Встреча с Высоцким В. С

Решетов Юрий 2
               


           Знакомство с творчеством Высоцкого началось в далёком 1971 году. В нашем не большом провинциальном городке появились радио хулиганы. Были радиолюбители, которые на законных основаниях выходили в эфир. А радио хулиганы делали ламповые приставки и подсоединяли их к приёмникам. Выходили в эфир не законно. Тот, кто выходил в эфир, чувствовал себя богом. Он, в одном лице был диктором, звукооператором, режиссёром, а часто и поэтом, композитором и певцом. У каждого из них был позывной. До сих пор помню: «Альтаир», «Вега», «Дед мороз», «Чёрная кошка»… И вот в одном из концертов, который устроил «Альтаир», услышал мелодию:

Почему всё не так, вроде всё как всегда
То же небо – опять голубое
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя

Мне теперь не понять – кто же прав был из нас
В наших спорах бес сна и покоя
Мне не стало хватать его только сейчас
Когда он не вернулся из боя…

Этот голос был необычным, на фоне других певцов: Магомаева, Хиля, Кобзона, с какой-то хрипотцой и задушевностью.
Затем государство поняло, что эфир для радио хулиганов не предназначен, и в милиции создали специальные подразделения, которые успешно искоренили это явление.
           Поступив в столичный вуз и поселившись в общаге, нам выпускникам по наследству достался старенький проигрыватель с пластинками. К сожалению пластинок с песнями Высоцкого, там не было. Поэтому мы четыре первокурсника решили скинуться по рублю и купить его пластинку на «Чёрном рынке». Узнали, что купить можно на Новом Арбате возле книжного магазина.
Жребий ехать покупать пал на меня. И вот я счастливый, поднимаюсь по ступенькам книжного магазина, и ко мне подходит мужчина средних лет и тихим голосом спрашивает:
           – Юноша! Чем интересуетесь?
           – Хочу купить пластинку Высоцкого, – отвечаю ему.
Он мне опять тихо говорит:
           – Иди за мной.
Мы зашли в ближайшую подворотню, и он вынул из портфеля виниловую голубую пластинку, предварительно получив от меня 3 рубля. Радости моей не было предела. Сам Высоцкий был у меня в руках. Приехав в общагу решили сразу послушать песни. Четыре студента сидят вокруг стола и с замиранием сердца хотят услышать голос кумира. И вот иголка коснулась пластинки. Но вместо хриплого чарующего голоса певца, мы слышим шипение. Подумали, что пыль попала на пластинку. Протёрли её тряпочкой. Снова поставили, но из динамиков опять пошло шипение. Решили, что на иголку набилась пыль и её надо почистить. Почистили. Снова поставили и вновь услышали сплошное шипение. В глазах у каждого из нас было разочарование. Нас просто обманули или как говорит современная молодёжь: «Развели как лохов». Испытывать судьбу мы больше не стали и в сомнительных операциях по поводу приобретения новых пластинок участвовать не участвовали.
           Учёба в институте подходила к концу и вот весной 1976 года в фойе института увидел объявление: «Такого-то числа, в такое-то время в актовом зале состоится творческая встреча с В.С.Высоцким». Моей радости не было предела. Почему-то представил, что билет будет стоить 3 рубля, он будет большим, и на нём будет написано: «Концерт Высоцкого В.С.», потому что такое выступление такого певца, актёра, поэта меньше стоить не должно. Представил, как приеду к себе домой в город Балашов, расположенный на берегу Хопра, и друзьям, родственникам, одноклассникам покажу этот билет, расскажу о встрече с ним. Протянув 3 рубля кассиру, начал ждать заветный листочек с фамилией певца. Кассир задала вопрос: «30 копеек есть?» Я подумал: «Наверно стоит 3 рубля 30 копеек». И ответил: «Нет». Она молча протянула горсть мелочи и маленький листочек. Отойдя от кассы пересчитал мелочь – выходило 2 рубля 70 копеек, а на узеньком белом билете было написано: «Общество знание». В душе было разочарование. Кумира оценили всего в 30 копеек. Вместо фамилия, красовалась какая-то непонятная организация. Спросив у знающих людей, почему билеты такие дешёвые, получил ответ: «Потому что, он будет выступать перед бедными студентами, у которых стипендия всего 40 рублей.
И вот наступил долгожданный день. Поклонники его таланта решили встретить его у черного входа, через который в актовый зал проходили другие артисты, певцы, музыканты, которые приезжали раньше.
Но Владимир Семёнович подъехал к парадному крыльцу на машине. Я наблюдал за этим cо второго этажа, фойе актового зала. Через минуту, мимо меня прошёл мужчина не высокого роста, одетый в джинсы, джинсовую рубашку, на ногах были туфли на небольшой платформе, а в руках гитара. Его никто не сопровождал, держался скромно, без напыщенности, которая присуща многим артистам.
Актовый зал не смог вместить всех желающих, поэтому многие стояли в фойе, в надежде хотя бы услышать голос певца. Зайдя на сцену, он сразу сказал: «Товарищи контролёры! Всех впустите. Всем места хватит». И действительно толпа студентов рассосалась по залу. Кто-то сидел на подоконниках, кто стоял в конце зала, кто-то стоял в проходах. И вот началась долгожданная встреча.
Взяв первые аккорды по залу разнеслось:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигают…

Закончив петь, начал рассказывать о своей работе в кино, с демонстрацией отрывков из фильмов: «Стряпуха», «Вертикаль», «Хозяин Тайги»…
Пояснял, с какими партнёрами как работалось, какие-то смешные случаи, которые были на съёмках. Я заворожёнными глазами смотрел на сцену.
Даже не верилось, что я простой парень из провинции, наяву вижу певца, которого не показывают по телевизору, не издают легально его пластинки. Так продолжалось больше часа. Затем, не сходя со сцены как-то буднично
произнёс: «Теперь приступаем ко второму отделению, я вам расскажу о своей работе в театре». Мы сидящие в зале окунулись в таинственный мир поэзии.

