Крещатик. Начало электрического освещения

Влад Каганов
          6 сентября 1872 года, на Крещатике, в присутствии официальных лиц, состоялось пробное включение, а 2 ноября на 70 фонарях вспыхнули первые «газовые» фонари.
           В то же время, газовое освещение имело ряд существенных изъянов. Так, по расчетам профессора Киевского университета Ивана Артамоновича Тютчева(1834 - 1893) для удовлетворительного освещения центральных улиц города нужно было 1000 газовых светильников, установленных через каждые 30 метров.
            Во-вторых, фонари включалось не каждый вечер. Освещение не предусматривалось в два самых светлых летних месяца - июнь и июль. Кроме того, фонари не работали в «ночи, в которые по календарю должна светить луна» (дни полнолуния).
            В-третьих, и это главное, а глазах испуганных горожан уличные фонари иногда превращались в гигантские факелы, полыхавшие целые ночи. Киевлянин Григорий Григорьев вспоминал такой случай: «На одной из улиц лопнула подземная газовая труба. Улица была полна едким запахом. Чтобы устранить повреждение, пришлось рыть длинную траншею: надо было найти, где именно произошла авария. Два дня продолжались поиски, два дня дежурила пожарная команда, наблюдая, чтобы кому-то не пришло в голову зажечь спичку».
Кроме того, по мере роста города, введения в эксплуатацию больших домов, гостиниц, магазинов, зрелищных заведений - газовое освещение становилось все более опасным не только с точки зрения пожарной безопасности, но и вредным для здоровья.
           В конце февраля 1877 года в Париже на площади перед зданием оперного театра, а следом на одной из главных его магистралей – авеню Опера впервые зажглись электрические фонари. Вскоре примеру Парижа последовал Лондон, где электрические фонари осветили Вест-Индские доки, набережную Темзы и мост Ватерлоо.
          Автором небывалого новшества был русский инженер, изобретатель и предприниматель ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ЯБЛОЧКОВ(1847-1894), который в 1875 году предложил надежное и простое решение - расположил угольные электроды параллельно, разделив их изолирующим слоем. .               
          «Северный свет, русский свет — чудо нашего времени!», «Изобретение русского отставного военного инженера Яблочкова — новая эра в технике» – с восторгом писали европейские газеты.
           В октябре 1878 года электрические лампочки загорелись и в России, осветив в Петербурге Большой театр. «Внезапно зажгли электрический свет, - писала 6 декабря 1878года газета «Новое время»,- по зале мгновенно разлился белый яркий, но не режущий глаз, а мягкий свет, при котором цвета и краски женских лиц и туалетов сохраняли свою естественность, как при дневном свете. Эффект был пора зительный».
           В 1879 году представители, созданного П.Н.Яблочковым акционерного общества посетили Киев. Однако с представителями Киевской городской думы им не удалось найти общий язык. Гласных (депутатов) не удовлетворил проект Яблочкова, который не предусматривал централизованную систему освещения, а просто установку фонарей, получающих ток от автономных генераторов.
           В 1878 году талантливый инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России, управляющий Киево-Брестской железной дороги-  АЛЕКСАНДР ПАРФЕНЬЕВИЧ БОРОДИН (1848-1898) привез с Парижской Всемирной выставки электромагнитные генераторы бельгийского инженера и изобретателя Зеноба Грамма (1826-1901) и некоторый запас электрических ламп. Благодаря его стараниям первые электрические лампы зажглись в Киеве. Фонари были установлены в токарном цехе Главных железнодорожных мастерских. «Когда я установил первые четыре электрические фонаря в токарном цехе,- вспоминал А.П.Бородин, на мое приглашение осмотреть этот род освещения откликнулись большинство профессоров университета».
          Посмотреть было на что. «Свечи Яблочкова», представляющие собой помещенные в стеклянные колбы угольные стержни, были развешены в шахматном порядке. Каждая лампа подключалась к отдельной электромагнитной машине Грамма. Поворот рубильника – к лампам устремляется электрический ток, тонкая прослойка металла между угольными стержнями сгорает и на ее месте зажигается электрическая дуга, заливая помещение непривычно ярким голубоватым светом. Общую картину портили дуговые лампы – по сути, они были одноразовыми. После отключения тока свечу Яблочкова второй раз зажечь не удавалось, а угольные стержни в ней прогорали за два-три часа и лампы приходилось менять на новые.
          В феврале 1879 года представитель фирмы «Сименс и Гальске» венский инженер КРИГЕР устроил показательные сеансы электрического освещения в ресторане «Гранд-Отеля» на Крещатике.
          В 1880 г. лампы П.Н.Яблочкова были применены для освещения мастерских Днепровского пароходства.
           Некоторое время электричество использовалось в отдельных зданиях и нескольких частных домах. Так, была построена электростанция для купеческого собрания, которая подавала энергию для освещения здания и прилегающего сада, а другая  - для дворянского собрания, где баллы происходили в электрическом сиянии..
         Тогда же в Киеве появились многочисленные российские и иностранные технические конторы, которые осуществляли проектирование и выполняли работы по сооружение мелких електростанций.
          6 января 1880 года газета «Киевлянин» очень живописно описывала «Опыты электрического освещения»: «Вечером 4 числа, при обычном сумрачном мерцании газовых фонарей, издали замечалось необыкновенное световое пятно в стороне Крещатикской площади. Вспомнив о предполагавшихся опытах электрического освещения по системе Яблочкова, я отправился полюбопытствовать. Уже на рубеже Крещатика, откуда открывается вид на дом Дворянского собрания, на темном фоне ночи чрезвычайно ярко выступал фасад дома со всеми очертаниями и деталями. Вся площадь залита потоками матового белого света, что близко подходит к дневному, и все предметы чрезвычайно сильно освещены. У городского дома выставлены три электрические лампы или фонаря с фарфоровыми молочно-белыми колпаками овальной формы, изливающими огромные потоки света. Издали шары имеют матово-голубоватый оттенок, но вблизи это исчезает, и светящийся шар представляется не окрашенным. В нижнем этаже освещена одна комната со стороны сквера до такой степени ярко, что, пожалуй, даже и слишком роскошно. Рядом с этим справляют свою обычную службу и газовые фонари. Нужно видеть собственными глазами, чтоб убедиться в невозможности сравнения этих пигмеев с их миниатюрными желтыми тюльпанчиками огня. Для приблизительного уподобления можно разве взять крошечную ночную лампочку с фарфоровым колпачком и тот же газовый фонарь».
          В 1884 году во время проведения Контрактовой ярмарки несколько фирм решили устроить в Киеве презентацию электрического освещения. Были выбраны три гостиницы и часть улицы Крещатик от гостиницы «Европейской» до «Гранд-Отеля». Для питания всех ламп, во дворе «Европейской» был специально построен каменный сарай, в котором были установлены две электрические машины, системы «Шукерта», приводившиеся в действие 16-ти сильным локомобилем. Кроме того, в «Европейской» были установлены 50 ламп Эдисона (8 — снаружи и 42 — для освещения внутренних помещений: ресторан, холл, гостиные, салоны, лестницы, а также несколько «элитных» номеров.)
           Состоятельные киевляне: домовладельцы, купцы, сахарозаводчики, помещики тоже стали устанавливать небольшие электроосветительные установки. Например, на Крещатике их установили в знаменитой кондитерской «Жорж» (на углу Крещатика 28  и улицы Прорезной 2) и в технической конторе «Ольшевич и Керн» (Крещатик, 25), имевшей магазин по продаже динамо-машин, ламп накаливания и дуговых ламп.
          В феврале 1886 года инженер ГУСТАВ КРИСТЕР оборудовал электрическое освещение на лестнице, во всех магазинах и в собственной квартире на Крещатике 43 (дом Петра Верхаловского) в то время когда рядом в других квартирах и магазинах пользовались свечами.
          Наконец, в 1889 году Киевская Дума, учитывая преимущества применения электрической энергии для освещения улиц, объявляет конкурс на проект электрического освещения центральной части города. Победу одержало Киевское частное электрическое акционерное общество «Савицкий и Страус»,которое организовали поручик запаса Н.Н.САВИЦКИЙ и коллежский советник, физик, математик и электротехник ОСКАР ЭМИЛЬЕВИЧ СТРАУС. Именно они предложили киевскому правлению систему централизованого городского освещения. 23 мая 1890 года контракт сроком на 12 лет с обществом «Савицкий и Страус» был согласован и подписан. Согласно договору на Крещатике должны были быть смонтированы 14 дуговых электрических фонарей. С этой целью предполагалось использовать, установленные посреди улицы, трамвайные столбы.

