Максимкины рассказы

Любовь Машкович
Лиза и Святой дух

     Вчера мы с мамой шли в парк и видели двух маленьких девочек, которые напугали из-за угла своих мам и весело смеялись. Нам понравились веселые шалуньи, и я говорю: «Познакомиться что ли?» А мама отвечает: «Конечно, таких веселых нельзя упускать». Одну девочку звали Лиза, и мы скатились пару раз с ледяной горки, но Лизу быстро увели домой.
     Потом я смотрел, как сестренка Любочка рисует в изостудии. Дядя Артур, художник, говорит: «Хочешь попробовать? На карандаш!» Но я не взял. Зачем брать карандаш, если я не умею рисовать? И смотреть мне интересней!
     Мне  уже пять с половиной лет. И я много знаю. Мне нравится залезть под одеяло, как в домик, и думать, чтоб никто не мешал. Я вот еще не совсем понял: Бог  - отец, Бог – сын, а Святой дух – это их слуга, что ли?
 

Ура!

     Мы ходили с мамой на выставку и увидели на картине беременную женщину. Я спросил: «У нее там ребенок?»  Мама ответила: «Да, как ты у меня был, я тебя гладила по животику: «Хороший мой, любимый». А потом ты родился, тебе здесь понравилось, и ты закричал: «Ура, ура!»  Я удивился:  «А разве я  умел говорить, когда родился?» Мама засмеялась: «Нет, ты «р» не выговаривал, и у тебя получилось  «У-а, у-а».

Стихи

     Я спросил:
     - Что такое стихи?
     - Это - когда складно.
     - Так просто, тогда и я могу сочинять стихи, - и придумал, - «Мама, мама, говорю упрямо»; «Миша, Миша, говори тише». Это стихи?
     - Нет, не стихи, стихи сложнее и хотя бы четыре строчки.
     Мы были на даче. К обеду меня всегда просят нарвать с грядки луку. Я стал рвать, а там… жучок маленький, как бусина, зелененький и переливается. Я принес лук и сказал:
     - Я хотел нарвать лучок, а там маленький жучок.
     Все засмеялись.
     - Макс, а это, пожалуй, стихи.

Школа
 
    Мы с папой ходили в школу на собеседование. Там меня просили читать, считать, задавали разные вопросы и записали сразу во второй класс.
    Накануне Первого сентября я очень волновался, просыпался много раз. Мама погладила меня по голове и сказала: «Спи, утром рано вставать!» А я ответил: «Мама, я боюсь, вдруг меня что-нибудь спросят, что я не знаю?» - «Это не страшно, ты же учиться идешь…» После этого я уснул спокойно. Когда же сходил в школу и узнал, что по математике все знаю, совсем успокоился и спросил: «Может, мне сразу в третий класс?»

Деньги

     Я знаю, что для жизни нужны деньги, чтобы  покупать нужные вещи.
     Я спросил у папы с мамой, кем мне быть, чтоб получать достаточно денег. Они сказали, что популярные писатели детективов хорошо зарабатывают, и я решил быть писателем. Но ведь я не умею писать книжки! Я думал-думал и понял: «Неважно кем быть, главное, чтоб на семью хватало, да? - А родители сказали – Да, только запомни: лучше заниматься любимым делом с удовольствием, чем нелюбимым по обязанности».

Дворец

     Мы смотрели фильм, где действие происходило во дворце. Я удивился: Разве можно жить во дворце? – Теперь можно, лишь бы денег хватило, - сказал папа. – А сколько денег нужно на дворец? – Папа задумался. - Ну, миллион долларов тебе бы хватило, - сказал он.               
     В субботу папа предложил поехать в парк покататься на аттракционах. Я очень обрадовался. Папа сказал, что мы, может, и на лодке покатаемся и мне  с сестренкой Любой даже дадут погрести. А потом нам всегда покупают вкусные пончики у входа.
     И тут мама увидела Останкинский дворец-музей, расположенный рядом. «Ой,  я  люблю его с детства, давайте сходим, раз есть такая возможность, а то только собираемся все посетить -  и никуда не ходим. Я вас очень прошу», - сказала мама.  Все приуныли, а я спросил: «Ну, и зачем мне туда идти? – А ты, может, какую идею подсмотришь для своего будущего дворца», - нашлась мама. Папа согласился.
     Нам пришлось смотреть дворец. Там есть красивые комнаты и даже театр, но, в основном, разруха и холод. Бедные тетеньки-смотрительницы кутаются в шали.

