Убежавшее варенье

Алевтина Кудря
             Воспоминание сына
Как то меня отправили на лето к дедушке.
Дедушка очень обрадовался мне, но  бабушка отнеслась с прохладцей к моему приезду без родителей.
 - Как же он будет один дома, когда мы уйдем на работу? – обратилась она к дедушке с вопросом.
— Ничего, - отвечает дедушка, - я его с собой на работу буду брать.
 Дед, бывший военный, подполковник, работал в аэропорту, бабушка в больнице.
- Раз так,- согласилась бабушка, - я не возражаю, только чур, не баловаться. Я этого не люблю.
—Я не балованный, мне же 6 лет! - успокоил я бабушку. Та махнула рукой, со словами, - да я не против тебя, тебе здесь будет хорошо. Что делать на севере летом?
Бабушка работала через день, а у дедушки два дня в неделю были выходные. Я редко ходил с дедушкой на работу, чаще всего был у бабушки в больнице. В больнице я слонялся среди больных, наблюдал, как они играли в домино. Скучно.
Когда дедушка брал меня с собой на работу, мне было там всё интересно. Я смотрел, как самолеты садятся и взлетают, как их  заправляют, играл на детской площадке, ел мороженое и пирожки, пил сок. Дедушка катал меня на трапе. Один раз я попал под выхлопную трубу самолета, и меня  чуть не унесло с полосы.
В принципе, неплохо проводил время, но где-то всегда пачкал рубашку.
 Вечером от бабушки мне попадало за грязную рубашку. И вот я решил, чтобы она не ругалась, я стал рубашку одевать на левую сторону. А когда домой шел - переодевался. Дедушка сразу заметил мою хитрость, но бабушке не выдал меня. А бабушка была рада, что я чистый приходил. Чтобы бабушка не разгадала нашу тайну, дед сам стирал мои вещи. И вот наступил выходной день у дедушки. Бабушка пошла на работу, а нам велела сварить малиновое варенье.
Как только дедушка поставил тазик с ягодами на плиту, пришла соседка с просьбой помочь оформить документы. Вот дедушка и говорит мне,
- если доверю последить за вареньем, справишься?
- А что тут особенного, конечно,- мотнул я головой. Стой и следи!
- Самое главное,- напутствовал дедушка,- смотри, чтобы оно не убежало и вовремя помешивай. А если попытается убежать, ты пену собери вот в эту плошку. И подал он мне длинную деревянную ложку и плошку.
- Чуть что зови меня, я здесь буду в саду. И ушел с соседкой в беседку оформлять документы.
Я стою и думаю «как это варенье побежит?» И вдруг я вижу,  варенье поднялось, появилась пена. Вот-вот побежит из тазика. «Ах, вот как оно может убежать!?» догадался я. Тут же  схватил ложку и давай собирать пену в плошку. Вот и плошка полная, а варенье все поднимается и поднимается. Я помешал варенье, а оно все равно пузыри пускает, угрожающе так поднялось, ещё немного и через край польется.  Что делать?
-Дедушка,- кричу я,- варенье убегает.
- Ты его собери в чашку, я сейчас,- отвечает дедушка.
Я схватил тарелку и собрал туда верхушку. А варенье все равно не успокаивается,
— Ах, чтоб тебя! — говорю я, — куда же ты бежишь?
И стал лишнее варенье убирать в одну чашку, затем в другую, третью, четвертую и  тут смотрю - весь стол занят чашками с вареньем.
Оглядываюсь, вижу кастрюлю, взял и её и туда поднявшееся варенье переложил.
Когда же дедушка освободится? - думаю я. Так все варенье убежит.
- Дедушка,- кричу я снова, - варенье не успокаивается, бежит и бежит.
- Иду, иду,- кричит дедушка, а сам не идет.
А варенье всё равно, не хочет ждать дедушку и пытается убежать через верх.
Я думаю «что -то не так. Почему у мамы варенье не убегает, а у дедушки выше тазика поднялось?»  Помешал варенье, а оно пригорело ко дну.  «Куда же вода девалась? Наверное, она  вся выкипела. Конечно, не без воды же варить. Надо ещё подлить.»  Подумал и решил чуть добавить воды. Налил воды, варенье сразу и успокоилось.
Значит, я прав,- обрадовался я.
Решил  попробовать варенье:
— Вкусно! Сладкое варенье будет, только вот  гарью припахивает.
Тут и дедушка пришел.
- Ну, как варенье не всё убежало?- пошутил он.
- А что оно жидкое?
- Так, дедушка ты мало воды налил в ягоды, вот оно и убегало. И я показал на стол с чашками. Я продолжил,- как только воды добавил, варенье и успокоилось.
Почесал в затылке дедушка и говорит,
-  мало, говоришь воды? Огонь большой - вот причина. Ладно, внучок, я сам виноват.  Я пойду мыть тазик, а ты иди, собери ещё ягод. Этого варенья мало, раз одна часть пригорела,  другая- убежала. Слил он всё «убежавшее варенье» в банку со словами «мы с тобой за лето его съедим, а бабушке другое сварим».
Вылил пригоревшее варенье и пошел мыть тазик.
Только поставили вторую порцию ягод, чтобы сварить варенье, приходит другая соседка с просьбой помочь оформить документы. Дедушка и говорит,- приходи Семеновна через часок, видишь, мы с внуком варенье варим. И так хитро подмигнул мне.