Люди на бетонке. Визуальный осмотр

Леонид Хандурин
    Часто в фильмах видим, как лётчик или техник самолёта или бортовой техник обходит вокруг машины, что-то пробует руками, а колесо просто пинает ногой. Складывается мнение, что лётчик или техник решили посмотреть на свой самолёт перед полётом ради любопытства, со стороны. Но это совсем не так.

   Обход вокруг самолёта, это не ритуал, не ради праздного любопытства и называется этот процесс визуальным осмотром, то есть, необходимо убедиться зрительно, что на внешней поверхности всё на месте и нет никаких крупных поломок.

   Более того, визуальный осмотр проводится по строго определённому маршруту с обращением внимания на определённые места, узлы и системы летательного аппарата. Чтобы визуальный осмотр был эффективным, надо иметь поистине зрительный талант и хорошее знание техники. Это, как снайпер, который должен иметь хорошее зрение, твёрдую руку и крепкие нервы. Авиационные специалисты, каждый по своей специальности, тоже должны иметь талант, чтобы зрительно схватить основное, не отвлекаясь на второстепенное.

   Приведу такой пример. Однажды в командировке, бортовой техник старший лейтенант Анатолий Мусировский, заметил, что уже второй день, после дождя, правый борт вертолёта, как-то странно блестит, будто его только что покрасили. После того, как на солнце борт подсыхает, обшивка снова становится матовой.   

   Сначала он не придал этому значения, но после второго дня полётов, Толик присмотрелся к этому месту более внимательно и стал сравнивать это место после каждого полёта. Вылетает вертолёт, когда нет дождя, правый борт — матовый. А когда привозит мокрый борт во время дождя — борт, как будто вновь окрашенный.

   Посоветовался с экипажем, вместе осмотрели внимательно это место, но никаких повреждений не обнаружили. Решили понаблюдать на повышенных режимах. Когда вертолёт завис, немного повисел, а после этого приземлился, то после приземления, при внимательном визуальном осмотре, заметили на одной из сот масляного радиатора воздушный пузырёк от масляной плёнки. Когда его промокнули, то оказалось, что из одной трубочки множества сот, почти незаметно, просачивается масло из маслосистемы, которым смазываются подвижные детали двигателя. Теперь всё стало ясно.

   Во время дождя масло, захватывалось дождевой водой, которая воздушным потоком от несущего винта омывала весь борт и он от этой воды, смешанной с маслом, становился, как будто вновь окрашенным. Но подтекания масла нигде не было видно. Такая «подленькая» скрытая неисправность. И масляно-водяная плёнка была такая тонкая, что быстро высыхала на солнце и ничего нельзя было заметить.
 
   Обнаружив эту серьёзную неисправность при визуальном осмотре, экипаж принял решение, что полётное задание выполнять нельзя и доложил об этом в полк. Я укомплектовал всё необходимое для замены маслорадиатора в полевых условиях и на другом вертолёте мы полетели на точку. Экипаж в это время находился в распоряжении управления южного авиационного корпуса, а поскольку аэродрома близко не было, то стоянка вертолёта была на лугу в двух километрах от штаба корпуса, который размещался в городе Виттенберг (ГДР).

   В этот же день, когда привезли маслорадиатор, мы с бортовым техником его заменили, но облетать вертолёт не успели, так как уже вечерело и армейский руководитель полётов не дал разрешения на облёт. Следует также сказать, что при ещё одном опробовании, когда экипаж демонстрировал мне эту неисправность, масло уже вытекало довольно сильно и не из одной трубки сот. Это говорило о том, что если бы бортовой техник не обнаружил визуально эту неисправность, то масло из системы могло вытекать и двигатель в полёте могло заклинить, что привело бы к серьёзной аварии, а то и к авиационной катастрофе. Вот такое значение имеет визуальный осмотр, который входит составной частью в любую из подготовок техники.

   Этот случай мне хорошо запомнился ещё и тем, что в то время, когда я улетел на замену маслорадиатора, полковой врач, Кушнир Борис Карпович, увёз мою жену в роддом и по прилёту из этой краткой командировки, когда я позвонил в роддом —  узнал, что у меня родился сын. Все меня начали поздравлять и я надолго забыл об этом случае на виттенбергском лугу.

      Следующий рассказ смотреть здесь: http://proza.ru/2020/07/27/68