     Когда мы вышли наконец на солнце, я понял, что не хочу больше жить во дворце. Парк мне понравился гораздо больше.

Отцовская ласка
 
     Вечером  я обнял маму за шею, прижался и прошептал:
     - Что такое отцовская ласка?
     - Это, когда папа тебя очень любит, может и шлепнуть, может и по головке погладить, заботится о тебе.
     - Я так и подумал, а у Степы (знакомый мальчик) нет отцовской ласки, жалко его.
     - Конечно, жалко, жалко всех детей, у кого нет папы, а таких сейчас все больше.

Спорт

     К нам в школу приходил тренер и пригласил в баскетбольную секцию. После тренировки папа с мамой спрашивают:
     - Понравилось тебе?
     - Нет.
     - Почему?
     - Там мальчики толкаются.
     - Это спорт, там всегда так.
     - Почему?
     - Сами не знаем, такие правила, чтоб победить. Значит, больше не пойдешь?
     - Пойду.

Даешь пятерку!

     Я  долго делаю домашние уроки, сижу до девяти вечера. За это время я успеваю поиграть в разные игры на компьютере, и телевизор посмотреть, и с братом посражаться. Мама сердится. Мне ее жалко. И чтоб она не мучилась, я предложил: «Давай я буду делать уроки на продленке, так быстрее».  На следующий день звоню: «Приходи за мной скорее, я все-все уроки сделал и целый час болтаюсь как шнурок». «Ой, ты меня  в дверях застал, уже иду за тобой, я очень рада, что ты все уроки сделал», - радуется мама. «Подожди, не радуйся, - говорю, - ты еще тетрадки не видела».
 
     Мама как увидела тетрадки, так и расстроилась: в тетради по русскому  - ошибка на ошибке и ошибкой погоняет, сплошь пропущенные буквы и исправления. Хотя я честно старался. Пришли домой и стали все переделывать. Разработали целую систему под названием «Даешь пятерку». Сначала я тонко пишу карандашом, потом мы с мамой проверяем, я исправляю и только затем аккуратно обвожу ручкой. Мы корпели часов до восьми, когда же через день получили тетрадку, там было написано: «Пиши сам!!!». Красный приговор нас сразил, вот и старайся после этого. «Да, - сказал   я, - уж, хотя бы «пять с минусом» я заслужил». Но посмотрел на мамино печальное лицо и сказал: «Что ты так расстраиваешься? Не расстраивайся, хорошо хоть «два» не поставили!»

Шкатулочка

     Поехали к бабушке Гале в гости. Они с дедушкой отдыхали рядом с Федоскино и купили там расписные шкатулочки: одну побольше - с пейзажем, а другую поменьше – традиционную, в русском народном стиле со сценой гадания, - обе хорошие. - Выбирай в подарок, что больше нравится, - предложила бабушка. – Какую взять? – размышляет мама. – Мам, бери с пейзажем, в нее больше поместится, - шепчу я. Мама засмеялась и озвучила  мои слова. Я обиделся. И выбрала  она все-таки с сарафанами и кокошниками.

Крестины

     Мне нравится  жена моего старшего брата Миши  Катя. Мама спросила:– А что, Макс, Катя самая красивая на свете? – Я задумался.  – Из тех, кого видел.
     Миша теперь живет не с нами, и я очень скучаю. Я говорю: – Мама, а ты помнишь то время, когда Миша жил с нами? – Конечно, - отвечает мама. – Хорошо было, правда? – Да, очень.
     Я сказал маме, что рад бы был не родиться. Мама удивилась: – А что, тебе так плохо живется? Мы тебя  очень любим, и потом счастье родиться не всем выпадает. – Ну и что, я был бы в раю у Бога,- сказал я.
     Я уже был в раю у Бога до рождения, а теперь еще неизвестно, что получится.
     Я – самый младший в семье. У меня три старших брата и сестренка. Мне очень хочется маленького братика. Я бы его всему учил, играл с ним. Он бы любил меня и радовался, когда я прихожу из школы. Я прошу родителей родить мне маленького, но они боятся, что не успеют вырастить. А я на что? «Ничего, я выращу… - уговариваю я их. - Да, ты сам еще маленький!»  А разве я маленький? Я уже в третьем классе!
 
