Апокал. Рёв 130

Анатолий Бочкарёв
Иллюстрированный вариант книги "Критика чистого чувства" смотрите и читайте:
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва   "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru

- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен -  "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru



                *    *    *


ЕСТЬ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ даже от Гитлера, не говоря уже о Сталине или каком-нибудь «суверенном демократе» -  никак не ожидаешь. А гадкий нацистский фюрер их не просто высказывал -  они были свидетельством довольно значительного осмысления этим чудовищем и мира и жизни.

Иногда даже кажется, что уж никак они не могут принадлежать гению Зла, глобальному негодяю-авантюристу, каким его настойчиво изображают, пусть даже и сыгравшему очень важную историческую роль.
«Любой учёный, совершающий открытие, отсекает тем самым частицу первоосновы. Жаль, что живёшь в то время, когда ещё неясно, каков будет новый мир». 
(Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера... с. 47).

В ОКТЯБРЕ 1941 года, когда, как казалось, в последний раз рухнул большевистский фронт и началась клиническая агония Советов, Гитлер не только торжествовал на том хорошо известном митинге в берлинском «Спортпаласте» по поводу окончательного разгрома России, которая, мол, уже никогда не поднимется с колен.

Он говорил в то же время и другое, хотя и по иному поводу, но в несомненной, подспудной связи со всем свершающимся именно в те переломные дни:
«Нормальный человек вряд ли будет с охотой смотреть, как умирает другой. Когда двое любят друг друга и один из них вдруг начинает говорить о смерти, это означает: «Уходи, между нами всё кончено!»»   (Там же. с. 43).


РЕЧЬ КОНЕЧНО не о России, не о Германии, не об их любви-ненависти, но вообще о тайне тайн существования, о которой фюрер задумался, наблюдая новую потрясающую гибель германской суженой. Размышление шло в его излюбленном стиле о смерти, одной только делающей «так, как должно быть, даже если было наоборот». То есть, как о мере всех вещей и существований.

Иван Ильин, русский философ, говоря о том, что политика неразрывно связана со смертью, также подчёркивал тем самым её вершительный характер, её необычайную созидательность. Только политикой-смертью что-нибудь вообще достигается в этом мире, считал и он.



АРТУР ШОПЕНГАУЭР, высказываясь об устойчивой персеверации, о злокачественной повторяемости станций и полустанков в путаной череде снов Разума -  Истории, в первую очередь имел в виду именно этот нескончаемый морок одного и того же наваждённого исхода:

«Уходи, между нами всё кончено!» Словно бы какое-то заклятие лежит, считал великий немецкий философ, на Мировом Духе, когда тот по кухонному деловито зачинает и порождает, растит и откармливает для небытия бытие, когда ему словно в бесконечном кошмаре снится и вновь навязывается одна и та же, тягостная история безнадёжности его усилий.

ТОГДА-ТО И ОТКРЫВАЕТСЯ ЛИЦО СМЕРТИ не в роли заключительного кошмара, не как только Конец всему и вся, не нуль обетованный и крапленый,
а просто -  базовая техническая характеристика, обязательный репер смены программ, который естественно находится в конце каждой развёртки. Он либо отсылает по АВТОРЕВЕРСУ на самоповтор, либо запускает новую, но почти такую же.
«Остальным -  прощайте! Ничего личного!»
Так выглядела и Гюльчатай, когда наконец приоткрыла своё личико простофиле Петрухе.

Именно эта, ключевая, "последняя точка возврата" оформляет всякое осуществление в неизменную технологическую операцию: «Утром родил, днём — вскормил, ночью -  зарезал!» Притом совершенно неважно кого. Главное —  что подставил и прикончил.
Только тем самым придал тому что произошло хоть какой-то смысл.

В жизни, как на любом конвейере -  важнее всего навык! Прежде всего вот такой -  создать, подставить, прикончить!
Красота! «Чем породил -  тем и убью!»



Чаще всего, разумеется, срабатывает АВТОРЕВЕРС, в самый последний момент, в начале шестого сигнала -  самоотсыл к началу! Не только у русских. Не зашаховать никого и никак! Даже чёртов медный таз не в состоянии полностью накрыть и самую малую живность! Потому и смысл во всей этой канители бытия ещё сочится!.. Словно мироточит. Как бы и возле смерти, но всё же и не за ней. Даже азарт может возникнуть -  ускользнут и на этот раз или наконец попадутся?!

