Красота на воде

Вадим Светашов
                Красота на воде.

Иногда я провожу занятия со школьниками в детской библиотеке или в районном историко- краеведческом музее. На них совмещаю знакомство с живой природой и свою литературную деятельность. Вот  и на этот раз на встречу в библиотеку прибыл один из четвёртых классов. Сегодня мы проводили «синичкин день».  То есть, я знакомил ребят с синицами, проживающими в наших краях, и вместе мы прочитали два моих рассказа об этих интересных птицах. Одновременно на экране показывались виды синиц, их гнёзда и дупла, прослушивались их голоса.
Это уже была не первая встреча со школьниками, поэтому, когда заведущая детской библиотеки представила меня, я по привычке в  начале задал вопрос.
-- Каких синиц, ребята, вы вообще знаете?
Ответом мне было недоумённое молчание и переглядывание. Потом девочка с последнего ряда подняла руку и неуверенно сказала:
-- Папа каждый год делает под окном кормушку. Туда прилетают воробьи, синицы, и ещё какие-то птицы, которых он называет ползунами. Они такие голубенькие с острым длинным клювом, через глаз чёрная полоска, а животик белый. Может быть это тоже какая-то синичка?
  -- Нет, это не синица, и даже не её родственница. Эта птица называется поползень, она интересна тем, что единственная из всех лесных птиц может бегать по стволу дерева вниз головой.
Тут же высоко подняла руку ещё одна девочка. Я кивнул головой в знак разрешения. Она встала и торопливо заговорила.
-- Я живу рядом с лесом, и к нам на кормушку, тоже прилетают, воробьи, снегири, синички, а иногда какие-то птички очень похожие на синиц, только вместо зелёного и жёлтого цвета у неё пёрышки белые,  а вместо чёрного – синие и голубые.
  -- А вот это тоже синичка. Сегодня вы про неё узнаете. Это белая лазоревка, и ещё у неё есть второе название – князёк. Садитесь…
-- Я тоже видел… -- со второго ряда от окна раздался задорный голос.
-- Встаньте и расскажите спокойно, -- прервал я его.
Ничуть не смутившись, вихрастый мальчишка нехотя поднялся и продолжил, -- летом мы с дедушкой ходили за грибами и видели птичку точь-в-точь как синица, только была она почти что вся чёрная и немножко белая. Дедушка назвал её лесной синичкой. В посёлке я такой птицы ни разу не видел…
  -- Стало быть, вы видели чёрную синицу или  московку. Она предпочитает жить в хвойных лесах и населённых пунктов избегает, поэтому в посёлке её никогда не увидите. О ней я тоже расскажу. Так, значит, трёх синичек вы назвали, а какие ещё?
Класс молчал, но когда я сказал, что в наших краях обитает целых десять видов синиц, все удивлённо зашушукались. Засветился экран, и я начал свой рассказ.
Зал слушал внимательно, и лишь изредка слышался приглушённый шопот. Повествование прерывалось лишь два раза. Ребята по очереди сами читали рассказы о хохлатой синице, или иначе гренадёрке, и об ополовнике (длиннохвостой синице) с её удивительным шарообразным гнездом.
После того, как я закончил, начали делиться впечатлениями и задавать вопросы. Отведённые мне сорок минут закончились, но вопросам не было конца. Я вопросительно посмотрел на классного руководителя, и та сказала, что уроков сегодня больше не будет, и если у меня есть время, то можно продолжать, а кому интересно могут остаться. Никто не ушёл. Наконец, казалось бы вопросы иссякли. Но тут поднялась девочка, рассказавшая о белой лазоревке.
-- Вадим Кузьмич, а можно задать вопрос не по сегодняшней теме? – и получив разрешение, сказала: -- Мы с подружками прочитали несколько Ваших книжек и нам особенно понравились рассказы про цветы: про сон-траву, медуницу и саранку. Но это всё лесные цветы, а у нас вопрос про водяные. Можете нам о них рассказать?
-- Лесные растения, в том числе и цветы, знаю хорошо, луговые и полевые хуже, а водных только надводные. Спрашивайте!
-- В конце каникул папа привёз с рыбалки букет из двух красивых цветков. Одни большие снежно-белые, похожие на астры, только лепестки крупнее и толще. Другие – жёлтые, немного похожие на купавки, но тоже крупнее. Листьев у них вовсе не было, а прямо от цветка шёл длинный стебель, похожий на толстую резиновую трубку, только зелёный. Папа сказал, что белый цветок называется озёрной лилией, а названия жёлтого цветка он не знает. Мы поставили их в высокую вазу с водой, но они стали быстро вянуть, и уже на следующий день их пришлось выбросить. Нам с мамой было очень жалко красивые цветы, и мы попросили папу больше их не приносить. Вы можете рассказать о них?
-- Не достаточно хорошо, но знаниями поделюсь.
Так вот, эти оба растения произрастают в стоячих или медленнотекущих водоёмах, то есть озёрах, прудах и тихих речках. Оба не очень редкие, но всё же внесены в  красные книги многих регионов, как охраняемые виды. Листья и цветоносные стебли растут отдельно, от толстых корневищ.
Одно растение называется кувшинка белая, из-за снежно-белых плавающих мясистых цветков, достигающих в диаметре двадцати сантиметров. Листья тоже плавающие на поверхности воды, овальные или сердцевидные. Сверху они тёмно-зелёного цвета, снизу фиолетовые и достигают в размере тридцати сантиметров. Плоды представляют собой плотную коробочку. Они растут и созревают под водой. В конце августа- сентябре они всплывают на поверхность и раскрываются, освобождая семена.
Растёт кувшинка на всей Европейской части России, на Кавказе, Урале и в Западной Сибири. Цветёт с июня по октябрь, на юге до ноября.
У цветов есть интересная особенность: на ночь они закрываются и около семи часов вечера уходят под воду, а в шесть часов утра всплывают и вновь раскрываются. Очень красиво наблюдать за ними во время всплытия и погружения.
Семена кувшинки могут использоваться как заменитель кофе. На Кавказе лепестки цветов используются в качестве приправы для некоторых блюд.
Размолотые корневища вполне могут заменить муку. Все части растения применяются в медицине и фармакологии для различных целей.
            Второе растение называется кубышка жёлтая. Есть у него и другое название – водяная лилия. Цветы её ярко-жёлтого цвета, одиночные, тоже как и у кувшинки плавающие, но значительно меньших размеров: едва достигают шести сантиметров в диаметре. Цветы у кубышки довольно пахучие, не в пример кувшинковым.
            Листья плавающие, яйцевидной формы, кожистые, до двадцати сантиметров в диаметре. Черешки у них трёхгранные, длинные, отходящие от толстых корневищ.
Корневища кубышки ядовиты. Растение очень плохо переносит загрязнение воды и поэтому растёт только в чистых водоёмах
  Зона распространения кубышки та же что у кувшинки, но заходит ещё восточнее, в Восточную  Сибирь.
В лечебных целях используются цветы и корневища. Препараты из них имеют бактерицидное, вяжущее, болеутоляющие, желче и мочегонное значения.
Вот  и всё, что я знаю об этих цветах. Если кого-то они заинтересовали,  можете прочесть о них в интернете. 
Я вижу у вас ещё появились вопросы, но давайте заканчивать, мы и так занимались полтора часа. Появится желание встретиться снова, приглашайте! Поговорим на другие темы о природе, почитаем стихи, рассказы.