     У Миши и Кати родился сын Димочка. И теперь я – дядя. Дядя Максим. Димочка очень маленький, но хороший. Он улыбается беззубым ртом, и у него на щечках смешные маленькие ямочки. Я ему сразу понравился. И он мне тоже. Мне все время хочется подержать его на руках. Но Катя с Мишей живут далеко, и мне это редко удается.
     Миша попросил меня стать крестным Димочки. Я очень волновался, достал молитвослов и стал прилежно учить «Отче наш» («Символ веры» не смог осилить – длинный очень), причастился. Но уже на крестинах оказалось, что таким маленьким становиться крестными не полагается. Крестным стал мой старший брат Игорь, который тут же задрал нос. Я очень расстроился, но Мишенька сказал, что они все равно будут считать меня крестным Димы и надеются на мою молитвенную помощь. И я никогда не забываю помолиться о малыше во время вечерней молитвы.   
   
 Приз

     Случилось невероятное – меня, единственного из  группы, рекомендовали для занятий баскетболом в ЦСКА.  Оттуда позвонил тренер, уговаривал папу с мамой возить меня, так  как уровень серьезный и тренировок много, зато и перспективы большие.    
               
     Я загорелся. Мы поехали на тренировку. Ездить далековато, но реально. Тренер рассказал нам,  что по итогам каждой тренировки лучшим будут давать карточки: у кого к концу года их наберется больше всех – получит приз. Я решил, что буду стараться изо всех сил!
     Но папа с мамой сказали: «Ты, Макс, не расстраивайся, если не победишь, там,  наверняка, какая-нибудь ерунда: бейсболка  или  футболка с логотипом. Мы тебе их и так можем купить!» Я возразил: «Нет, я  думаю,  в ЦСКА хорошие призы, наверно, компьютер, неужели же сразу машина?»

Кот в сапогах

     Скоро Новый год. У нас в школе елка.
     Я говорю маме: «Я буду Котом в сапогах. Помоги мне с костюмом, пожалуйста».
     Надеваем черные бархатные штаны, жабо из тюлевой занавески, плащ. Длиннющий хвост из лисы  привязываем сбоку, чтоб было сразу видно (и не путали с мушкетерами), надеваем фетровую шляпу с пером. Теперь – усы. Черным карандашом мама рисует мне над губой по три черты с каждой стороны. И вперед! Костюм готов.          
     Надеваем верхнюю одежду, зимнюю шапку (шляпу прячем в пакет).  Идем в школу.

     Начинается самое интересное.
     Люди, буднично спешащие по своим делам, вдруг наталкиваются взглядом на маленького усатого мальчика. Они недоуменно оборачиваются и видят торчащий из-под куртки рыжий хвост. Все начинают улыбаться. Наверно, они думают - Ах, ведь и правда, скоро Новый год, праздник, елка! - Может быть,  вспоминают детство? Мы с мамой считаем улыбки: 8, 15, 23!

     Хорошо дарить радость. Угостить конфеткой усталую женщину на остановке или подарить румяное яблоко  вздыхающему старику. Можно уступить место бабушке в транспорте, помочь выйти, придержать тяжелую дверь. Можно просто улыбнуться и сказать что-нибудь веселое.