            ОСКАР ЭМИЛЬЕВИЧ СТР;УС(1856- ?) - учёный, физик, математик, электротехник преподаватель, предприниматель, статский советник. В 1880 году принял российское гражданство.
          Его отец - Эмиль Страус- родился в 1829 году в Германии, окончил Гёттингенский университет по специальности «доктор медицины и хирургии», и, как военный врач, принимал участие в Крымской и Кавказской войнах на стороне Российской Империи. Награждён орденом Анны 3-ей степени.
Э.О. Страус в 1876 году окончил Киевскую Вторую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1880 году после окончания университета был удостоен степени кандидата. Во время учебы в университете находился в дружеских отношениях с изобретателем радио Александром Степановичем Поповым (1859-1906), о чем вспоминал в брошюре «Памяти А.С.Попова». В 1887 году они вместе побывали в экспедиции в Красноярске для наблюдения полного солнечного затмения.
           С 1880 по 1881 год Оскар Эмильевич работал в Киеве под руководством физика, академика Михаила Петровича Авенариуса(1835- 1895). Исследования О.Э. Страуса были сосредоточены на определении критических величин для воды. Изучая фазовые переходы в ряде бинарных систем, Страус открыл закон, связывающий критические параметры смеси с критическими параметрами её компонентов и их относительными количествами. Основываясь на этом законе, ученый предложил метод определения критических параметров вещества путем проведения физико-химического исследования бинарной смеси изучаемого вещества с другим веществом, критические параметры которого известны.
          С 1881 по 1890 год был преподавателем физики и математики в Петербургских гимназиях.
           В 1890 году вернулся с семьей в Киев и продолжил преподавательскую деятельность в женских Фундуклеевской и Киево-Подольской гимназиях, а также в Киевском Коммерческом училище. О.Э.Страус председательствовал в Электротехническом отделе Киевского отделения Императорского Русского технического Общества. В 1910 году вышел на пенсию Судьба после 1915 года не известна.

