Исчезновение неподвижности

Константин Евменёв
         Сегодня 17 июля 2020-го, прекрасного, года, и я, как большой любитель древних знаний в виде нумерологии, астрологии и других, в моём понимании, донаучных наук, без оппозиций Сатурна и без Луны в Рыбах, без вибраций числа рождения с днём сегодняшним, без поэзии образов мифологии, а просто — решил кое о чём рассказать.
Я интересуюсь саморазвитием. Саморазвитие позволяет выхватить из хаоса несколько интересных мыслей, соображений и, главное, примерить их к себе. Цель такой «примерки» — расширить свой мир, сделать его интересным. Я наблюдаю, сопоставляю, сравниваю. И вот сегодня утром во мне отозвались две темы.
Первая — это вопрос о том, что; лучше всего объединяет людей. Я пришёл к выводу, что людей объединяет непонимание. Непонимание очень сильно стимулирует сближение людей. Это довольно мощный рычаг. Конечно, это не из серии «я не понимаю, зачем мне платить налоги». Хотя этот тезис поддержит огромное количество людей. На поверхности я наблюдаю, что любая фраза, которая начинается с «я не понимаю», очень быстро находит сторонников — людей, которые говорят: «Я тоже не понимаю». И вот это выражение, «я тоже не понимаю», в настоящее время стало мейнстримом. Я не понимаю, почему так происходит.
Люди, которые что-то понимают, сразу воспринимаются как оппозиция. Например, приходишь в офис. Там девушки решили редактировать изображение в новой программе. И всё бы хорошо, но они не понимают, что файл данного формата с этой программой не коннектится. Спокойно так говоришь: «Девушки, здесь всё ясно и понятно». Реакция предсказуемая — все вокруг начинают возмущаться: «Что тебе понятно?» Вопрос, который буквально вынуждает объяснить, что и как ты понимаешь. Тебе нужно как-то ответить за эти слова. Ответить за своё понимание.
Понимание воспринимается как противоестественное явление. Потому что мы (большинство) ничего не понимаем. Мы не понимаем, как передаётся информация из телефона в телефон (механику этого процесса). Мы не понимаем, зачем Малевич нарисовал «Чёрный квадрат», мы не понимаем, почему «Подсолнухи» Ван Гога стоят 70 миллионов долларов и почему картины Джексона Поллока стоят как острова в океане. Мы не понимаем, зачем, например, нужно было менять конституцию, мы не понимаем, зачем надо было затопить станцию «Мир». Нам непонятно, почему у одних хорошо идёт торговля, а у других не очень, несмотря на все усилия. Мы не понимаем, почему наши дети умнее нас. И так далее и тому подобное. Именно такого вида «непонимание» событий сильно сближает людей.
Может, были в человеческой истории периоды, когда людей объединило понимание?
 Яркий пример — Великая Октябрьская социалистическая революция. Большинство участников тех событий как будто бы поняли идею марксизма-ленинизма. Они объединились пониманием, что строят великое будущее страны. Что они строители коммунизма, что они создают новое общество, в котором не будет места для денег, а материальные блага будут распределять по заслугам. Человек будет сам себя контролировать. Будет сам себя понимать. И будет говорить, может быть, и такое: «У меня статус очень богатого, мне нужно больше материальных благ. Понимаете?» И дальше, в результате умозрительного всеобщего понимания, кто-то ответит: «Да, тебе, наверно, надо больше, потому что я понял, что я не очень богатый человек, и я с удовольствием отдам часть того, что заработаю, хотя мы работаем одинаково».
Вот с этого момента я начинаю не понимать, как понимание теории реализуется в жизни каждого человека. Происходит именно то самое «непонимание». В психологии, в современных позитивистских практиках, которые настраивают нас на «думай о хорошем, я могу исполнить», часто трактуется, что частица «не» нашим сознанием не воспринимается. Сознание как бы проглатывает её. Вот все «не», которые я употребил сейчас, наше сознание как бы игнорирует. Слово «игнорирует» наше сознание знает, а частицу «не» — игнорирует.
Я не понимаю, почему в русском языке есть частица «не», а в сознании, оказывается, этой частицы нет. В итоге надо признать, что, действительно, понимание того, что мы ничего не понимаем, — это очень хорошее понимание. Оно нас объединяет. Непонимание преодолевается пониманием непонимания. Больше того, неумение жить — это величайший дар, который дал нам В-вышний.
Представляю, как было бы ужасно скучно, противно и отвратительно, если бы люди выучились до двадцати лет и поняли, как это — научиться жить. И уверенно смогли бы заявить: «А я умею жить. Я понимаю жизнь. Я выучил жизнь. Я умею. Я понимаю. Я теперь буду жить так, как выучился».
А я хочу добавить, что буду жить как умею. Но фраза «как умею» тоже какая-то не умная. Жизнь — это не наука, и даже не метафизика. «Как умею». Это от слова «ум». Ум имею. Умею. И вот у кого какой ум, кто и как его имеет? На каком уровне происходит понимание ума? Вопрос этот без ответа.