Если бы смерть была одушевлена, можно было бы представить её крайнюю раздосадованность на этих трудноопределимых землян, которые так и норовят укрыться в её тени, так что порой и не ухватить этих склизких заморышей. Нет, чтобы выйти открыто, грудью навстречу судьбе и честно сложить голову под её косой. Как все. Как положено.
Главное, проходимцы этакие, и билет Творцу не возвращают, палёную свою контрамарку на бытие. Ни там и ни тут они.
Никогда не угадать под каким напёрстком в данный момент приморились! Даже умные евреи и те на их фоне отдыхают.



ИСТОРИЯ, КАКОЙ ЕЁ ВИДЕЛ Шопенгауэр, безнадёжна не потому, что она есть сон Разума, бред Мирового Духа и имеет в подкладке одну только спасительную смерть и ничего больше.
Она безнадёжна именно потому, что предназначенной смертью она обречена на бесконечное пере-замыкание круга, линейное или в растяжке -  спиральное. Что-то такое в ней всегда есть, что делает всё это железно необходимым.

В самой истории совершенно определённо существует нечто, неумолимо протаскивающее одно и то же к одному и тому же финалу. Созидает только, чтобы и вправду прикончить. А потом безостановочно даёт и даёт команду на следующий запуск.
Слепой, бежалостный механизм. Ни души, понимаешь, ни сердца!

ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ кругового хождения вкруг алтаря истории вконец измотанной лошади по имени русская Перестройка  -  лишь надводная часть айсберга всё той же самой ключевой метафизической загадки.
Но здесь ещё теплее. Даже горячо. Припекает словно на сковородке. Потому что тут она вообще «где-то рядом» -  тайна та.
Отчётливо скользит уклончивая мурена бытия под брюхом теплокровной цивилизации. Шуршит, скребётся лукавым домовым в подполе любых мировых и житейских событий. Разве что только волчицею позорной не воет по ночам.  Но так это ж пока!
 
Именно Russ-Perestroika, непрестанно наступающая на одни и те же грабли, оставляющая себе одни и те же варианты передела и ознобных само-приканчиваний,
именно она одна всегда возвращается на своё смертное пепелище и вновь бездомно кружит вокруг него, уже подвывая. Словно самоубийца над своим телом. Действующая модель всемирной истории. Её дрон рефлексирующий. Агент с невыводимо русским отчеством. Теперь опять в фоновом, замершем режиме. Только добавь воды! И опять всё та же бодяга!

Может быть, суть Перестройки как раз и состоит в предельно дурной повторяемости, в бесконечном пере-замыкании круга, в оттягивании и приманивании смерти, как ключевом элементе этого замыкания и этого дления. Даже её изматывания.
А ещё в мечте о побеге из такого заколдованного, рокового круга, который конечно может только сниться!



САМА ПО СЕБЕ ПЕРЕСТРОЙКА конечно же не только эманация дурной бесконечности вообще. 
Уже в самом её названии -  Пере-стройка -  звучит само Небытие, неприкаянность, отрицание уже сущего, уже построенного, но не путём отмены, а посредством его переламывания и действительного изматывания. Выхолащивания любого замысла творца. Вероятно, он просто в бешенстве из-за этих непотопляемых русских недотыкомок, которым всегда и "всё не так как надо"!.. Потому и сам наконец дрогнул и уже пошёл вразнос, чуть ли не вприсядку. Укатают ведь, ребятишки, кого хочешь!

Низведение под девизом возрождения -  вот истинное содержание на редкость пакостного словца «Перестройка». Даже не термина. Может быть, это некий императив косвенного, уже дозревшего разрушения остатков былого. Однако чаще всего рушат вполне добротные постройки, которым ещё служить и служить, ещё стоять и стоять.

