День памяти барда

Валерий Брусков
                Наука – это  мы.
                Искусство – это  Я.       
                Виктор  Гюго
                В.С. Высоцкому
       …Концерт не удавался - Бурнов остро почувствовал это своим профессиональным нутром после первых же пяти-шести его номеров. Успех шоу не всегда обеспечивается перечнем исполнителей, их мастерством и даже репертуаром; в гораздо большей степени он зависит от чего-то, недоступного уму, какого-то шарма, какой-то изюминки...
       И от очерёдности выступающих - тоже. Кто-то должен предшествовать кому-то, и за кем-то следовать.
       Сегодня этого явно не получалось. И не только потому, что исполнители концерта буквально дрались за свои порядковые номера в нём, платя дополнительные взятки тем, кто организовывал шоу и составлял программу. Сильно изменился сам подход к зрелищу, ставший слишком коммерческим, а там, где всё диктуют деньги, мало остаётся места истинному Творчеству и Вдохновению.
       Концерт сегодня Бурнову совсем не нравился, но он уже стал привыкать к тому, что ему многое не нравится в новом российском искусстве, относя это на счёт своего почти преклонного возраста. На пороге пенсии трудно не быть ретроградом и консерватором. Тридцать лет назад он всё воспринимал несколько иначе.

       - ...Гляньте-ка, Маэстро!.. - тряхнув хорошо разрекламированной средствами от перхоти шевелюрой, певучий Дима Большаков почти больно ткнул конферансье в бок острым локтем. - Каков оригинал, а?! До такого ещё никто не додумывался!
       Бурнов покачнулся от толчка и послушно обернулся.

       ...Мужчина был невысок и крепок. И удивительно спокоен. Вокруг суетились взвинченные, нервные люди, ругавшиеся в полный голос, и почти не слышавшие самих себя и друг друга за грохотом музыкальных инструментов на сцене, а он стоял в простенке, чтобы никому не мешать, задумчиво смотрел себе под ноги, и курил, чего-то дожидаясь.
       - Похож, правда?! - крикнул в ухо конферансье Большаков. - Копия! Он что, тоже будет петь под одну эту облезлую старушку?! Тогда только после меня, а то его засмеют и закидают! Потом долго придётся чистить сцену и успокаивать народ!
       Сходство действительно было поразительным! И не только портретное! Мужчина был в таких же стареньких джинсах, и в таком же тёмном свитере тонкой вязки. На плече его висела удивительно знакомая, затёртая хорошими песнями гитара.
       - Кто это?! - опять крикнул в ухо конферансье Дима. - Я его что-то не узнаю!
       Бурнов тоже не знал. Более того, он вообще впервые видел этого человека. Его не было в списке участников, во всяком случае, Бурнов не припоминал такого. Он хотел подойти и поинтересоваться личностью двойника - самозванца, но тут на сцене закончился очередной номер, а за кулисами началась привычная свара. Неприязнь исполнителей друг к другу, с трудом сдерживаемая ради хороших денег, почти в каждом концерте выплёскивалась за кулисами и музыкой на сцене.
       Назревала драка, а зритель ждал новых исполнителей, желательно без фонарей под глазами, и музыки на инструментах, не сломанных о чьи-то головы. Хотя, когда номер идёт под «фанеру», какая, собственно, разница, в каком виде певцы и инструменты...
       Не глядя на почти потасовку, мужчина брезгливо поморщился от криков, докурив, бросил окурок себе под ногу, растерев его подошвой башмака, перевесил гитару с плеча - на грудь, и, ни на кого не обращая внимания, пошёл на сцену, прежде чем кто-то успел опомниться…

       …Зал уже слегка нервничал, встретив его насмешливым свистом и улюлюканьем; на сцену упало несколько надкушенных яблок. Мужчина поднял глаза на самый верхний балкон, и провёл пальцами по струнам заждавшейся гитары...

           - ...Вдоль  обрыва,  по-над  пропастью, по  самому  по  краю
           Я  коней  своих  нагайкою  стегаю, погоняю.
          Что-то  воздуха  мне  мало, ветер  пью, туман  глотаю,
          Чую  с  гибельным  восторгом: «Пропадаю,
                пропадаю!»
          Чуть  помедленнее, кони, чуть  помедленнее!
          Не  указчики  вам  кнут  и  плеть.
          Но  что-то  кони  мне  попались  привередливые -
          И  дожить  не  успел, мне  допеть  не  успеть.

