Ты уверены, что хочешь детектива, а не доктора? – спросил Энциклопедия. – Ты дрожишь, как трава на ветру.
Салли поспешила подставить пустую коробку.
– Сядь, пока не грохнулся, – предложила она.
– Со мной всё будет хорошо, – вздохнул Роско. – Я выкурил слишком много кофейной гущи.
– Лучше бы тебе сменить марку, – посоветовал Энциклопедия.
– Я бы вообще бросил курить, но уже слишком поздно, – признался Роско. – Час назад мне позвонили. Звонивший угрожал рассказать моей маме, что я курю, если не буду платить ему доллар в неделю.
– Это шантаж! – ахнул Энциклопедия.
– Кто тебе угрожал? – спросила Салли.
– Гарри Халлахан, – ответил Роско. – Лучше бы мне не удалось его засечь, когда он курил за старым зданием библиотеки!
Гарри Халлахан и старое здание библиотеки были новостью месячной давности. Гарри признался в полиции, что тайно курил сигареты за зданием. А из-за его небрежности возник пожар.
– Теперь он преследует меня за то, что я сообщил о нем, – протянул Роско. – Всякий раз, когда мы встречаемся, он достаёт меня.
– Он подходит и пинает тебя? – спросил Энциклопедия.
– Нет, колет, – объяснил Роско, – деревянной кухонной спичкой  (кухонные (каминные) спички большие и твёрдые, в отличие от известных нам обычных маленьких) или черенком своей трубки.
– Тогда одевай вельветовые штаны, – посоветовал Энциклопедия.
– В этом случае, – ответил Роско, – Гарри заставляет меня сделать стойку на голове. И зажигает спичку о подошву моей обуви. Он никогда не простит, что я сообщил о нём.
– Это был твой долг, – заявила Салли.
– Я знаю, – согласился Роско. – Но я забыл, что Гарри старше, чем выглядит. Его семнадцатый день рождения случился на прошлой неделе. Мать разрешила ему курить трубку с настоящим табаком где угодно. С тех пор он использует меня, чтобы зажечь огонь!
– Это ужасно, – сказала Салли. – Разве мы не можем что-то сделать, Энциклопедия?
– Давай сначала разберёмся с шантажом, – ответил Энциклопедия. – Ты сегодня курил, Роско?
– Всё утро, – признался Роско. – У меня постоянно кружилась голова. Мне пришлось прерываться, чтобы глотнуть воздуха.
– Пыхтел кофейной гущей, набив ей старую трубку из кукурузного початка, как обычно, – хмыкнул Энциклопедия – Где ты жёг свои лёгкие?
– На деревьях позади моего дома, – ответил Роско.
Энциклопедия решил осмотреть место. По дороге Роско честил себя напропалую.
– От курения зеленеет лицо, но я думал, что остался умным, – плакался он. – Если ты вытащишь меня из этой лужи, Энциклопедия, я поклянусь завязать с курением на всю оставшуюся жизнь.
Все трое спустились по склону за домом Роско. Роско остановился среди группы деревьев.
– Обычно я покуриваю под навесом, – сказал он. – Никто не может видеть меня. Но сегодня утром я курил под этим дубом.
Энциклопедия уселся под навесом Роско. И ничего не видел, кроме деревьев, густо растущих впереди. Он перешёл к дубу. Теперь было видно одно окно соседнего дома.
– Там живут Халлаханы, – сообщил Роско. – Это окно – комната Гарри. Но его нет дома.
– Откуда ты знаешь? – спросила Салли.
– Его родители отправились на Стюарт Бич на целый день, – сказал Роско. – Мистер Халлахан – рыбак. Когда он уезжает, Гарри обязан уйти из дома рано утром, чтобы осмотреть сети. Он не вернётся примерно до полудня.
Часы Энциклопедии показывали пять минут второго. А также – каплю дождя.
Небо было чистым, за исключением одного чёрного облака. Внезапно облако как будто открылось, и разразился дождь.
Энциклопедия, Салли и Роско бросились под навес. Пока они пережидали дождь, Роско рассказал о телефонном звонке.
– Шантажист приказал оставить доллар завтра под коричневым камнем за статуей Томаса Эдисона, – промолвил он.
– Мы можем спрятаться неподалёку и поймать его, когда он заберёт деньги! – предложила Салли.
– Гарри скажет, что случайно отбросил ногой камень и увидел под ним деньги, – возразил Энциклопедия. – Нет, мы должны поговорить с ним, прежде чем Роско заплатит хотя бы цент.
Когда дождь прекратился, они поднялись на холм к дому Гарри. Грузовик Халлахана-старшего был припаркован перед домом. Каменную дорожку к входной двери покрывали два дюйма дождевой воды.
Роско исследовал тыл.
– На задней дорожке ещё хуже. Другого пути в дом нет, – объявил он.
Все трое, разбрызгивая воду, поплелись к входной двери. Салли позвонила.
Гарри крикнул из кухни, предлагая зайти. Он готовил себе обед.
– Ты видел из окна своей спальни, как Роско курил сегодня утром, – сразу взял быка за рога Энциклопедия. – По телефону ты угрожал всё рассказать его матери, если он не будет платить тебе доллар в неделю.
– Да ты вообще ополоумел! – взвился Гарри. – Я ушёл ещё на рассвете. И всё утро был на реке.
– Только не говори нам, что ты только что вернулся домой! –  фыркнула Салли.
– Я пригнал грузовик обратно во время дождя, – сообщил Гарри. – И ждал в грузовике, пока дождь не прекратился. А потом отправился прямо на кухню.
Гарри вынул трубку из кармана и набил её табаком. Затем полез в коробку кухонных спичек, лежавшую на плите.
– Мы знаем, как ты зажигаешь трубку! – выпалила Салли.
Гарри поднял ногу и чиркнул спичкой по подошве своего ботинка. Быстро и с немедленным эффектом.
– Хватит шантажировать Роско, – заявил Энциклопедия. – А иначе ему придётся рассказать твоему отцу.
– Что рассказать? – хмыкнул Гарри.
– А то, что ты всё утро проваландался дома вместо того, чтобы осматривать рыболовные сети, – ответил Энциклопедия.


ОТКУДА ЕМУ ЭТО ИЗВЕСТНО?

ОТВЕТ

Гарри сказал:
– Я ждал в грузовике, пока дождь не прекратился. А потом отправился прямо на кухню.
Это означало, что он должен был пройти через залитую водой дорожку к дому – спереди или сзади.
Однако его обувь была сухой, а не мокрой. Он зажёг спичку о подошву, помните?
Когда Энциклопедия указал на этот факт, Гарри признался, что был дома весь день. Он заметил, что Роско курит, и решил шантажировать его.
И для того, чтобы отец не узнал, что ему было лень проверять рыболовные сети, Гарри пообещал не рассказывать матери Роско о том, что Роско тайком покуривает кофейную гущу.