Глава 21. По следу лиса

Иван Цуприков
Из повести "Сыщики Лисьей горы"\

Перелесок издали напоминал рощу из молодых деревьев подростков. По тявканью лис бежал именно в ту сторону, и Колька с Тишкой старались не отставать от этого животного, зовущего их за собой. А то, что это было именно так, никто из них и не сомневался. Лис именно звал их идти за собою, подпуская мальчишек на десять-пятнадцать шагов к себе, и снова отбегал, оглядываясь и тявкая, ожидая, чтобы они шли за ним дальше. Значит, у него была какая-то проблема, которую и могли разрешить только люди.

А перелесок оказался настоящим лесом с большими деревьями. Из всех них, Коля знал, как назывались только некоторые- дуб, береза.

Углубившись в лес, попали в темноту, настолько плотно кроны деревьев переплелись между собой вверху, закрывая проход к земле солнечным лучам. Но к этому глазам мальчишек нужно было привыкнуть, воздух здесь был прозрачным, но кроме стволов деревьев, и лиса, мелькавшего между ними, они больше ничего не видели.
Через несколько минут все изменилось, лис вывел их на поляну из невысоких кустарников малины и ежевики. Остановился у широкого прохода между ними, и, подойдя к нему, оба мальчика от удивления охнули, увидев опершиеся на ветки малины велосипеды.

- Это Федора велосипед, - Тихон показал на крайний из них с поднятым в верх рулем. – Папа ему такой руль сделал из трубы нержавейки. Правда, красиво? Федя, Федя, ты где? - громко закричал он. – Федя, ау, Федя, ау!   

- Игорь, ау, Игорь, ау! - во все горло, что есть мочи, закричал и Николай.

То, что эти ребята могли потеряться в лесу, ни у Тишки, ни у Коли, сомнений уже не возникало. И они, не уходя от велосипедов, продолжали кричать, делая небольшие перерывы, слушая отклик.

Сначала показалось, что кто-то откликается им, но это оказалось эхо. Это поняли мальчишки, когда пошли на звук и вышли на дорожку, разделявшую лес и сельское поле с рожью.

Колька, сломав сухую ветку, прочертил ею на земле стрелку иположил ее поперек дороги, как указатель, где находятся велосипеды.

- Дед Иван рыбачит где-то там, - Николай указал рукой в сторону возвышенности. – Значит, это и есть Лисья гора, с которой мы пришли сюда.

- Ты уверен в этом? – спросил у него Тишка.

- Мне дед говорил, что она совсем рядом с этим местом.

- Что, вы с ним были здесь?

- Нет, я ему просто объяснил, где мы с тобою и ребятами были, и что с нами произошло. И знаешь, что он мне рассказал про это место? – Коля посмотрел на Тишку. – А то, что оно колдовское!

- Как так? – на лице Филатова появилась ухмылка.

- А вот так. Он тоже здесь в детстве видел всадников скачущих на конях. Одни из них были одеты в халаты, рубашки с широкими штанами. И сабли у них был кривые, как полумесяц, а другие – рыцари с мечами и копьями. Было слышно даже звон железа от их доспехов.

- Ничего ж себе! – воскликнул Филатов.

- Но это еще не все. Дед рассказывал про ту самую кузницу, а когда увидел у меня тот самый кусок железа, он назвал его плавленой болотной рудой. Ее потом кузнец в огне варил, выбивая из нее разную грязь, а потом из нее плавил и ковал разные штуки, мечи, например, подковы, соху, лопату. А потом мой отец этот кусок отвез кузнецу, и тот сказал, что в этом железе много шлаков, их нужно выплавлять и убирать, и только после этого получится железо.

- Ничего ж себе, - открыл рот Тишка. – Зря я не взял такой кусок, как ты, а то бы участковому доказал, что я был в том мире.

- А чего же ты про меня не рассказал, что я с тобою там был? – спросил у него Коля.

- Так не договаривались же мы с тобой об этом. Сам просил, - ответил Тихон.

- Молодец!

- Что обижаешься на меня? – спросил Тихон.

- Да нет, наоборот хвалю, я ведь тоже не признался папке Игоря,что мы были в этом месте.

- А-а-а.

Тявканье лиса отвлекло мальчишек от разговора. И они, больше ни слова не говоря, побежали за ним в чащобу.

Теперь лис от них далеко не уходил, бежал почти рядом, принюхиваясь к запахам. Остановился у той самой коры от березы, которая в прошлый раз Кольке с Тишкой показалась колдуном. И что интересно, близко к ней лис не подходил, держась от нее в метре.