В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ «категорический  императив» всегда употреблялся в качестве нарицательного «нравственного закона по Канту», а заодно и «звёздного неба над головой», хотя вообще этот термин обозначает прежде всего повелительное предписание.
Вероятно, Перестройка и есть повелительное предписание доломать то, что было. А там что бог пошлёт! Хоть бараний бок с кашей, а хоть и ельцинскую ведьму Конституцию-на-крови.


По И.Канту человеческая, как и всякая иная сущность, -  заранее облечена во всеобщие понятия, в категории (как у Платона -  в идеи). (В начале ведь было Слово!) Потом она лишь восходит к ним, уже заданным, словно бы законсервированным своим под-сущностям, раз-архивируя их, постепенно развёртывая, проявляя и актуализируя целостную данность самой себя. Словно матричная РНК она ползёт по двойной спирали главного банка данных и считывает что ей соответствует, а остальное мимо пропускает.
Сущность лишь в таком процессе существования последовательно находит, выделяет себя в самой себе. 

В ПРИНЦИПЕ это-то и можно назвать Критикой Чистого Разума, его процессуальную самоидентификацию по любому избранному, лишь бы по категориальному, то есть, «всеобщему основанию».
Она и есть Процесс выявления человеком собственной сущности в процессе её осуществления («категориального самопостава человеческой явленности в мире»).

Именно эта схема «во-очеловечивания» лежит в основе всей западной истории, в структуре любого западного сознания, всей западной цивилизации.



ИММАНУИЛ КАНТ так сформулировал обязательное тяготение человеческого мира и бытия к единой, категориальной схеме, ко «всеобщему основанию» в своей краеугольной «Критике чистого разума»:

«Человеческий разум по природе своей архитектоничен, т.е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе и потому допускает только такие принципы, которые по крайней мере не мешают имеющимся знаниям быть в одной системе вместе с другими знаниями».

«ПОЛНОЕ ОДНООБРАЗИЕ СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ» -  и есть сверх-задача Чистого разума. 
(Кант И. Критика чистого разума...  сс. 297, 293).  (Выделено мной — А.Б.)
«Это единство разума всегда предполагает идею, а именно идею о форме знания как целого... Таким образом, эта идея постулирует полное единство рассудочных знаний, благодаря которому эти знания составляют не случайный агрегат, а связанную по необходимым законам систему».  (Там же.  с. 387).
«Всё, что имеет основу в природе наших способностей, должно быть целесообразным и согласным с их правильным применением».  (Там же. с. 386).


КТО избирает, а затем формулирует «всеобщее основание», КТО ставит именно эту Цель как всеобщую, именно этот способ мышления за образец и основу другим, КТО определяет правильность (соответствие установленному основанию) человеческих способностей?! Мировой Разум?! Идея?! Первосущность?! 

«...Мы можем определить первосущность одним лишь понятием высшей реальности как сущность единую, простую, вседовлеющую, вечную...».  ( Там же. с. 352).

КАНТ ОБОЗНАЧАЛ ключевую идею Первосущности просто -  бог. Вот эта Первосущность и есть основание оснований. Она и цели задаёт и правильность человеческих проходок по маршруту проверяет, и определяет избранных. И вообще -  в свет выпускает, а там на поводьях нужной ему формы Призвания водит, кнутами законов подгоняет, пряниками преференций изредка балует, санкциями окорачивает. Очень удобная гипотеза. Главное -  страшно полезная.

По факту же полного исполнения предназначенного, предписанного -  руинирует, утилизует. И тут уж каждому -  своё, каждому -  в меру его исполнения и исполнительности, а также соответствия всё тому же непогрешимому пра-основанию.



ЕСЛИ ЖЕ ВСЕОБЩНОСТИ, тотальности, едино-основности в мире и бытии нет  -  её следует внести. Сделать работу за бога. Выписать контрамарку на сеанс тому, кто прошёл кастинг.

«...Разум может мыслить это систематическое единство не иначе, как давая своей идее предмет, который, однако, не может быть дан ни в каком опыте, ведь опыт никогда не даёт примера совершенного систематического единства».

ЭТО ЕДИНСТВО следует вносить «чтобы рассматривать всю связь между вещами чувственно воспринимаемого мира так, как если бы они имели своё основание в этой сущности, созданной разумом».  (Так же. с. 406).

