Юрий Федорович Мухин, дорогой Морской Волк К-19

Надежда Сагер-Краснова 2
Нет никаких слов,чтобы описать этого Человека.Это,как говорят ,"Уходящая натура". Личность,оставшаяся нам в наследство от еще дореволюционной России...
Наше знакомство состоялось на даче.Мы жили через несколько домов от их дома,и иногда,когда встречались,проходя к себе , здоровались"на ходу".Всегда впечатляли его глаза.Это не были глаза старика ,загнанного жизнью в непростые времена.Это был пронзительный,уверенный взгляд безумно красивых голубых глаз,.Полный достоинства,какого -то волчьего магнетизма(первое что пришло в голову-настоящий морской волк!"),взгляд Человека,который хорошо знает, что значит ЖИТЬ, и зачем он живет.
Однажды его супруга Ангелина Платоновна сказала":Юрий Федорович приглашает вас в гости,не хотите-ли чайку попить?"Мы пришли в гости ,и тут я его разглядела!
На хорошо обустроенной даче,сделанной своими руками,в тельняшке ,видневшейся из -под аккуратно выглаженной и заправленной в идеальные летние брюки,белой рубашки,нас встретил самый настоящий Хозяин Дома ,он же Могучий морской волк,он же то самое,что неуловимо читается в людях ТОЙ закалки и ТОГО  воспитания.Мы сели за стол,он смотрел мне прямо в глаза:
-Ну,рассказывай.
-Что именно?
-О чем думаешь.Про жизнь.
При этом пронзительный взгляд куда-то ,даже не в глаза,а в самое нутро..
-Жизнь удивительна.Расскажите пожалуйста о себе!?Нам очень интересно.Не так часто прикоснешься к живой легенде...
Он рассказал
Потомок знаменитых Строгановых,Розановых-Мухиных,человек,воспитанный в лучших традициях дореволюционного воспитания..Деловой.Это чувствовалось по тому,как он раздавал указания периодически забегавшим домашним,работникам ,детям.Во всем этом было что-то очень знакомое,что щемило сердце...
Потом все уселись за стол.Мои любимые дачные большие столы с нависающим абажуром!Самовар,чай с "еловыми шишками."-аромат от чая неземной!..
Открыв рты, я и мой сын, слушали все.И про пожар,и про облучение.Про то,как легендарную подлодку пустили пож нож.В этот момент глаза его наполнились слезами.НО это были слезы...злости.Какого-то негодования ..Бигелоу с фильмом...От этого фильма офицеров и матросов К 19 тошнило.Они были против выхода этого фильма и даже судились."Дорогая Наденька,понимаете,не мог Советский офицер выставить голую задницу в иллюминатор.Это по меньшей мере оскорбительно!Русские моряки,да и вообще солдаты ,так себя не ведут!И точка"
А потом был инсульт от пережитого.Ангелина Платоновна,присоединившаяся к нашему разговору,обратила наше внимание на ковер.На ковре был изображен рыцарь на коне ,в доспехах.Очень красивый ковер.
-Вот,это он сам,-сказала тетя Геля,когда восстанавливался после инсульта ткал..
-САМ?!?
-Да.Я его по ниточкам.По кусочкам.Молчал,работал руками.Речь начала возвращаться.Руки стали послушнее...,-Юрий Федорович внимательно на нас смотрел.Потом он спросил:"-А хочешь,я тебе еще кое-что покажу?"
Почему-то он спросил именно меня.,а не всех,кто был за столом.
-Хочу конечно!,-радостно воскликнула я.
-Пойдем.
-Мы пришли в маленький закуток на кухне и он достал скульптуру.
-Это кто?И что это будет?-спросила я,глядя на прекрасную девушку с книгой,лежащую на лужайке.
-Я хотел сделать из нее пепельницу...
-Нет,пожалуйста,не надо!Она так прекрасна с книгой!
-Ты так считаешь?
-Да!Оставьте ее так!А знаете что?
-Что?