Сейчас у меня большой разброс мыслей по разным областям культурного поля. Однако опыт показывает, что на практике действительно следует опираться на непонимание. Непонимание — это уверенный способ найти союзников.
Есть у меня подходящий пример. Один мой старинный друг — рисковый и авантюрный человек, с чувством ответственности, порядочный и любознательный очень. В нём колоссальное количество хороших качеств, но есть один маленький нюанс: он не получил художественного или архитектурного образования. Он учился, как говорится, по жизни. В разных мастерских, у разных мастеров. Его пытливый ум вывел его на передовую архитектурного и художественного проектирования. Он взялся за создание интерьера элитного особняка. Что тут скажешь. Взялся и взялся. Как это делается — мой друг толком не знал и не понимал. Было у него какое-то ощущение «чего-то эдакого». Но законы пространства, пропорций, цветовых соотношений, психологического комфорта, традиции стиля ему на тот момент были недоступны. Не было образования в этой сфере.
Его заказчик — человек, которого жизнь развернула так, что стало у него много денег. То есть он нигде не учился быть аристократом, нигде не учился правильно устраивать себе дом, нигде не учился красоте и не понимал культурной составляющей процесса. Это не в укор человеку. Это факт. У него получалось быть богатым так, как он умел. Вот он сумел пригласить такого ведущего архитектора, дизайнера, как мой друг.
Они очень хорошо сработались. Мой друг ничего толком не понимал в вопросах дизайна и красоты, и заказчик толком тоже ничего не понимал. В смысле как это — сделать красиво. Поэтому мой друг не мог критиковать то, что не понимает заказчик, а заказчик не мог критиковать то, что не понимает мой друг «архитектор». Они сравнялись в своём непонимании. И как результат — успешно сработались. Никто никого не переубеждал: у них не было аргументов. Они вынуждены были доверять, потому что были равны в своём непонимании. Непонимание, как быть богатым, непонимание, как быть архитектором. Может быть, поэтому он богатый, а мой друг теперь архитектор.
Мы же (коллектив, который трудился под руководством нашего друга), будучи обременёнными художественным образованием, всё это видели. И нас объединяло то, что мы не понимаем, как объяснить людям, которые не понимают. Мы, художники, объединены именно этим. Непониманием того, как объяснить красоту тем, кто не понимает, как она проявляется в мире.
Вот, пожалуй, и всё про понимание — непонимание. Слава Б-гу, что мне это понятно. Но остальное, как обычно, — непонятно. Это первая часть моих сегодняшних наблюдений.
Вторая часть — это комета.
Это комета в середине лета. (Уже стихи.)
Я начал с того, что очень люблю метафизику и донаучные науки. И кометы — это про древность. Они пролетали над головами наших предшественников и несли за собой вот эту космическую красоту, свои прекрасные хвосты, свои прекрасные волосы («комета» — от греческого слова «волосы»), невзирая на уровень развития человеческого сознания. Кометы как светящиеся головы в безбрежном пространстве над землёй.
Кометы меня всегда завораживали. Начиная с пресловутой кометы Галлея. Я читал, что с кометами связано большое количество суеверий и опасений, что они несут с собой что-то такое, что меняет мир. Я согласен с этим. Я думаю, что страшные, хорошие, плохие или великие события могут происходить и без комет. Но комета — явление уникальное, и, в моём понимании, отправной точкой для осознания уникальности этого явления можно считать прекрасный, хотя и очень драматичный эпизод в истории человечества — массовое самоубийство членов уфологической секты Маршалла Эпплуайта. Оно произошло в конце прошлого века, в 1996 году, и было спровоцировано приближением кометы Хейла — Боппа. Тогда адепты секты, около 40 человек, решили, что ядро кометы сопровождает звёздный корабль и сейчас, в момент, когда комета и звёздный корабль подлетели так близко к Земле, надо отправиться к своим первоисточникам — к существам или объектам, которые находятся на борту этого звёздного корабля, и встретиться с ними. Но встретиться с ними можно, только покинув тела, которыми мы обладаем на земле. Выпорхнуть душой и отправиться в путешествие. Адепты секты были уверены, что и комета, и звёздный корабль прибыли исключительно за ними, за избранными последователями учения Маршалла Эпплуайта, за этими избранными землянами. Таким образом, они вообще не совершали самоубийство. Ни о какой смерти речь не шла. Они совершили путешествие. Они пришли на свою взлётную площадку, приготовили специальные бутерброды с джемом и каким-то химическим элементом. (Они подошли к отправке в космос очень серьёзно.) Все легли на кровати, съели бутерброды и беспрепятственно покинули свои тела. Их точно никого в телах не осталось. Добрались они до звёздного корабля или нет, неизвестно. Они нам не сообщили. Я думаю, что их сознание отправилось именно в космос, потому что никто не запрещает на самом-то деле путешествовать в космос. Никто не знает, куда, в какие космические дали уносит нас наше сознание. Космос необычайно глубок и разнообразен.