Быть или не быть – вот в чём вопрос
Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы
Иль нужно оказать сопротивление?
Восстать, вооружиться, победить
Или погибнуть, умереть уснуть?

Вечер продолжался больше 2-х часов без перерыва. После того, как закончил звучать последний аккорд, он скромно поклонился благодарной публике. Зал стоя рукоплескал кумиру.

После окончания института по распределению, я поехал на работу в Тулу. Армия, работа, дом, семья, дети и я больше к творчеству Высоцкого не прикасался.
В 1980 году меня забирают на офицерские сборы, а если вещи называть своими именами – на уборку урожая в Волгоградскую область. Правда урожай зерна был не важный, поэтому возили что придётся и кого угодно.
25 июля 1980 года узнаю новость, что на 43 году жизни скончался Высоцкий В.С. Помянули как подобает в таких случаях.
Битва за урожай успешно закончилась в ноябре месяце, в Алтайском крае.
Потом прошло некоторое время и будучи в Москве в командировке я заглянул на могилу к поэту, певцу, актёру и просто гражданину. На могиле лежали живые цветы и стояли люди, такие же как я приехавшие из разных уголков страны под названием – СССР, чтобы просто помолчать, вспомнить его стихотворения, песни.

Где мои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет…

Прошло несколько десятков лет. Песни и книги с его произведениями  можно купить в магазине. По телевидению в дни его смерти и рождения показывают о нём фильмы или киноленты с его участием.
Когда в 61 год меня посетила муза, то я написал стихотворение:
               
80 лет Высоцкому В.С. гражданину, поэту, актёру, певцу…

У Владимира Семёновича юбилей.
Ему ты водочки налей,
Тихонько с ним ты погрусти,
Стихи ему его прочти.

Он в институт к нам приезжал,
Стихи свои он нам читал,
Затем он песенки нам пел-
И зал в овациях гремел.

На сцену выходил он, не спеша,
И была в нём и сила, и душа.
В руках гитара у него,
И больше нет ничего.

В общаге слушали его,
А споры были всё равно.
Один твердил что гений он,
Другой твердил что он никто….

Он в жизни был кумир для нас,
И был поэт ну просто класс!
Эпоху он опередил,
Когда стихи он сочинил.

Хотя он умер так давно –
Но будем помнить мы его.
И песни слушаем его,
И что- то в сердце залегло.

Поэту в жизни нелегко –
Ему ведь надо жизнь познать,
В стихах всё людям рассказать,
Такая вот судьба его.

А в голове звучат слова,
Что написал он в те года –
Как кони медленно несут,
Ища последний свой приют…

А на день смерти появились вот эти строки:
 
Посвящается Высоцкому В.С.

Ушёл из жизни гражданин!
Высоцкий умер в прошлом веке…
А мы стихи его читаем,
И вновь его мы вспоминаем.

Поэт он был ну просто класс!
Когда стихи писал для нас
Душа его в стихах живёт,
И нам покоя не даёт

Когда мы слушаем его,
То на душе всегда светло
Он нам о многом рассказал,
И жизнь без красок показал

Ещё в кино играть любил
И роли разные дарил
Когда он Гамлета играл,
То зал надолго затихал

Таланты долго не живут,
В раю давно их тоже ждут
Как жаль, что рано умер он,
Ему от нас земной поклон.

Вольно или не вольно он присутствует в моём творчестве. Недавно написав ироничное произведение стал вопрос как озаглавить его, и на ум пришло название одного из стихотворений Высоцкого «Письмо в редакцию».

Письмо в редакцию

К нам в редакцию вчера,
От Ивана Кузьмича
Письмецо одно пришло,
Ох занятное оно…
Вот читаю я его

Я хотел у вас спросить,
Сколько мне осталось жить?
Я живу в деревне Рвы,
Это к югу от Москвы
Рано утром я встаю,
За водой в родник иду,
А потом, когда приду,
Самогон себе налью,
И водой его запью
Я из хаты выхожу,
На завалинке сижу
Сигаретку в рот возьму,
Так вот время провожу

Да забыл ещё сказать
Как мне возраст свой узнать?
Толь склероз ко мне пришёл,
Толь маразм не отошёл
Помню была у меня жена,
Правда не знаю где она
Толи в мир иной ушла,
Толи мужика себе нашла
Вы в редакции возьмите,
Возраст мой вы поищите,
Документы вы найдите,
И в деревню мне пришлите,
А иначе мне беда,
В ЗАГС не пустят же меня
Фёклу замуж я беру,
А документ не найду

С уважением до вас,
Иван Кузьмич Протас.


Ответ редакции

Дорогой Иван Кузьмич!
Ваше письмо мы получили,
И ответ вам сочинили
Если бросите вы пить,
А тем более курить,
Лет до двести доживёте,
Всю родню переживёте
Возраст долго мы искали,
Наконец его узнали
Родились вы в Москве,
Век живёте на земле
С юбилеем поздравляем,
Много счастья вам желаем
Фёклу милую любите,
На руках её носите
Документ вам высылаем,
Возраст ваш мы подтверждаем.

С уважением до вас,
Главный редактор
Татьяна Квас.

И сейчас часто слушаю его песни – такие разные по форме, содержанию, но всё такие же близкие моему сердцу и в душе звучат слова:

И мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды
Я конечно вернусь в друзьях и мечтах,
Я конечно спою я конечно спою не пройдёт и полгода

И действительно хочется верить, что творчество его будет жить вечно…