         Главным инженером общества «Савицкий и Страус» стал инженер-технолог М. К. Бахмутов. Главными консультантами проектирования и строительства первых осветительных линий и электростанции в Киеве были: профессор физики Киевского университета Николай Шиллер и начальник Киевского железнодорожного училища Фёдор Мацон.
 
          Физик, педагог, основатель Киевского физико-медицинского общества- тайный советник (1909 ) НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ШИЛЛЕР (1848-1910). В 1864 году с золотой медалью окончил 1-ю московскую гимназию, а в 1868 году-физико-математический факультет Московского университета.
            Был назначен сверхштатным лаборантом при физической лаборатории, а в конце 1871 года командирован с учёной целью за границу. В Берлине занимался под руководством профессора Гельмгольца; предложил метод измерения диэлектрической непроницаемости в переменных полях.
           В 1875 году защитил диссертацию и был удостоен степени магистра физики и назначен приват-доцентом в Киевский университет; в 1876 году был удостоен Московским университетом степени доктора физики и назначен экстраординарным профессором кафедры теоретической физики Киевского университета. С 1901 года — заслуженный профессор университета. С 1890 до 1903 года заведовал кафедрой физики Киевского университета.
          В 1903-1905 годах — ректор Харьковского практического технологического института. В 1905 году вошел в состав Совета министра народного просвещения. Н.Н.Шиллер  разработал метод определения диэлектрической проницаемости в переменных полях (1874), дал первое экспериментальное доказательство существования тока смещения.
         Награжден орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 2-й степени.
 
         Физик, кандидат технических наук в области электротехники, педагог, начальник Киевского железнодорожного училища- статский советник ФЕДОР (ФРИДРИХ-ОСКАР) ЮЛЬЕВИЧ МАЦОН (1853 -1912)
         Родился в семье доктора медицины, профессора и декана медицинского факультета Киевского университета, первого директора Киевской  Александровской больницы (1875—1885) Юлиуса Фердинанда Мацона (1817 -1885).
          Окончил с золотой медалью Киевскую Первую гимназию. В 1875 году со степенью кандидата окончил физико-математический факультет Киевского университета. В 1875 -1877 годы слушал лекции по математике и физике в Берлинском университете.
          Много лет Ф. Ю.Мацон был членом Киевского физико-математического общества при университете. Ему принадлежит разработка теория именных величин, которая была поддержана многими учеными. Известны его публикации и книги: «Теория кольцеобразного микрометра», «Об ударе тел» (в соавторстве с родным братом Николаем Мацоном) и «Именованные величины в школьном преподавании и историческое развитие учения о них».
           В 1885 г. возглавил Киевское техническое железнодорожное училище. В 1904 году Ф. Ю. Мацон оставил должность начальника училища и приступил к обязанностям управляющего Киевским обществом взаимного кредита (Крещатик 16). Являлся также гласным(депутатом) Киевской городской думы.
         Награждён орденами Владимира 4-й ст., Анны 2-й (1863) и 3-й ст., Станислава 1-й (1873), 2-й (1860) и 3-й ст. и серебряной медалью в память царствования Императора Александра III.

