Отцовский завет

Дубровская Надежда
  -Ну, - отец строго, серьёзно и даже зло, посмотрел на меня и младшую дочь, - не умеете дружно жить со своими мужьями, -  выбирайте, на чём поедете сено метать!

Мы с сестрой стояли перед ним, как нашкодившие котята:  опустив головы,  разгребали пыль резиновыми сапогами.

Вчера Татьяна сообщила отцу, что хочет развестись с мужем, а я уже месяц жила  у них в деревне с сыночком, оставив суженого – ряженого в городе.

Выбор, предоставленный отцом, был не велик,  но ужасен по своей непредсказуемости и железобетонной логике.

Перед нами стояли – гусеничный трактор  ДТ -75, машина «Нива» и запряжённая лошадь с механическими, железными граблями.

Сестра, вздрогнув и набрав  побольше  воздуха в рот, чтобы не расплакаться, пошла к легковушке.

Она окончила аграрный факультет сельскохозяйственного  института, водительских  прав ещё не имела, но опыт вождения, кой- какой был.

Папа сел за рычаги трактора, а мне махнул рукой: - «Догоняй!»

Делать было нечего: я потихоньку подошла к лошади, та покосилась на меня своими чёрными, блестящими глазами,  навострила уши и дико заржала.

Под её всхрапывания, жертва будущего развода, попыталась забраться на грабли, напоминающие полукруглый гребень, каким бабушка закалывала свои жиденькие волосы, только огромный и страшный.

Наверху у этой чудо техники возвышалось сиденье и рядом, как тупая сабля, торчал железный рычаг.

Водрузившись на этот подиум, я взяла в руки вожжи,  отчаянно крикнула:
-Но, пошла!

И лошадь пошла, а вернее понесла  -  по кочкам…

А я зарыдала в голос.  До нашего покоса добираться  было часа полтора по лесной дороге. И почти всё это время эхо разносило по округе мои жалобы на  горькую судьбину и проклятия в адрес очередной пассии мужа:
- «Господи, покарай её за сиротские слёзы моих детей».

Вспомнила и пересказала, размазывая сопли,  всю историю нашей первой любви. Как  отказавшись от всех предложений,  ждала его из армии. И слова   «граница»,  «погранзастава» не сходили у меня с губ.

Когда дошла до того случая, в котором  муж,  переступив через больного сыночка,  взял свой рюкзак и уехал сплавляться по горным рекам на две недели, лошадь замедлила свой бег.

Потом остановилась совсем.

Тяжело, по-бабьи,  вздохнула и тихо пошла по дороге, которую давно и хорошо знала.

На нашей делянке папа уже срубил берёзку, сделал из неё «волокушу» и ждал меня, для дальнейших инструкций.

Сколько нервов и седых волос  стоила ему эта поездка,  он признается мне лет через десять.

- Вначале сгребай всю « ручку», то есть скошенное сено в валок, периодически поднимая и опуская рычаг, стряхивая сено. А потом заезжай перпендикулярно и превращай эти валки в кучки. Ну, как вы тесто на пельмени с матерью делайте:  катаете жгут, а потом режете его на шарики.

И уже с плохо скрываемой тревогой,  посмотрел на меня.

Я и «Чалая», так, оказывается, звали мою спасительницу,  внимательно слушали его наставления.

Лошадь всё поняла,  казалось вперёд седока.  Мне оставалось только  держаться за вожжи одной рукой, а другой выжимать этот тяжеленный механизм.

Исправно, не торопясь, делая своё дело, Чалая внимательно, ободряюще поддерживала меня, то взглядом, в котором сквозила вековая мудрость, то весёлым ржанием.

-«Коня на ходу остановит? В горящую избу войдёт?» - читалось в её взгляде.

Никогда в жизни  ни до, не после, не работала  я на граблях, но со своими делами справлялась великолепно, благодаря её поддержке.
 
-Какого лешего мужику твоему надо? – возмущался подошедший через два часа хозяин кобылы.

-Такая ладная, работящая. И мать твоя такая же, - шепнул тихонько, покосившись на отца.

Родители дружно таскали кучки сена на волокушу. Сестра, которая тоже благополучно добралась на машине, сгребала остатки запашистой, духмяной травы.

Друг отца дядя Володя, видя, что я и его любимица прекрасно справляемся с поставленной задачей, пошёл помогать  отцу. А мама умело вершила стожок, укладывая навильники  душистого сена в самую середину и плотно утаптывая  его, чтоб ни дождь, ни снег не испортил будущий корм для её любимицы коровы Ночки.

-Не обижайтесь на меня, доченьки, - проговорил вечером отец. – Трудно жить сыновьям без отца, да ещё в мирное время. Не правильно это. Постарайтесь  найти заросшую тропинку к сердцу друг друга. Я, конечно, выращу внуков любимых. Но отец – есть отец. Своего я потерял в войну. Мама одна тянула четверых. Дед с бабкой помогали, не голодовали. Правда, круглую картошку, не могу, есть до сих пор. Но я помню каждую редкую  минутку, проведённую с отцом. Он работал на МТС и запах бензина с тех пор, дороже всех запахов на свете. Как сегодня помню последние его слова: «Толик, ты остаёшься за главного. Живите дружно. Любите людей». И ласковую, шершавую ладонь на своей голове. Восемь лет мне было в сорок первом, когда похоронка пришла.

Папуля утёр слезу и сказал громко всем, сидящим за столом:

- Ну, за дочек моих, - умниц, красавиц и тружеников с детства!

-И за жён наших, продолжили негромко, неожиданно появившиеся на пороге брошенные мужья.

Смущённо потоптались там и вдруг спросили у отца:
- Пап, а где у тебя бредень, мы бы вместе с супругами  сходили, рыбки на утро наловили…

-Там в омшанике поищите, как ни в чём не бывало, - ответил отец и выпил  стакан самогонки до дна, не предложив зятьям.

- Схожу, помогу им, а то память  у них девичья, - сделав ударение на последнем слове, через минуту сказал папа, обратившись к нам, глаза опустившим долу.

…Закинув за плечи сеть для ловли рыбы, мы в очередной приезд вновь пошли с мужьями на речку.

- Снова рыбалить? – выглянув из-за своей ограды, спросил дед Паша.

-Хватит, хватит, - и он хитренько подмигнул нашим любимым. – Бабы – то ваши уже на людей не похожи!
И от общего весёлого смеха вздрогнула улица.

Сестра была на шестом, а я на седьмом месяце беременности.