Живые 90е. Разбитое лицо школы

Алексей Бушуев 2
13 января 1992. Школа 44.  07:52 холл. 1 этаж у входа. Гонг.
  
- Заступаете на дежурство по школе. С вас звонки, держать раздевалку на замке, а входную дверь - открытой. НО не пускать посторонних. - говорит нам строгая Татьяна Михайловна.  Помните, это ваша работа, оценка за дежурство пойдет как оценка за любой предмет - какой захотите. Я не могу с вами тут стоять, у меня открытые уроки. Директора сегодня тоже нет. Справляйтесь вдвоем. Вы - лицо школы !
 
 
- По школьной легенде, у Татьяны Михайловны учились самые крутые бандиты и даже теперь, когда они в авторитете очень ее уважают.
  
- А если что-то пойдет не так - спрашивает мой напарник Юрка ?
 
- Вы в десятом классе - что у вас может пойти не так ? В крайнем случае, в самом крайнем - я в шестнадцатом кабинете на втором этаже. Телефон - в учительской. Все мальчики, не филонить, а то больше не попадете на дежурство. 
 
Дежурство считалось крайне почетным делом. У тебя власть не пускать опоздавших и задавать звонками ритм жизни всей школы. А еще за дежурство ставили оценку и ее можно было засчитать в любой предмет.  Я шел исправлять русский язык. Пятерка за содержание и единица за орфографию - мое проклятие. 
  
На улице посленовогодний безнадежный мороз и самая длинная учебная четверть. И на границе этого тумана небытия стою я с красной повязкой. Запускаю день для всех врывающихся в дверь. 
  
Шестиклассник, забыл вторую обувь. Увидел меня и  без слов разворачивается, чтобы пойти за ней домой.
 
- Стой. На улице чисто - снег.- вытри ноги и иди. Больше не забывай. 
 
Шестиклассник становится делано-безразличным и крейсирует в раздевалку, но услышав звонок, срывается на бег. 


08:28, Холл первого этажа. Юрий Антонов "Летящей походкой"
  
Суета опоздавших заканчивается. Две одиннадцатиклассницы задержались у двери. Невыспавшиеся и красивые. 

- Ленка, до звонка еще 15 минут. Пойдем покурим, все равно опоздали.
 
- Девушки, милые, курить выпускаю только на переменах. - шучу я. 
 
- Какой ты душный тип, Леша Бушуев, - устало - снисходительно говорит самая элегантная из двух. Странно, а я не знаю, как ее зовут. 
 
- Шучу. Двери держим открытыми. На случай пожара, кривого расписания.  Да и холодно просто. - улыбаюсь я ей в ответ. 
 
 
  
09:45 Вторая перемена. Холл первого этажа. Gorky Park. Moscow Calling
  
Сегодня звонки подает Юрка, напарник. Звонки - это самое интересное. Это пульс школы. На минуту раньше позвонишь с урока - обязательно кто-то из учителей придет и выскажется. На минуту позже -  и все ребята смотрят на тебя как на врага.
  
Спускается Татьяна Михайловна
- Как вы ? Следующая перемена самая ответственная. Младшая школа, малыши идут завтракать. Смотрите, чтоб никто, кроме младших классов не заходил в столовую. А то были случаи, старшие приходили, котлеты отбирали, даже били.
 
- Били ?! С малышами же всегда учителя. У меня мама - учитель младших классов - всегда своих водит в столовую.
 
Татьяна Михайловна спрятала глаза и быстро ушла вверх по лестнице. Юрка присвистнул:

- Я что-то о дежурстве не знал. 
 
 
  
10:40   Пять минут до конца третьего урока. Холл первого этажа. Вагнер. "Полет Валькирий"
  
Вваливается толпа второклашек с лыжами. Они возвращаются с  физкультуры. Шум - гам - веселье, по коридору не пройти. 
  
Оборачиваюсь и вижу замершего Юрку, который замер и остекленело смотрит на улицу.
  
Во дворе отставшая от своих второклашка сидит в снегу и ревет. Сломанная лыжа и согнутая палка валяются рядом. 

- Шпана… - сипит Юрка. 
 
 
Только сейчас заметил четверых парней, трое школьников, а одному уже лет 19. Трое одеты в черные ватники без воротников, а один в дорогущую кожаную куртку коричневого цвета. Никому не надо было объяснять, что значил ватник без воротника. И Юра тоже сразу сообразил.  
  
- Вали к физруку - пусть забирает потеряшку - ору я Юрке и запираю засов. 
 
Через секунду дверь дергают, бьют ногами. Штурм начался. 
  