- И что делать будем? – Посмотрел на Кольку Тихон. - В нее залезать, что ли?
Колька пожал плечами.

Но раздавшееся вдали тявканье лиса, заставило мальчишек бежать за ним. Не остановился, почему то он, как под остовом березы, так и под тем огромным тысячелетним дубом, а оббежав его, скрылся за молодой порослью. Мальчишки прибавили шаг и через несколько минут выбежали из леса на заросшее кустарниками поле.

Лис бежал медленно, к чему-то принюхиваясь, стал чаще останавливаться.
И неожиданно раздавшийся громкий крик ворона, испугал не только мальчишек, но и лиса, забежавшего за них.

Большой черный ворон сидел на сухой ветке и смотрел на мальчишек.

- Ох, какой огромный, как петух! – воскликнул Тишка.

- Ага! – согласился с ним Коля. – Даже больше, чем у Игоря.
Мальчики стали идти к нему. Но ворон и не думал их пугаться, а приподняв крылья и опустив немножко голову, смотрел на них.

Упершись животом во что-то, Коля опустил глаза. Это была круглая деревяшка, торчащая из земли, чуть дальше на земле лежало, что-то похожее на остов от повозки с круглыми поржавевшими железными кругами. И если бы внутри их они не увидели железной крестовины, то и не догадались бы, что это старые сгнившие колеса от повозки.

- Ничего ж себе! – воскликнул Тишка. – А вон, смотри, - и он показал рукою на торчащие из земли какие-то круглые деревяшки.

Когда подошли к ним, то увидев внутри их лежавшие ветки, перевязанные между собою,  то ли толстой веревкой, то ли проволокой. Но дотрагиваться до них мальчишки не стали, когда увидели поднявшую голову толстую серую змею. Видно, она здесь грелась.

- Ой, смотри, увеличительное стекло лежит! – и Колька, перебежав на другую сторону этого бывшего строения, скорее всего, когда-то служившего навесом для людей от солнца и дождя, поднял большое круглое стекло, обрамленное черным железом с ручкой. – Это Игоря Судакова увеличительное стекло, сына того самого участкового. Он с этим стеклом никогда не расстается, все мелкое через него рассматривает, как сыщик.

- Значит, он был здесь? – предположил Тихон.

- Наверное, - и отпрыгнув в сторону, вскрикнул, - здесь столько змей.

- Смотри! – Тихон показал рукой в то место, где лиса расправлялась с одной из змей, перекусывая ее посередине. Змея извивалась черными кольцами, но ее голова не могла укусить животное, так как оказалась уже перекусанной и болталась на кожице. – Ничего ж себе! – не мог поверить своим глазам Тишка, наблюдая как лиса съедала змею.

«Кау, кау!», - громкий крик ворона, сидевшего в метрах десяти от них на торчащем из земли невысоком столбе, привлек к себе внимание ребят, и мальчишки, ни слова не говоря, побежали к нему.

Птица сидела над бревнами, из которых, скорее всего, когда-то был сложен дом, и теперь от старости он развалился.

- Федяяяя! – крик Тихона был настолько громким и испуганным, что он заставил вздрогнуть и Николая.

И когда он увидел в руке друга цепочку с двумя ключами, то он тут же вспомнил, что Федька любил размахивать ими в руке.

- Тиха, мы здесь, - то ли раздался шепот из-под этих бревен, то ли показалось Николаю. И уняв кричащего Тишку, он показал ему рукой, что нужно прислушаться. – Тиха, мы здесь, спасай нас.

- Нужно растаскивать бревна, - полез на их середину, - Тихон.

- Ты, что, дурак? – что есть силы закричал на друга Колька. – Им же и так больно, еще и ты полез на бревна. Слезай быстро с них! – и, вытащив из кармана телефон, начал звонить.

- Деда, деда! – кричал он, мы находимся у того места, где я тебе про древнего кузнеца говорил. Здесь мальчишек наших завалило бревнами. Федька Филатов жив, он откликается.  Нужно их спасти. Хорошо, я папе звоню. Я буду вас ждать на месте. По дороге с автобазы езжайте прямо. На развилке поверните направо. Деда, с правой стороны дороги будет поле, а с левой - лесополоса. Жду вас там. Только поторопитесь.

Тихон, припав к бревнам, о чем-то разговаривал с братом, а Колька, набрав по мобильнику папин телефон, уже рассказывал ему о происшедшем в лесополосе с мальчишками, прося быстрей помочь им.

- Тиша, Тиша, - пытался он хоть на секунду отвлечь друга от разговора со своим братом, находившимся под бревнами.

- Тихо, тихо, - ответил тот, - они все живы. В подвал их сбросило, когда бревна начали падать. Дышать им совсем не чем, их надо спасать.