Сон Евгении Владимировны

     Весна, на деревьях маленькие зеленые листочки, мы идем с мамой из школы домой.
     - Хвались. Сколько пятерок сегодня получил?
     - Десять двоек.
     Я шучу, но мама включается в игру:
     - Наверно, рекорд школы побил – десять двоек за один день.
     - Да, побил. По русскому – восемнадцать ошибок сделал.
     - Это как же надо было постараться – восемнадцать  ошибок!
     - Конечно, грамотно каждый может написать, а столько ошибок сделать - только я.
     - Лучше бы порадовал Евгению Владимировну и не сделал ни единой ошибки. Чтоб она говорила в классе: «Максим – молодец! Ни одной ошибки! И так  - всегда! Открываю тетрадь, ставлю пять и закрываю. Все бы так учились! Я бы тогда на проверку тетрадей пятнадцать минут тратила. Поставила двадцать пять пятерок и – порядок!» Ей, наверно, такие сны снятся. И будто все в школе говорят: «Евгения Владимировна – это наша гениальная учительница, у нее все дети абсолютно грамотные». Она радуется и просыпается счастливая.
     - А может, и не снятся ей такие сны, ты же не знаешь.
     - Плохо, если не снятся. Вот до чего вы ее довели. Она уже и мечтать боится.
     Мама смотрит на меня. Глаза ее смеются.
     - Ладно, я все понял, сегодня по русскому буду стараться.

  Двойка на твоей совести

    Я уже в четвертом классе, делаю уроки. Нужно придумать словосочетания с прилагательными. Я сразу придумал, говорю:
     - Шерстяная шерсть.
     - Нет, не так, - возражает мама, - шерстяная варежка, а шерсть  - это однокоренное.
     Я возмущаюсь:
     - Ну откуда ты знаешь, тебя же на уроке не было!
     - Вот смотри, в учебнике определение словосочетания, - показывает мама.
     Со вздохом соглашаюсь и добавляю:
     - Двойка будет на твоей совести.
     Мама проверяет тетрадь по математике и видит, как в условии я написал «ийунь, ийуль».
     - Макс, а как пишутся «июнь, июль»? Тебя же не звуки просили записать!               
     Исправляем.

Торопыга

     Мама говорит, что я ужасный торопыга, половину букв пропускаю.
     - Ты, хоть проверяй что пишешь, думай!
     - Нет, мамочка, так не получается, нужно или писать, или думать, вместе я не успеваю.

Светлые надежды

     Мы с Любашей принесли сегодня из школы четыре пятерки.
     - Вы у меня в отличники выбиваетесь, - сказала мама.
     - Почему выбиваемся, мы и есть отличники, - сказал я.

Казус

    Вот какой казус произошел с французским языком. Нам задали на дом выучить наизусть текст с правильным  произношением и написанием одновременно. Мы с папой готовились весь вечер, а на следующий день я принес двойку.
     Мама удивилась:
     - Максим, как же так?  Ты же его прекрасно вчера писал.
     - Это был не тот текст, я перепутал.
     - Так надо было учительнице сказать, чтоб она тебе позволила написать этот, а тот текст ты бы выучил к следующему уроку.
     - Ты что, мама, так нельзя.
     - Так надо было сделать, а то получается ты - нерадивый ученик, который вообще уроки не делает! Ты что, не чувствуешь разницу? Учительница – нормальный человек, она бы тебя поняла.
     Как мама не понимает, что я не могу на таком уровне общаться с учителями. Я же еще маленький!
    Буквально через пару дней мы с мамой встретили на улице Елену Васильевну, и мама объяснила ей ситуацию. Елена Васильевна сразу все поняла и сказала:
     - Конечно, Максим, нужно было сказать. Это же совсем другое дело!

Сила оценки

    Зря учителя занижают нам оценки – у нас  сразу руки опускаются.
    Вчера я получил «пятерку» за диктант по французскому. Я так обрадовался. У меня как будто крылья выросли - я ходил важно, как мама говорит – гоголем, и говорил со всеми исключительно по-французски, такой маленький француз – «французец», как я раньше говорил. А папа мне по-французски отвечал.
    А мама сказала:
     - Вот какова сила хорошей оценки – у человека сразу уверенность в собственных силах появляется, а не комплекс неполноценности.

Фотографии

     Нас в школе фотографировали, а потом раздали снимки. Дома я стал рассматривать фотографию и говорю:
     - Опять лучше всех получилась!
     Мама заинтересовалась:
     - Это ты про какую девочку говоришь? - и через плечо заглядывает, любопытно ей.
     - Да это не девочка, а Евгения Владимировна, наша учительница. Она всегда лучше всех получается.
     Мама говорит:
     - Что же здесь удивительного? Она – красивая, вот и получается хорошо. Ты-то что переживаешь?
     - Да ничего я не переживаю, просто сказал.
     И я пошел делать уроки.