С точки зрения нашей социальной бытности это событие — вопиющий случай. Маршалл Эпплуайт — преступник. Преступник, который подвиг людей на скоропалительную кончину. Но оставим правовой и морально-этический аспекты события в стороне.
Поговорим о кометах. Кометы, в моём понимании, — это космические объекты, которые являют собой нечто большее, чем просто астрономические объекты из облака Оорта: они разносчики жизни во Вселенной. Они летят, мне кажется, из глобального соединения воды и света. Они набирают в этом пространстве жизнь, выталкиваются в космос и разлетаются по Вселенной, храня в себе первоисточник, эманацию жизни. Я верю в высший разум. Я верю в его механическое, космическое проявление. И я вполне понимаю, что любая комета — это, конечно же, энергия. Аура комет — гигантская. Комета находится от нас на фантастически далёком расстоянии, но наступает момент, когда она открывается нашим глазам и мы получаем возможность соприкоснуться с аурой кометы. А кометы приходят и уходят, у них там своё расписание полётов. И безусловно, комета меняет жизнь, воздействует на человека.
Есть кометы, которые приносят, а есть и те, которые уносят. Я полагаю, что предыдущая комета, которая прилетала в конце ноября 2013 года, как раз перед событиями, всколыхнувшими Крым, Украину, Россию, сильно повлияла на замутнение общественных процессов. Она, как тягач, притащила новые энергии, которые без малого шесть лет форматируют цивилизованное человечество.
И вот теперь комета 2020 года, которая в июле так ясно и отчётливо сияла в небе. Её появление никто из научного мира не объявлял. Да и зачем? Просто мы можем её видеть на вечернем небе невооружённым взглядом. Такого не было, даже когда над нами пролетала комета Галлея. Она не была столь видна. Её высматривали энтузиасты-любители, но от неё было столько шума!
Комета этого года очень яркая, и о ней никто ничего не говорит. Она пришла спокойной и светлой. После всех коридоров затмений, после вот этих симметричных цифр 2020. Она пришла именно сейчас, в самый разгар лета. В момент, когда человечество абсолютно измотало себя собственным идиотизмом. И сейчас очень любопытно, в какую сторону будет её движение. Что она покажет — лайк или дизлайк всему нашему бытию. Хочется смотреть на это: уж очень она открытая и очень тихо и элегантно вошла в небо. И я думаю, что это красивое и мощное явление будет иметь последствия, которые очистят горизонт и произведут корректировку движения нашего коллективного разума.
И вот эта борьба понимания — непонимания и синхронно с ней создание новых точек объединения сообществ, поиск связующей нити в нынешнем состоянии спокойного не-спокойствия сейчас весьма актуальны. Потому что мы все — люди. Мы движемся по жизни от точки рождения до точки смерти. У нас есть движение во времени, и наше общество движется во времени. Нам необходимо понимать, что если мы в своей жизни видим, как рождаются люди и как они умирают, то мы можем это применить к себе. То, что происходит с обществом, мы не видим. Мы не видим, как оно рождается и как оно умирает. Как рождение и смерть можно применить к жизни общества, мы не понимаем. Мы это не понимаем, и нам это совершенно неинтересно и безразлично. За всех утверждать не возьмусь, но про себя скажу точно. Мне интересно хорошо отдохнуть или, напротив, хорошо потрудиться. Мне интересно гнаться за успехом и деньгами, мне интересно гнаться за удовольствиями. Мне интересен Я. И чем дальше от меня общество, тем мне спокойнее. Я наблюдаю общественную жизнь, потому что нуждаюсь в информационном шоу. Хочется верить, что эта моя отчуждённость лишь эпизод. Что это пауза, которая помогает осмыслить себя в новой реальности.
В целом формирование чётких личных желаний в настоящее время очень размылось. Почему так происходит? Почему я, взрослый человек, который находится в сердцевине общества, пасую пред движением нового? Почему я не чувствую в себе устремлений общественности? Могу отметить лишь то, что социальная, общественная чувствительность либо игнорируется, либо не проявляется.
В трудные моменты человек всегда смотрит на небо. Я человек. Я смотрю на небо. Закидываю голову и пытаюсь понять, что там. Потому что небо управляет нашим сознанием. А Земля — это тоже часть неба. Это сфера, которая находится внутри неба. Всё является небом. Всё. Я могу смотреть под ноги, но всё равно вектор моего взгляда, проникая через сферу Земли, выскочит в небо на другой стороне и умчится в бесконечность. Всегда мы все находимся в космическом пространстве. Как и эта комета. Она летит где-то с огромной скоростью, а мы смотрим на неё, и нам кажется она бездвижной. А потом вдруг исчезает. Неподвижный объект исчезает. Наверное, так же, как жизнь общества или цивилизации. Незаметно для глаза. Удивительно это. Удивителен этот мир. И прекрасен.
25.07.2020