- Тиша, я побежал за взрослыми, папа обещал пригнать сюда технику. Я побежал, - и, скинув с себя рубашку, согнав с торчавшего бревна ворона, повесил ее на него.
– Тиша, услышишь мои крики, кричи в ответ, я побежал. Лис, пошли со мною, покажешь это место.

И животное, словно понимая человеческий язык, побежало вдогонку за Колькой.

- 2 –

Кольке так и не дали даже близко подойти к месту обвала, как и его деду Ивану, и другим сельчанам, кроме его отца, водителей крана и огромного трактора «Кировец», привезшего бульдозер. Колька издали наблюдал, как бульдозер расчистил  территорию рядом с обвалившимся зданием.  И тут же на нее приземлился вертолет, привезший людей в форме. Это, как сказал ему дед, сотрудники МЧС – министерства чрезвычайных ситуаций. Они выгрузили из него какие-то инструменты и двух овчарок - поисковых собак.

Начал работать кран, поднимающий бревна из завала. Из приехавших двух «Уралов» с кунгами, вышли работники МЧС и полицейские с врачами. Мужчины с большим трудом удерживали двух женщин, плачущих навзрыд и рвавшихся к месту завала – это были мамы Игоря Судакова и Федьки Тихонова. К ним сразу направилось два врача. Они сделали им уколы, но это не помогло сразу унять их истерику.

Колька потянул деда Ивана за собой, предлагая ему стать с другой стороны, где нет людей. И тот согласился. И поэтому, чтобы на их уход из собравшихся селян никто не обратил внимания, ушли, сначала назад, к лесополосе, а потом, прикрываясь за деревьями и кустарниками, обошли это место.

- Здесь и был цыганский табор, - сказал дед.

- А ты говорил, деда, что на Лисьей горе он был, - вспомнил Коля.

- Так вот она, перед нами, - и указал рукой, куда внуку смотреть. – Подъем отсюда идет на нее плавно. Если на горе жить, то останешься без воды, а здесь родники, и вода при весеннем подъеме реки сюда не заходит.

- А где та дорожка, по которой ты ходил в школу в соседнее село?

- Да метрах в ста отсюда, - и показал в обратную сторону. – Заросла та дорожка, но не сильно. За грибами в этот лес ходим не только мы, но и люди с того села.
Усиливающийся рокот вертолета отвлек внимание Сидоровых.

- Это санитарный, - прикрывая от солнца глаза, сказал дед и показал внуку на приближающийся к месту обвала вертолет. – Хоть бы мальчишек спасли.
Взобравшись на нижнюю ветку дерева, Колька наблюдал за работой людей.  А дед все у него расспрашивал, что там происходит.

- Да плохо видно, - пытаясь всмотреться, отвечал Колька. – Ой, деда, их начинают выносить из завала и укладывать на носилки, - и, спрыгнув с дерева, короткими перебежками, вместе с дедом, прикрываясь кустарниками, они стали приближаться к тому месту.

Но им так и не удалось увидеть спасенных мальчишек, их остановил неизвестно откуда появившийся перед ними полицейский.

- Дяденька, все живы? – спросил у него Коля.

Тот  поднес ко рту рацию и спросил у кого-то:

- Все живы?

- Да, товарищ лейтенант, - громко рокотала рация. - Шесть мальчишек. Травмы есть, но без переломов. Все контуженные, находятся в сознании. В больницу райцентра их на вертолете отправили.

- Слышали? – посмотрел на деда Ивана с Колькой полицейский. – Знаете их?

- Да, - закивал головой Колька, - двое из них с восьмого класса, а других не знаю.

«Кья, кья», - неожиданно раздавшийся громкий голос ворона, отвлек от разговора Кольку с полицейским.

- О, не удалось тебе поживиться, - улыбнулся лейтенант.

- Это он, ворон, сюда нас с лисой привел, - сказал полицейскому Колька, - если бы не они, то мы бы и не знали, что здесь эти ребята.

Лейтенант перестал улыбаться и, наморщившись, посмотрел на мальчишку, потом на деда, который ему кивнул головой в подтверждение.

Он тут же, фукнув в рацию, спросил:

- Сержант, а следственная группа прибыла? Да? Пойдемте со мною, - махнув рукою Коле с дедом, направился к месту обвала.

- А зачем? – Колька обернулся к деду.

- Пойдем, пойдем, расскажешь им. А то подумают, что ты знал, куда эти ребята пошли, и никого из взрослых не предупредил об этом. Пошли, - и, подтолкнув внука в спину, дед ускорил шаг, догоняя полицейского.