Хиты - западные или русские?

Галина Ларина
В чём различие русской и западной эстрадной песни?
В русскоязычной песне особая важность придаётся смыслу и слову - как правило, это миниатюрная повесть в искусном поэтическом изложении, которую скорее следует читать, нежели слушать. Вот маленький пример: "Напрасные слова - виньетка ложной сути", - тут море смысла, образности, глубин для изысканного ума. А затем уже идёт музыкальная форма, составленная по строгим правилам, так что обычно по первым трём нотам можно продолжить до конца всё произведение. Чёткий ритм, строго выраженная линия по восходящей, затем по нисходящей с каким-нибудь взлётом в припеве. Быстро запоминающаяся мелодия, также быстро надоедающая. И третий признак - некачественный вокал. Во многих ВИА это могут быть просто неприятные голоса, которые исполнители назло слушателям стараются сделать ещё противнее.
Выбирайте что лучше - козлетон, гнусавость или тошнотворная манера? Я, если что, выбираю безголосье - изображает что-то - ну и ладно. У звёзд это могут быть приятные, сильные и технически вышколенные голоса, которые с лёгкостью воспроизводят все необходимые рулады по высшему разряду. Причём отбор тут очевиден: очень громкое пение, предназначенное для больших залов. Но все равно в них не хватает свободы самовыражения - вокалист исполняет мелодию строго по нотам. Они трогают нас своей новизной ненадолго, но постоянно слушать их не хочется.

В западной эстрадной песне всё по-другому. Тут основное внимание уделяется звуку. Аранжировка как правило сложная и техничная, но это не самоцель, поскольку результат проявляется в непостижимом умении музыкантов играть на струнах нашей души. Качество вокала не имеет решающего значения: это могут быть сипловатые, хрипловатые и относительно слабые голоса, а могут быть богато окрашенные, полётные и сильные. Редко, когда за вокалом угадывается большая выучка для исполнения в больших залах, чаще это доверительный тон. Но в любом случае берут они предельной искренностью, эмоциональностью и свободой выражения. И тут им в помощь приходит мелодическая канва, которая, если и подчиняется каким-то канонам, то очень ненавязчиво, а то может и "подвинуться", если того требует основная цель - вовлечь слушателя в самые глубины эмоциональной настроенности и сопереживания. И вот что удивительно: вокалист зачастую не следует мелодической канве: он может петь на одной-двух нотах или импровизировать вокруг мелодии, вскрикивать, всхлипывать, издавать другие характерные звуки.  В этом случае словесная нагрузка уменьшается до минимума, сложные сюжеты как правило отсутствуют, чтобы не отвлекать внимание слушателя на смысловую составляющую. Какие-нибудь направляющие слова типа: "My heart, touch me, far away..." - этого обычно достаточно, чтобы определиться, о чём собственно поётся. И поскольку игра на струнах души не притупляет чувства, то такие песни мы каждый раз переживаем заново, и готовы слушать их снова и снова.

Конечно, из этого огульного объединения под одну гребёнку можно выделить массу исключений. На русскоязычной эстраде есть отдельные песни отдельных исполнителей - весьма выдающиеся. А на западной эстраде можно найти много неудачных произведений. Но общий подход, думаю, именно такой. У русских - разум и правила, на западе - чувства и свобода. И это побеждает.