Про лягушку. Вот тебе и «Ага». 

     Родители уехали в командировку, а меня взяла к себе бабушка Галя – погостить.
     Мы с ней в кино сходили, погуляли в парке, уточек покормили. А вечером бабушка постелила мне на диване, свет выключила. Лежим мы с ней в темноте, разговариваем. Фильм обсудили, вспомнили, как хорошо было на даче. Только бабушка все больше молчать стала, меня слушала или соглашалась: «Ага, ага…»
     И тогда я спросил:
     - Бабушка, а, правда, если лягушек трогать, то бородавки на руках вскочат?
     Бабушка говорит:
     - Ага.
     А я ей:
     - А я лягушек трогал, а бородавок у меня нет.
     А бабушка опять:
     - Ага.
     - Вот тебе и ага, - говорю.
     Тут бабушка проснулась и давай хохотать:
     - Здорово ты меня подловил! Ай да внучек! Я уже засыпала совсем.
     И потом уже долго уснуть не могла, и мы с ней еще много всего обсудили.
     А тот случай она до сих пор вспоминает.

Василиса

     У меня в Питере есть кузина – Василиса. Ей шесть лет. Она ходит в детский сад.
     Летом мы ездили на машине к ним в гости. Было жарко, и мы поехали купаться. Взяли и Василису.
     - Василиса, а ты умеешь плавать? – спросил папа.
     - Да, умею, - сказала Василиса.
     - Умеет, у них садик с бассейном, - гордо пояснила  василисина бабушка Наталья Леонидовна.

     Мы выехали за город. И в первом же поселке спросили у встречного:    
     - Извините, Вы не подскажете, где местные купаются? Очень жарко!
     - У нас озеро есть. Езжайте прямо, на следующей развилке налево, потом километра три, там увидите.
      - Спасибо.
     И мы поехали. Наконец, мы нашли небольшое, но живописное озеро. Под раскидистым дубом побросали одежду и, оставшись мы - в плавках, девчонки в купальниках, пошли купаться. Попрыгали в воду и поплыли. Вот оно счастье – прохладная водичка в жаркий летний день! Папа плыл впереди, он обернулся на нас и неожиданно резко бросился к берегу. Мама, брат, я и сестренка Люба в недоумении обернулись тоже. За нами, пуская пузыри и беспомощно хватаясь за воду, отважно шла ко дну Василиса. Конечно, папа подоспел вовремя, и мы объединенными усилиями вытащили Василису на берег.

     - Как Вы могли бросить девочку одну? Она чуть не утонула, - набросился на нас папа.
     - Но ты же тоже не смотрел. Она же сказала, что умеет плавать - у них в детском садике бассейн, - оправдывались мы.
     И только Василиса молча горько плакала. Плечи ее судорожно вздрагивали.
     Мама обняла ее и прижала к себе. А я сказал:
     - Что, Василиса, так сильно испугалась? Не плачь! Уже все позади.
     - Нет, мне просто очень стыдно, что я забыла, как плавать, - ответила Василиса.   

Повезло

     Начальная школа закончилась. Я пошел в пятый класс. У нас появилось много новых уроков и учителей.
 
     Я говорю дома:
     - Все-таки нам ужасно везет!
     Домашние спрашивают:
     - Что ты имеешь ввиду?
     - Ну, как же, раньше у нас была Евгения Владимировна – такая хорошая учительница! А теперь у нас - Екатерина Николаевна! Она так интересно про историю рассказывает! И вообще веселая! Мы с ней уже и в музей динозавров ездили, и спектакль про древний Египет ставим! В школу ходить интересно!
     Родители согласились:
     - Конечно, повезло! Кто спорить будет!    

