Теория заговора как литературный жанр

Анатолий Зоренко
О таком феномене, как теории заговора, написано немало – в основном, в документальной и околонаучной литературе. Куда реже теории заговора встречаются в художественных произведениях; моё первое знакомство с таким феноменом состоялось при чтении книги «Тайна Чёрного дома» за авторством Николая и Сергея Ивановых. На меня книга произвела несколько неоднозначное, но больше положительное впечатление.

Начну с сюжета, при этом попытаюсь не допустить спойлеров. Книга позиционируется, как криминальный роман, но соответствует этому жанру лишь частично. Действие разворачивается в неспокойные 90-е годы, однако основой для многочисленных бандитских разборок, афер, краж и ограблений служит самый настоящий элемент научной фантастики, двигающий сюжет с начала и до конца книги. На мой взгляд, эта особенность стала очень удачным решением, которое добавило разнообразия в слегка посредственный жанр криминального романа.

Дальше – больше; настало время тех самых теорий заговора, и первой из них становится тема чёрного рынка органов, то есть существования бандитских группировок, специализирующихся на похищениях и убийствах людей ради их внутренних органов, которые впоследствии покупаются богатыми клиентами, в основном, из-за рубежа. Книга всячески намекает, что этот бизнес процветает в условиях разрухи на постсоветском пространстве, и, по-моему, учитывая, сколько людей пропадает без вести до сих пор, в этой теории заговора куда больше правды, чем теории. Далее по ходу сюжета поднимается тема так называемых «Белых колготок» – женщин-снайперов, наёмниц, участвовавших в нескольких вооружённых конфликтах 90-х годов. «Белых колготок» принято считать городской легендой; во всяком случае, никто не торопится официально признавать их существование. Однако самой смелой теорией заговора в «Тайне Чёрного дома» можно назвать наличие секретных подземных баз американских спецслужб на территории бывшего Советского Союза, что в реальности выглядит сомнительным, но в сюжете книги обыграно довольно интересным образом. В общем, данное произведение оказалась очень незаурядным.

Также у «Тайны Чёрного дома» есть целых три продолжения: «Время убивать», «Любой ценой...» и «Ангел с гранатомётом»; уточню, что последнюю книгу я не читал (не смог найти ни в интернете, ни в магазинах), но в первых двух продолжениях теории заговора по-прежнему остаются неотъемлемой частью общего сюжета. Например, роман «Время убивать» с самого начала вплетает в сюжет ещё одну городскую легенду – современных каннибалов; в этом произведении людоедство представлено популярным в узких кругах явлением. В третьей книге (Любой ценой...) упоминается мировое правительство и его прямое покровительство международным преступным организациям. Ещё (не помню, в какой именно книге) популяризируются слухи, что немалая часть зарубежных продуктов, хлынувших на российский рынок после развала Союза, является откровенной отравой, провоцирующей различные заболевания (кстати, учитывая состав даже многих нынешних продуктов, сразу и не скажешь, что это выдумки).

В общем, братья Ивановы разгулялись на славу, добавляя в свои книги интересные и новые для русского читателя особенности; увы, без оплошностей тоже не обошлось: книги страдают от сюжетных дыр, логических несостыковок, сомнительных (да и откровенно глупых) сюжетных поворотов. Тем не менее, я вполне могу назвать этих писателей основоположниками нового жанра в русской художественной литературе – жанра теории заговора. Во всяком случае, подобных отечественных произведений, написанных до «Тайны Чёрного дома», мне не попадалось.