Соображения о морали без морализаторства

Рефат Шакир-Алиев
Мораль – чисто человеческое понятие, у животных её нет. Но и пороков, свойственных человеку, у них тоже нет.

Глупость, она врождённая, от Бога, и юродивым надо сочувствовать. А подлость – от человека и она достойна презрения. Казалось бы, тут всё ясно, но когда сталкиваешься с дурачком, да ещё и подленьким, теряешься – то ли жалеть его, убогого, то ли гнать как шелудивого пса.

Трудно сказать, с кем легче иметь дело: с законченным циником, отвергающим любые моральные принципы, или фанатиком, приверженным к моральным догмам и требующим от всех их безоговорочного исполнения.

Мораль, как и ум, мышление, поведение и мировозрение человека в целом, должна быть гибкой, но вопрос – насколько?

Мораль – не глина для лепки всяких фигур, но и не камень, который тупит все резцы.

Не читал более нудных и банальных сентенций, чем рассуждательства о нравственности и морали.

Рассуждать о морали, не зная её истории, всё равно что плавать по поверхности Марианской впадины, не ведая об её глубине.

Если, оглядываясь назад, у вас не возникает чувства стыда ни за один поступок, вы или святой, или просто подлец.

Когда у нравственности появляются стражи, иные чем совесть, это значит, что сторожить уже нечего.

Мне нравятся библейские заповеди хотя бы потому, что они лаконичные.

Я слишком стар, чтоб быть безнравственным.



На снимке: Не Марианская впадина, но тоже очень глубоко. Атлантика. Фото автора.