    Мы должны были ехать на экскурсию в музей. И мама вызвалась помочь. Идем мы с ней в школу. А я говорю:
     - Что это у тебя так каблуки стучат?
     - Это не стучат! Ты еще не слышал - что такое стучат! Есть такие тонкие каблучки с металлическими подковками, шпильки называются, вот они стучат «цок, цок, цок». Они стучат, будь здоров!
     - Да нет, твои тоже стучат!
     - Ничего не стучат! Что ты выдумываешь? - сказала мама в сердцах. В это время нога ее запнулась - там, на дороге, выбоина была. Обернулись мы, а в выбоине мамин каблук лежит.
     - Так, - сказала мама, - что же теперь делать? - с этими словами она подобрала каблук и положила его в сумку. - Попробую так идти, если там много родителей наберется, то извинюсь и с вами не поеду.
     - Знаешь, мам, а у тебя и второй каблук стучит.
     - Я тебя умоляю, ничего не говори! С одним каблуком я еще дойду, но без двух – пропаду. А я обещала помочь!

     Родителей было мало. И мама ничего не сказала, поехала с нами. Она так ловко ходила, что никто ничего не заметил. А каблук маме потом в мастерской прибили.
     Так что с мамой мне тоже повезло!


Будильник

     Я пошел гулять, хотел мяч во дворе погонять. Вышел во двор, ребят никого, пришлось играть одному. Чеканю, чеканю, одной ногой, другой.
     Вдруг вижу: на  скамейке стоит будильник. Хороший! Зеленый, круглый. Стекло целое. Цифры черные, крупные. И, главное, стрелки время правильное показывают. А секундная вообще движется «чик, чик, чик».
     - Чудно, - думаю, - зачем это хороший будильник выбросили? Наверно, новый купили, а старый выставили, может, пригодится кому, думали, раз не в помойку его выбросили, а на скамейку поставили. Может, нам пригодится?
      Подумал я так, взял  его и понес домой. Прихожу, а родители спрашивают:       
      - Что это ты с будильником? Где взял?
      - Во дворе, - говорю.
      - Наверно, он сломанный, раз его выбросили.
      - Да нет, - говорю, - он хороший, слышите, тикает, и стрелка секундная движется, и время правильное показывает.
      - Странно, - сказали родители, - что это люди хороший будильник выставили? Ну, ладно, пусть остается. Будильник в доме всегда пригодится. Вот мы его и испробуем завтра.
     Поставили будильник на семь утра и забыли.

     А утром в доме раздался такой оглушительный грохот и треск, что все повскакивали, как ненормальные, и долго не могли понять, в чем дело: «Не война же началась?» А когда увидели беснующийся и подпрыгивающий будильник, то сразу все поняли.
     Тогда родители сказали:
     - Теперь понятно, почему его выставили. Будит он, конечно, хорошо, но слишком жестоко. Иди, сынок, и поставь его, где взял.
     Я пошел и поставил, не выбрасывать же исправный будильник.
     Интересно только, кому он достался?


Форма

     Мы с мамой опаздывали на баскетбол, теперь я тренируюсь в «Глории», до нее нужно десять минут ехать на автобусе и потом минут десять идти пешком. Автобуса долго не было, да еще по дороге он в пробках стоял. Так что пришлось нам бежать изо всех сил. 
 
     Бежали мы с мамой, бежали. Добегаем до спортивной школы. Смотрим на время: пять минут до начала осталось. Успели все-таки! И тут мама спрашивает:
     - Макс, а где твоя форма?
     Я удивился: руки пустые, пакета нет.
     - В автобусе оставил. Бывает, - говорю, - ну что, домой поедем? Формы-то нет!
     Мама аж задохнулась:
     - Ну, уж нет! Раз ты - такой разиня, то еще кто-нибудь мог форму в школе забыть. Вот ты ее и наденешь! В позапрошлый раз ты шорты  где-то посеял, в прошлый раз – футболку, а сейчас целиком форму вместе с кроссовками оставил! У тебя голова есть? За одним пакетом уследить не можешь! Не выпускай его из рук, даже если сидишь! А то на сиденье положил и без него вышел. Да еще люди будут бояться, что террористы что-то подбросили. Бедный водитель!

     Пришли мы в школу, стали звонить в милицию, что пакет в автобусе безопасный. Наш тренер, Александр Иванович, шорты мне нашел, кроссовки на мне были. Так что пошел я заниматься.