-Давайте ее позолотим,слегка,бронзовой краской,она тут продается, и будет прекрасная каминная скульптура!?!
-А ты умеешь?
-Нет.Но я по телевизору видела...
-А тебе правда нравится?,-Юрий Федорович заглянул мне в глаза,и в этот момент я увидела ребенка...Большого.Бородатого.С сильными руками и окладистой ,очень морской,бородой,косматыми бровями,якорем,но...ребенка...
_Конечно!В порыве какого -то душевного искреннего чувства я приобняла его за плечи.
-А что нам надо купить?Он искренне,по-детски интересовался процессом преображения несостоявшейся огромной "пепельницы" в скульптуру.
-Золотую или бронзовую  краску...и нам нужны будут старые газеты.
-Годится!
"Девушку мы преобразили за пару часов.Получилась прекрасная каминная позолоченная ,с патиной,скульптура.Отправили сохнуть...
-Надя,у меня есть мечта...Ты не могла бы мне помочь?
-Да,конечно...
-Я хочу слепить пантеру,но я не умею...
-А давайте вместе попробуем?У Вас есть ненужная глина?
Он принес кусочек глины,и я ,представив как это может быть,слепила ему некое подобие пантеры.Юрий Федорович хотел слепить большую пантеру...
Через пару дней он ее показал.Пантера была прекрасна,и ждала обжига и покраски...
                ****     ****   ****
--Здравствуйте,Юрий Федорович!
-О,привет,Красавица,ты за сыном?
-Да,они у Вас?
-Садись,смотри..Видишь?Они играют.Посмотри как...
Я посмотрела.Трое мальчишек бегали по кругу,выполняя,судя по всему,поставленную задачу.
-Я наблюдаю как они играют.Они все играют по-разному.И мне есть что тебе сказать...,-Юрий Федорович ко мне повернулся и сказал то,что только сейчас подтверждается жизнью...
-Смотри,они все должны делать одно и тоже.Но твой честно выкладывается,заставляя себя идти вперед,тот филонит,жалеет себя,а этот ,Никитка мой,хитрит.Твой добьется многого.Вот увидишь.
-Почему Вы так считаете?
-Не боится брать ответственность на себя.А это качества хорошего командира и Мужика.Это я тебе как старый морской волк говорю!,-Юрий Федорович не шутил.Он был собран и серьезен.
Видно было ,что он действительно заинтересованно смотрит на мальчишек.
-Юрий Федорович,мы скоро уезжаем в город.К школе готовиться.
-Зайдете поужинать вместе?
-Конечно,спасибо за приглашение.
Вечером мы посидели за прекрасным столом,поговорили о делах.Меня очень интересовало то,КАК ИМЕННО он их ведет.Он показал мне свои книги,которые писал,и художественную,и бухгалтерские)))
Во всей его Личности чувствовался строго заведенный ,однажды,кем-то очень любящим и правильно живущим,порядок вещей,отношение к Жизни и людям вокруг.Я по-настоящему ликовала как человек.Я пила это общение,как путник воду,и жалела только об одном.О том,о чем жалеешь всегда в такие моменты-как мало этого общения,и как поздно  мы познакомились...НО Слава Богу,что это было.
Наступило утро .Мы зашли попрощаться,мне показали полувысохшую ,ставшую слегка голубоватой,пантеру.Пообещали ,что она ,если я хочу,будет моя.
Мы уехали..
Через год мы уже не были на этой даче.Юрий Федорович пожаловался,что лесорубы спилили его дуб.Этот дуб рос давно.Он был крепкий и красивый.
А потом позвонила тетя Геля...
Сердце.
Дорогой Юрий Федорович.Сегодня на Литургии я думала о Вас!С праздником,Днем Военно -Морского Флота!Вы никуда не ушли из наших воспоминаний,встреча с Вами-это то,что осталось в нас и живет.
P S:Отмеченный Вами тогда Лидер отслужил в армии.Слава Богу,все хорошо.Спасибо Вам за те наблюдения и советы мне ,матери и человеку!