Оказалось, что наш физрук и без нас вспомнил, что оставил потеряшку на улице и быстро идет к выходу. 
  
- Владимир Николаевич, осторожно. Там - шпана. 
 
- Разберусь. - он открывает дверь и хватает за воротник валящегося в проем Олега - мы учились с ним в  параллельных классах, помню, как он ревел когда его выгоняли. - Так, ребята, покиньте территорию школы. Считаю до десяти
- И что потом ? - криво ухмыляется и пьяно тянет слова старший с землистым лицом. Я его раньше не видел. 
 
- А потом...  - физрук протянул руку и взял в тамбуре совковую лопату. - Я пойду убирать снег, а вы все равно уйдете.  Вы меня знаете. Я вас всех тоже знаю. - строго, но без крика говорит Владимир Николаевич. 
 
- Все четверо сгорбившись, поругиваясь, следуют к выходу с территории. Физрук помогает малышке вылезти из сугроба. И тут он замечает сломанную лыжу, изогнутую палку - смотрит на уходящую четверку 
- А ну-ка подойдите сюда !

Шпана дает деру. 
  

10:45 Звенит звонок на третью перемену. Холл Первого этажа. Метроном выставленный на полсекунды.
  
Вы почему не заступились за девочку ? Спрашивает меня физрук. 
 
- Поздно заметили. Да и что бы мы сделали. - бормочу я.
 
- Трус - бросает он мне и уходит.
 
Сзади доносится гомон идущих в столовую младшеклассников. Там где-то своих первоклашек ведет и моя мама. Ищу ее глазами...
Оборачиваюсь — вижу, как бандитская четверка развернулась и бежит по двору ко входу.
  
Юра бросается к  двери и запирает ее  на засов.   Мы рады как три поросенка: "Нам не страшен Серый Волк". 

Песня обрывается -  та самая невыспавшаяся красавица Ленка открывает дверь и идет на улицу курить...
  
- Ты что, выпендриваешься ? на меня ? - кричит один из четырех - Олег, одетый в дорогую кожанку. Он  пытается ударить Юрку по лицу, но промахивается.  
 
- Смотри как надо, - вальяжно твердит старший - и резко бьет напарника в солнечное сплетение. Юрка падает.
 
Мое внимание и слух обострились так, что как будто раньше я ничего не видел и не слышал. Голова стала предельно ясной.  Драться с ними бессмысленно, но надо не пустить их в столовую. Там малыши и где-то там моя мама.  Я не герой. Просто я делаю мою работу и я не хочу, чтобы обижали малышей. 
  
- Мужики, ну зачем так ? Мы службу несем. Надо погреться - садитесь. 
 
 
Удар в солнечное сплетение - теперь мне. Меня разрывает от боли. Удар ладонями по ушам - звон. Я ничего не слышу - но говорю

- Зачем ? Вас же четверо, а я - один сейчас.  - все звенит, я почти не слышу слова
 
Они ржут

-  Это Бушуев - у него мать учительница. - говорит один из них. Это Костя. Мы учились с ним в первом классе. Потом его поймали на краже со склада и куда-то перевели. 
 
- Ты чо, выпендриваешься ? на меня ? - кричит мне Олег и бьет мне по носу. - тут я понимаю. Что он пьян. Стоит-то Олежа пока твердо, но бьет слабо. Учтем. Сильно бьет только старший, а Костя и четвертый вообще присели на лавку у окна и ждут, что будет дальше. Из моего носа капает кровь. 
 
- Ну давай, вали за физруком - расслаблено изрекает в мою сторону старший. -  Погоняйтесь за нами по всей школе. 
 
- Да нет, я тут с вами посижу - зажимаю нос платком, но глаз не спускаю с пришельцев. Странно, я чувствую боль, страх, меня колотит, но говорю ровно. И слышу, как последние малыши галдят и вливаются в столовую.  Тяни время, Леша, успевай думать !
 
Мимо проходят учителя истории и математики. Увидев шпану, кровь на полу и упавшего Юрку - пролетают нас будто не заметив. "Все равно позовут кого-нибудь" - скулит кто-то внутри меня. 
  
- Ты чо, выпендриваешься ? На меня ? - вырывается из Олега - он целится мне в нос дрожащей рукой, но мне  удается уклониться 
 
- Посижу с вами, поговорим. Я на посту. - Тяни время Леша. Малыши гремят ложками - отсюда слышно.
 
- Ты псих что ли ?
 