     А когда закончилась моя тренировка, встречает меня довольная мама с пакетом, улыбается. Она, оказывается, ходила встречать автобусы и дождалась того, с нашим пакетом. Он у водителя за ветровым стеклом лежал. Нашелся! Чудо какое-то!

     Зато вечером я папе задал загадку:
     - Папа, отгадай, как это могло случиться? Поехали мы на тренировку с формой, вернулись с формой, а занимался я без формы?
     Папа в толк не мог взять, что это за «китайская грамота», пока мы ему все не рассказали.


Аквариум

    Мы с папой решили завести аквариум. Сначала купили много разных книжек про рыбок, прочитали и узнали, что  лучше всего завести большой аквариум - тогда воду можно не менять, потому что в нем устанавливается равновесие, саморегуляция.
     Мы поехали на птичий рынок и купили большой аквариум. Прокипятили песок, камушки, ракушки и насыпали на дно. Отстояли и налили восемь ведер воды. Дядя Юра, папин друг, подарил нам целую кастрюлю водорослей. Потом мы поехали в магазин. В зоомагазине мы купили двух голубых гурами, двух красных меченосцев, одного сомика, двух золотых вуалехвостов, несколько неонов и гуппи и много улиточек, чтобы чистили аквариум. Сделали подсветку, подогрев и подвели воздух. Получилось так красиво, что нам самим понравилось!
     Мы с сестренкой Любой кормили рыбок: сыпали корм в специальную плавучую рамочку. Стучали по стенке аквариума и сыпали. И рыбки у нас стали дрессированные: на стук подплывали к рамочке, ждали корм. Вечером мы выключали в комнате верхний свет, включали подсветку - и у нас был свой таинственный подводный мир. Среди колеблющихся зеленых водорослей торжественно плавали разноцветные рыбки, по стенкам медленно ползали улиточки, а в большой розовой раковине прятался сомик.
     Потихоньку рыбки выросли и больше уже не росли. Оказывается, их размер зависит от объема аквариума!

     Так прошел год. Но однажды золотая рыбка уснула и больше не проснулась. Тогда мы решили купить другую, такую же, взамен и поехали в магазин; выбрали небольшую, похожую. Но, когда пустили ее в аквариум, оказалось, что мы ошиблись с размером, и новая рыбка почти в два раза больше прежней – просто, громадина!
     Делать было нечего - обратно в магазин их не принимают - рыбка осталась жить у нас. Но это было не самое страшное, хуже было, что ей не хватало еды и места. Рыбка стала объедать корни у растений. Без корней они всплывали и начинали гнить. Мы стали сыпать больше корма, но это не помогло, он падал на дно - и вода начала портиться. Скоро рыбка извела все водоросли. Выбросить ее рука не поднималась. Мы стали предлагать ее знакомым в подарок.
     В школе я говорю:
     - Алеша, хочешь, я тебе золотую рыбку подарю?
     А Алеша отвечает:
     - Нет, Макс, спасибо, у меня аквариума нет.
     Я стал предлагать рыбку другим ребятам. Но никто не хотел брать.
     Дарик стоял рядом, слушал, слушал и мечтательно так говорит:
     - Вот если б она желания исполняла - я бы взял.
     Но рыбка не исполняла желания, а только хотела есть. И это у нас было только одно желание – ее накормить.
     В общем, не удалось нам ее никому пристроить.
      
     Рыбка все время хотела есть и начала гонять гуппи и неонов. Тогда папа съездил и купил ряски. Это такие крошечные листочки-водоросли, которые плавают на поверхности. Рыбке ряска понравилась, она принялась ее уплетать и успокоилась. Мы обрадовались!
     В те выходные нас пригласили в гости. Папа поехал в магазин, купил целый пакет ряски и высыпал его в аквариум. Этого количества должно было хватить на все выходные и даже с лихвой. Мы уехали.

