Трумен Капоте, или Мираж успеха

Виктор Притула
Американский литератор Норман Мейлер назвал Трумена Капоте «лучшим писателем нашего поколения».
Трумену Капоте, этому «лучшему писателю на все времена» принадлежит такой несколько жутковатый афоризм: "Заканчивать книгу это словно вывести ребенка на задний двор и застрелить его".
Возможно, подобное отношение к сочинительству, сказалось на творчестве Капоте, литературное наследие которого относительно невелико.  Несколько повестей, два десятка рассказов, монументально-документальный роман «Хладнокровное убийство», признанный критикой вершиной писательства Капоте, и, наконец, самая яркая из его книг «Завтрак у Тиффани», которой Мейлер напророчил «стать классикой». А заодно и киноклассикой с неподражаемой Одри Хеперн в роли Холли Голайтли, которую недоброжелатели называли «альтер эго» писателя. Они утверждали, что Капоте рвался к богатым, так же как его героиня.
Хэлен Гарсон, автор двух книг о Капоте отмечала: «Я знала в своей жизни многих писателей, и почти все они поддавались очарованию богатых и знатных. Люди талантливые и творческие, они хотят признания именно в том мире, где и талант и творчество далеко не высшая ценность. Многие писатели тратили на этот круг бесценные силы души и кончали чудовищным разочарованием. А часто и разрушением таланта. Так и Капоте».
После ошеломительного успеха романа «Хладнокровное убийство», на его написание  Капоте затратил 6 лет, в творчестве писателя начинается спад. И он осознавал это. "Жизнь – относительно хорошая пьеса с плохо написанным третьим актом" –один из его многочисленных афоризмов, или цитат. Или такой как эта: «Нет ничего более естественного, чем считать, что в твоих неудачах есть вина других, так же как совершенно естественно забывать тех, кто причастен к твоим успехам».
Чего в Капоте было больше? Светскости, эпатажности, гламура? Или стремления к писательскому совершенству, на которое было затрачено столько сил? Однозначного ответа нет. Однако ж, его книги стали той абсолютной классикой, которая не стареет.  Книгами на все времена.