- Я сейчас старших позову - хватая воздух  - задыхаясь от боли, пробудет кричать Юрка
 
- Юр, мы сами разберемся. Мужики погреться зашли - чего же из-за этого тревогу наводить - успокаиваю всех. Я откуда то знаю что нельзя втягиваться в драку - там они сильнее. Нас вырубят за 30 секунд, а дальше - первоклашки в столовой. 
 
- Слил ты друга своего. Не спас - ухмыляется старший в мою сторону. 
 
- Выходит, что  слил, выходит не спас.  - ровно отвечаю я - Ну так в жизни-то каждый сам за себя. 
 
- Серый, сядь, погрейся - кричит Костя. 
 
И тут у меня в голове загорается зеленая лампочка - идея.
 .
- Юр, пора звонок на урок подавать. - бросаю я Юрке - демонстративно гляжу на часы. Если начнут отбирать часы - это еще минуты две времени протяну. 
 
- О! Дай я позвоню - говорит Серый
 
- Ну вообще-то не положено. Но тебе - можно - пытаясь не рисоваться и как можно спокойней говорю я. Пойдем. А Юрку в больничку надо отпустить -  пытаюсь держать голос ровным. Выходит плохо, но сейчас важно выгнать напарника за помощью. 
 
Он ковыляет в сторону медпункта, а опасная четверка идет к звонку.  Каждый нажимает кнопку  раза по три. Получилось ! Даже обычный сбой в расписании приводил к немедленным разборкам. А тут звонок на семь минут раньше, да и не звонок, а двенадцать звонков - сейчас здесь будут все учителя школы !
  
- Круто! Ну а теперь давай открывай раздевалки - будем по карманам шкулять. - Улыбается мой бывший одноклассник Костя. 
 
Ключ от раздевалок у меня в кармане, но как-то мерзко мне пускать шпану в раздевалку. Не столько пошарят по карманам, сколько одежду разбросают и потопчут. Красивые одиннадцатиклассницы будут в мятых пыльных пальто ? Нет. Я так не согласен. 
  
- Так ведь ключ у Юрки - придет - дождемся, что кто-нибудь идет на улицу - откроем, а так - спалимся. 
 
- Ты чо, выпендриваешься, на меня ? - Олег снова пытается ударить, уклониться не получается - смазывает по лицу. только кровь размазывается по щекам, 
 
- Да ладно, Олежа, сядь. Нормально же с пацаном говорим, хоть он и псих - немного раздражается Серый. 
 
Боковым зрением вижу, как первая группа малышей выходит из столовой
  
- О! пошли в столовку -  котлет наберем - Кричит Олег
 
- А смысл ? - пытаюсь чтобы страх и бессилие, от которых уже дрожат плечи  не были слышны в голосе - там же физрук - он второй класс туда повел - блефую я. Все равно вариантов мало. Думай, Леша, думай, кружи, выкруживай. 
 
- Да ты гонишь! 
 
- Думаешь мне котлет жалко ? 
 
- Ща проверю - говорит Костя и рисуясь крадется к столовой. На полпути он останавливается, чешет голову и идет назад. - Ладно, мы же только погреться зашли. 
 
Странно, никто из учителей не приходит. Мимо нас пробегают старшеклассники - на улицу и обратно. Но ни одного учителя. Ну ничего. Или Юрка кого-нибудь приведет, или на звонки все равно кто-то придет...  Пришли…

Строгая высушенная завуч подходит к нам
  
- Бушуев, почему посторонние в школе, почему  звонки как попало подаются - двойка тебе будет за дежурство. Немедленно выгони этих !
 
- Слышь, овца, вали отсюда, пока не получила - цедит Серый, не оборачиваясь к ней. 
 
- Бушуев, я вернусь через 5 минут, чтобы никого тут не было !  - она строго, но с ускорением покидает нас, едва не поскальзываясь в лужице моей крови. 
 
Четверка улюлюкает ей вслед
  
- Ну что, ты замазанный теперь !
 
- Выходит, что так. Но мне как-то… неважно. Теперь все равно все мое дежурство, считай, впустую. 
 
- Ничего себе, сыну училки, и неважно. Хотя Олежа у нас вон тоже из приличной семьи. - поворачивается он к трясущемуся мажору в кожанке.
 
Я слышу,  как из столовой выходят еще и еще классы. Минуты три и столовая будет пуста
  
Четверка со скукой оглядывается по сторонам. Нельзя их упускать. Я верчу часами. Ноль внимания.  Открываю плохо слушающийся рот. Странно, меня трясет, а мысль ясная как никогда. 
  
Снова загорается зеленая лампочка: "Раз они пьяные, то их в тепле разморит. Чем дольше я их держу, тем менее они опасны и тем проще будет их потом повязать. Спокойно, главное спокойно" 
Надо тянуть время. 
  