         Осветительные линии прокладывали отставные унтер-офицеры минных классов из Петербурга. Они же монтировали оборудование.
          В конце 1890 года в каменном здании на Театральной площади( там где театр оперы и былета) начала работать первая центральная электрическая станция. Станция имела изолированную котельную, машинное отделение и распределительное устройство. В котельной были установлены три паровых котла, отапливавшихся дровами. Вода поступала из городского водопровода. Котлы давали пар для трех горизонтальных двухцилиндровых паровых машин по 60 л.с. (44,1 кВт) каждая. Эти машины приводили в действие три динамомашины Сименса. Кроме того, для питания 14 дуговых фонарей установленных на Крещатике, были установлены две динамомашины с приводом от паровых машин мощностью по 20 л.с. (14,7 кВт). Мощность электростанции составляла около 150 л.с. (110,3 кВт).Станция давала ток для освещения городского театра, Крещатика и домов частных абонентов.
           Годом позже открылась электростанция в усадьбе гласного(депутата) городской думы, полковника Михаила Платоновича Фабрициуса(1847-1915) на Думской площади. Однако, и этих мощностей для удовлетворения городских нужд явно не хватало, и в 1898 году на Андреевской улице было закончено строительство новой мощной электростанции переменного тока высокого напряжения. Всего же, за 12 лет своей работы, общество «Савицкий и Страус»успело построить в Киеве три городские электростанции. В 1902 году маломощные электростанции на Думской и Театральной площадях ликвидировали. С этого момента практически вся потребляемая Киевом электроэнергия производилась на Центральной городской электрической станции, расположенной на Андреевской улице. К 1914 году мощность электростанций Киева составляла 20444 кВт.
8 марта 1892 года на Крещатике, как и было запланировано, зажглись первые 14 дуговых электрических светильников. Работали они до 12 часов ночи. Вскоре воздушные линии электропередач уже обеспечивали освещение не только Крещатика и близлежащих улицах, но и здание городской думы, а также расположенных рядом, «Гранд-Отеля» и частных домов. Освещение улиц осуществлялось с помощью дуговых фонарей, которые имели вид стеклянных шестигранных призм, установленных на специальных чугунных или трамвайных столбах. Позднее были установлены новые высокие столбы с полукруглыми кронштейнами для подвешивания светильников.
         За освещение Крещатика город платил обществу по 17 копеек за час работы каждого электрического фонаря. При этом строго соблюдался режим их работы: первый штраф в размере 100 рублей за нарушение графика был наложен в 1895 году.
Таким образом, Киев был среди первых городов в Европе которые имели электрическое освещение улиц. Электрические фонари в то время освещали только Париж, Берлин и Вену. Прага перешла на электроосвещение в том же году, что и Киев. С каждым годом, как число клиентов, так и объемы потребления электроэнергии в городе неуклонно увеличивались. В 1905 году электрическую энергию получали:  222 предприятия, в том числе 40 механических заводов и мастерских, 29 типографий, 16 табачных и гильзовых фабрик.В начале 1902 года на улицах Киева было установлено 400 фонарей, в конце 1907 г. центр Киева освещали 682 электрических дуговых фонаря, а к 1912 году - почти тысяча.
           «Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, в круглых электрических шарах, в газовых фонарях, в фонарях домовых, с огненными номерами, и в стеклянных сплошных окнах электрических станций, наводящих на мысль о страшном и суетном электрическом будущем человечества, в их сплошных окнах, где были видны неустанно мотающие свои отчаянные колеса машины, до корня расшатывающие самое основание земли. Цепочками, сколько хватал глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом», – таким видел Киев Михаил Булгаков.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

1.«Лампочка до Ілліча» https://www.interesniy.kiev.ua/ua/lampochka-do-illicha/
2.«Создание и становление Киевской энергосистемы» 3. 4.Алексей Смолин «Как Киеву стало до лампочки» https://bigkiev.com.ua/post-author/aleksej-smolin/