          Я  коней  напою, я  куплет  допою -
          Хоть  немного  ещё  постою
                на  краю...

       ...Зал с небольшим запозданием слитно ахнул, проглотив собственный шум и хамство. Недозрелая свалка за кулисами почти мгновенно заглохла, точно всем буянам заткнули рты толстыми пачками долларов. Бурнов, потный, злой и взъерошенный, услышав песню на сцене, оцепенел, не веря собственным ушам...
Можно подделать голос и манеру поведения, можно с помощью грима даже подогнать внешность, но нельзя подделать и подогнать Душу певца. Бурнов понял это вдруг, сейчас, и изумился тому, что не осознавал такой простой вещи прежде...

         - ...Сгину  я: меня  пушинкой  ураган  сметёт  с  ладони,
         И  в  санях  меня  галопом  повлекут  по  снегу  утром.
         Вы  на  шаг  неторопливый  перейдите, мои  кони,
         Хоть  немного, но  продлите  путь  к  последнему
                приюту!
         Чуть  помедленнее, кони, чуть  помедленнее!
         Не  указчики  вам  кнут  и  плеть.
         Но  что-то  кони  мне  попались  привередливые -
         И  дожить  не  успел, мне  допеть  не  успеть.

         Я  коней  напою, я  куплет  допою -
         Хоть  немного  ещё  постою
                на  краю...

       ...Одинокая гитара, казавшаяся почти расстроенной в унисон голосу певца, безо всяких усилителей заполняла аккордами огромный зал до самых его краёв, а мощный хриплый баритон сотрясал воздух без микрофонов, которые были здесь совершенно излишни...
       Всё оцепенело, обратившись в слух. Кто-то из совсем молодых и распущенных невежеством, опомнившись, попытался свистеть и кидаться, но поднялись со своих мест молчаливые, зрелые Памятью мужчины, вышвырнули дебоширов из зала, и встали в дверях.

         - ...Мы  успели. В  гости  к  Богу  не  бывает  опозданий.
         Так  что  ж  там  ангелы  поют  такими  злыми
                голосами?!
         Или  это  колокольчик  весь  зашёлся  от  рыданий,
         Или  я  кричу  коням, чтоб  не  несли  так  быстро  сани.
         Чуть  помедленнее, кони, чуть  помедленнее!
         Умоляю  вас  вскачь  не  лететь.
         Но  что-то  кони  мне  попались  привередливые!
         Коль  дожить  не  успел, так  хотя  бы  допеть!

         Я  коней  напою, я  куплет  допою -
         Хоть  немного  ещё  постою
                на  краю...

       ...Зал молчал и не шевелился, оглушённый и поражённый. Певец, закончив песню, и не дожидаясь аплодисментов, ушёл со сцены, снял за кулисами с чьей-то подставки для микрофона свою потрёпанную кожанку, забросил её за спину, и исчез в двери чёрного хода.
       С трудом стряхнув с себя какое-то колдовское оцепенение, Бурнов кинулся за ним.

       …Город был по вечернему тёмен, и по осеннему дождлив. Бурнов метнул взгляды в оба конца бедной пешеходами улицы, огорчённо крякнул и юркнул обратно.

       ...Всеобщее гипнотическое оцепенение, казалось, грозило перейти в вечное. Молчал зал где-то там, за сценой, молчали участники шоу за кулисами, неотрывно смотревшие на дверь запасного выхода... Назревал скандал, и ещё посерьёзнее, чем недавняя несостоявшаяся потасовка. Бурнов, пришедший в себя чуть раньше других только потому, что один из всех здесь был обременён какой-то ответственностью, поправил на себе помятый костюм, знаком приказал очередным исполнителям приготовиться, и поспешил на сцену объявлять следующий номер.

       ...Зал был совершенно пуст... Зрители ушли, потому что слушать больше было нечего.
       И некого...

           Что  позволено  быкам, то  непозволительно  только  Юпитеру…