- Слушай, говорю я главному - вот ты все знаешь. Скажи, а вот Юрке и мне вы накатили все вместе. А разве это правильно ? Разве не один на один надо драться ? - пытаюсь чтобы звучало именно как вопрос. 
 
- Ты чо, выпендриваешься, на меня ? - как заведенный вскакивает Олег - тут мне в голову приходит мысль, что парень не под алкоголем, а под чем-то другим. Уж больно сумасшедшие глаза у него.  - пока я думаю,  мне прилетает удар в скулу. Хорошо,  что не сильный, Но печатка царапает до крови.
 
Темные молодцы смеются
  
- О чем задумался ? - спрашивает Серый - почему твой дружбан на помощь никого не привел ? - его взгляд расплывается. Похоже, лампочка загорелась правильно. 
 
- Так он же в медпункт пошел. А судя по тому,  что ты ему по солнечному сплетению пробил, а у него это больное место - он там может залечь часа на три. 
 
- Так вот. все на одного - никогда не в падлу. Слышишь - никогда ! - оживляется Серый. Даже наклоняется ко мне. Один ты что против нас можешь?! В этом и сила. 
 
- А что делать ? Вот мне например. 
 
- А чего тебе делать. Нечего. Умирать за правое дело - хихикнул он. - Хочешь ? - он потянулся в карман. 
 
- Да нет. мне и с Вами тут неплохо. Тепло.  - время, тяни время, Леша. пульсирует внутри. 
 
- Да, тепло тут у тебя. Теплое место. По блату дали, училкин сынок ?
 
- Да сейчас! Месяц в очереди стоял.  - место слишком блатное. - пытаюсь острить я. Еще. секунду, еще. Кровь капает с платка на пол. Не страшно. Сейчас Юрка приведет  подкрепление. 
 

11:00 Холл первого этажа. Animals. House of Rising Sun

Перемена кончилась. Все. Я свою миссию выполнил. В мою смену первоклашек никто не обижал, маму мою никто не огорчал. А если шпана досидит до следующей перемены, то  по этому коридору в столовую пронесется табун старшеклассников, сметая все на своем пути. И этих гостей смоет за милую душу.  
  
Мимо проходит Стас, мой одноклассник. Он ходит в качалку и  хвалится, что всех бандитов на районе знает. Обычно развязно-вальяжный он крадется чуть не бочком - быстрым кивком здоровается с Серым и мгновенно исчезает. 
  
- Ладно, тепло тут, но и в столовке надо забрать что-нибудь - с трудом выдавливает из себя  Серый
 
- Так перемена закончилась. Там сейчас пусто. Сиди до следующей - тяни время, тяни время Леша - нет звонка на урок - сейчас точно кто-то придет.  Саднит скула, но не кровоточит, нос щиплет, значит, кровь свертывается. Еще, еще тяни время. 
 
- А ты блин такой непрошибаемый, я смотрю - уже размазано-  отрешенно бросает Серый.
 
- Как же непрошибаемый - ты мне сам пробил - вполне прошибаемый, как все. 
 
- Ох, ты хитер, змей.  - собирается Серый. 
 
- Змей ? Это что значит ? - есть тема поговорить - цепляюсь, это еще минута, а то и три.  
 
- Да просто змей. Гадский гад - у нас опер на тюрьме был такой же хитрый. - поднимает руку и показывает синюю паутину на тыльной стороне ладони. - На тюрьме так говорят
 
- Ты был там ?
 
- Как видишь  - по малолетке....
 
- Да-а-а. у меня дядя двоюродный сидел - вспоминая, что кто-то из дальней родни когда-то был в ЛТП. Главное - не врать - меня и так трясет, а буду врать - вмиг раскусит. 
 
- За что ?
 
- Не знаю, я не расспрашивал. Просто в гости заходил.
 
- Это правильно, что не спрашивал.   
 
- Ты чо, выпендриваешься, на меня ? - Подскакивает заведенный Олег. Рассеянный взгляд и неверная рука. попадает в стекло, но я удерживаю его от падения. 
 
- Слушай, он так окно разобьет и поранится.
 
- Ладно, псих. Олежу и правда пора проветрить. Бывай. Настучишь мамке-то, что мы тут были ?  
 
- А смысл ? Вас и так все видели. А свои дела я сам решаю. Ну или не решаю. 