«...Разум, как только он имеет права на своей стороне, не может быть уже более сдерживаем в границах  неопределёнными восхвалениями умеренности». «Таким образом, в сфере чистого разума не бывает настоящей полемики. Обе стороны толкут воду в ступе и дерутся со своими тенями, так как они выходят за пределы природы, туда, где для их догматических уловок нет ничего, что можно было бы схватить и удержать. Они могут бороться сколько угодно; тени, разрубаемые ими, мгновенно срастаются вновь, как герои в Валгалле, чтобы опять развлекаться бескровными битвами». 
(Кант И. Критика чистого разума. -  М.: Мысль, 1994. сс. 98, 446).


СЛИШКОМ УЖ ПЛОХ сам по себе человек. Даже разумный. Приходится признать правоту Фёдора Михайловича -  всегда следует смирять и смирять эту неисправимую скотину с таким «не по чину» гордым именем. Так и норовит без билета проскочить! Или же по давно просроченному шныряет.

С настолько ужасным, каким он стал сейчас -  этот человек -  уже не справился бы даже Гитлер, любимчик Матрицы. Тут хоть тысячу раз перезагрузи бесноватого —  а новейшее человеческое создание даже и не почешется -  останется каким уже вышло. Про разум, про чувство ветхозаветные и не вспомнит, про поиски и утверждение своей сущности в существовании и обретение конечного смысла собственной жизни -  тем более.
Ибо дорвалось наконец до другого. До голого, бес-сущностного существования. Когда и на самоидентификацию плевать!



1. ИТАК, ТОТАЛИТАРИЗМ ЗАЛОЖЕН в самом смысле существования разума, ибо лишь на тотальном, всеобщем основании разум может воссоздавать сущность сущему. То есть, смысл самому бытию.
Таким основанием может являться только идея установления единого и всеобщего -  способа, системы, цели, метода. И последующего вживления его в этот мир. А он это уже проходил. И не один раз... Цугцванг!

2. ЕСЛИ ГЕРМАНСКАЯ и остальная живущая чтобы райски жить западная цивилизация началась по-настоящему именно с «Критики чистого разума», 
то русская пере-запускается с его рекультивации посредством Критики Чистого Чувства -  иного способа становления сущности, иного взгляда на неё, совсем иного её содержания и состояния. В основания такого подхода вложил краеугольный камень именно великий фюрер германской нации, породившей и Канта и Гегеля,
тот самый «значительный человек», тот завершитель немецкой метафизики, дополнивший Критику Чистого Разума, о котором говорил и которого призывал ещё Гёте.

Именно с помощью последнего рейхсканцлера Чистый Разум наконец замкнул кольцо истории, завальцевал круг оснований под окончательным миром и бытием. Закончил фундамент. После него всё осталось только построить. Засучив рукава, вместе с Чистым Чувством. Но дальше-то двигаться уже просто некуда!.. Цугцванг!

3. ПОСКОЛЬКУ Чистое Чувство вроде как лучшая комплементарность, дополнение Чистому Разуму, поэтому оно как ничто другое развивает, просветляет его, очищает от прежней «чистоты», то есть, от излишней самодостаточности.
Оно действительно дополняет «глубокий разум» немца. Сам И.Кант признавался, что всё же настоящая «философия не умствования, а чувство».  (Кант И. Сочинения: В 6 томах. Том 2, с. 154).

Только чувство придаёт умствованию необходимую силу и глубину! Невероятно свежей оказалась мысль! Как семя от шестого сына Иакова. Ни разу с тех пор не пропала!..  Не завонялась даже!
С другой стороны философия чувств, если хорошенько вдуматься, -  вот уж где действительно «Бесконечный тупик», самый-самый полный Цугцванг!..



Вообще-то всё и вправду дьявольски точно и наглухо заклёпано в этом мире. Друг на дружку. Разум на Чувство и наоборот. Вот так: цуг - цванг! Цуг — ударил. Цванг — ударил! Цуг - цванг! 
Потом наоборот: ударил -  подставил. Цванг - цуг! И никаких других гвоздей!
Всё на этом свете подстава! И удары под дых! Иначе нас бы самих не было!

Сущее формируется легко. Главное -  правильно подставить!
А потом ударить!