 
11:20 Холл первого этажа. ABBA. Don't Go Wasting Your Emotions

Когда за ними хлопает дверь, мой страх вырывается наружу. Голова кружится так, что не могу стоять - меня тошнит. Если бы в желудке что-то было меня бы вырвало. . 
 Приходит старая завуч и Татьяна Михайловна. 
  
- Вот полюбуйтесь - дежурный Бушуев. Лицо нашей школы - черт знает кто шляется по школе, грязь развели - она пинает носком еще не засохшую кровь на полу. - Я скалюсь в ответ - овца она и есть овца. 
 
Михайловна  внимательно смотрит на все вокруг
  
 - Бочкарев старший и компания были ? 
 - Да
 - Юрий  где ?
 - В медпункте, наверное - я его сразу отправил туда, а этих тут держал.  Нормально все. Пострадавших нет.
  
  
13-30 Холл первого этажа. Бой курантов. 
Сдаю ключи дежурным второй смены. Это шестиклассники и молодой трудовик. Он подмигивает мне

- Меня на усиление отправили. Говорят, ты сегодня один банду удержал.
 
- Рядовой Бушуев пост сдал ! -  пытаюсь шутить я. 
 
- Сержант Куренной пост принял ! - улыбается он в ответ. 
 
Мне улыбаться больно - ушибы болят. Но приятно.  Ползу на английский. Его поставили седьмым уроком и он залезает во вторую смену. 
  

13-33  2 этаж, коридор возле медпункта. Сирены. 

По дороге на английский встречаю угрюмого Юрку

- Ну ты-то мать защищал. А я то за что получил - ненавижу эту школу ! Нас бросили одних.
- Мы же справились. А на эту работу мы сами пошли. Я держал их, а ты ушел за помощью, ты же позвал на помощь, правда?
- Я был ранен, нас бросили ! Ненавижу ! - в бессильной злобе Юра пнул свой дипломат и он поехал по вымытому полу к выходу. 
 
13-44 2 этаж. Кабинет английского языка.  Метроном выставленный на 1 секунду. 

На уроке английского. Задание в парах проработать тему "Совместное предприятие". 
Ко мне подсаживается накаченный Стас.

- Леш, ты чо делаешь ? Ты думаешь, что ты - герой ? 
 
- В смысле ? 
 
- Ты с Серым сидел, я так понял, держал чтоб дальше дверей не ушли. 
 
- Ну. 
 
- Леха, это шпана, единственная на районе без особых причин людей режет и убить может только так. Видишь их вместе - обходи за километр. 
 
- Ну я не знал. Да и первоклашек и маму надо было прикрыть. Никакого геройства. Просто я так решил.  
 
- Хорошо хоть не полез в драку с ними. Порезали бы, как пить дать. 
 
Усталость навалилась на меня. невыносимым грузом
  
- Стас, я щас вырублюсь. прикрой меня, я тут прикорну за шторой - надо поспать хоть 10 минут
 
За окном пепельное небо сливалось с пепельным снегом. Мне снилось, что второклашки выбегают из школы на мороз без пальтишек, а я ловлю их и оправляю обратно - одеваться. Они смеются, радуются. Громче всех заливается девчушка у которой была поломана лыжа
- Замерзнете же, солнышки мои - кричу я им.  Смеюсь и радуюсь вместе с ними.
- Душный ты человек, Леша Бушуев - даже во сне не можешь расслабиться, говорит мне красивая одиннадцатиклассница. Закуришь ?
- Давай... 
 
 
14-10  2 этаж. Кабинет английского языка. Сигналы точного времени. 

Меня разбудил звонок. Дежурные второй смены подавали звонки четко и звонко. Вынырнув из-за шторы я встретился глазами с пустым классом и  Татьяной Михайловной. 
  
- Спишь на уроке, Бушуев. Хорошо, что не на посту. 
 
- Тяжелая была работа с утра.
 
- Может тебе в больницу ? Голова не шумит ? 
 
- Нет. Все нормально
 
- За дежурство тебе - пять. Спасибо. По какому предмету хочешь пятерку ? 
  
В голове мигает зеленый огонек. 
  
- Мне хочется не пятерку, Татьяна Михайловна.  А четверку.  Но за четверть. И по физкультуре - у Владимира Николаевича. 
 
- Ты что, выпендриваешься ? На меня ?  - Татьяна смотрит поверх очков. - Владимир Николаевич не согласится. 
 
- Не знаю. Моя работа стоит этого. Если не получится у Вас - согласен и на одну пятерку по русскому - как и договаривались. 
 
- Хитрый, змей - улыбается Татьяна Михайловна.
 
- Гадский гад - улыбаюсь я в ответ. 
 
 
Улыбаться больно. Но приятно.