     А в воскресенье вечером, когда вернулись, раздался жалобный любин крик:
     - Смотрите, что случилось!
     Мы подбежали к аквариуму. Все наши рыбки плавали на поверхности, запутавшись в ряске. Ряска затянула всю акваторию пышным ковром, и рыбки задохнулись. Уцелел только сомик. Он тихо шевелил усами, притаившись под раковиной.
     Мы очень горевали. Потом завели новых рыбок. 
     Но теперь я знаю, что такое – природное равновесие! И какое оно хрупкое!

Игра

     У нас очень дружная баскетбольная команда. Мы   все радуемся успехам друг друга, когда кто-то  из команды забивает сложный гол или красиво проводит мяч. Есть в команде свои лидеры. Демин Саша – один из наших лучших игроков.
     На последней тренировке Александр Иванович разбил нас для игры на две команды. И я попал против Саши. Так получилось, что их команда начала выигрывать. Но мы с ребятами думаем – не отдадим победу!
     Мы старались изо всех сил. Положение было опасное. До конца матча оставалось совсем мало времени. И тут Саша опять завладел мячом и повел его к сетке. Тогда я наскочил на него и выбил мяч. Мяч описал дугу и стал падать сзади Саши. В этот момент он стоял, широко расставив ноги. Я мгновенно прополз по полу между ног и поймал мяч сзади. Саша так растерялся, что на секунду замер. А я подпрыгнул и бросил мяч прямо в сетку. Так я забил свой самый фантастический гол! И у нас получилась ничья!
     Все ребята смеялись. А Саша сказал:
     - Ну, ты, Максим, даешь! Не ожидал такого! Молодец!
     И совсем на меня не обиделся!..

Крутой царь – Леонид

     Мы проходили по истории Древнюю Грецию. И по итогам темы нам задали решить в учебной тетради большой кроссворд.
     На следующий день Ваня спрашивает меня:
     - Максим, подскажи, как звали царя, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы?
     Я удивился:
     - Ваня, ты что, не знаешь, как звали царя Спарты, стоявшего во главе трехсот спартанцев, которые дали бой персам в Фермопильском ущелье?
  А он говорит:
     - А что такого? Какая разница, как его звали?
    Я говорю:
    - Зря ты так! Это, знаешь, какой замечательный был царь! Звали его Леонид. Когда персидский царь сказал ему: «Сдавайтесь! Мое войско столь огромно, что его стрелы закроют Солнце!» Леонид ответил: «Вот и хорошо! Будем сражаться в тени!»
    Ваня сказал:
    - Да, этот Леонид – крутой царь! Теперь я тоже буду помнить его имя!

Гитара

     Мы с Любой стали ходить в Дом творчества учиться игре на гитаре. У нас очень хороший педагог – Михаил Евгеньевич. Папа купил нам гитару. У нее очень красивое имя – «Кремона» и красивый глубокий звук.
    У Любы успехи лучше, потому что она знает нотную грамоту, а я  - нет. Поэтому учить пьесы мне намного сложнее.

     Михаил Евгеньевич говорит:
     - Приходите на конкурс, увидите, чего достигли ребята, которые начали заниматься раньше.
     Мы пошли. Выступающих было много. Больше всех нам понравился один мальчик, Дато. Он так здорово, свободно и красиво, играл на гитаре, как взрослый гитарист. Мы потом поговорили с ним, и он рассказал нам, что занимается уже четыре года.
     А место ему дали второе. Мы удивились. А Михаил Евгеньевич пояснил, что у жюри свои критерии оценок и они часто не совпадают со зрительскими. Я бы хотел играть как Дато!   

От чего зависит скорость

    У моего папы выходной. Он сказал, что если я вернусь из школы пораньше, то мы с ним успеем на сеанс нового приключенческого фильма про пиратов.
     Как только закончились уроки, я попрощался с ребятами и припустился домой. Через десять минут я уже открывал дверь квартиры.

     Папа удивился:
     - Максим, как это тебе удалось так быстро прийти?
     А я ответил:    
     - Папа, у меня было три причины быстро добежать до дома:
     Первая - новые легкие туфли вместо тяжелых зимних сапог.
     Вторая - легкий портфель. В нем всего три учебника. У нас сегодня было два русских, два французских и английский. 
     Третья - пятница – конец школьной недели, и от этого хочется бегать, прыгать и летать! Вот я и добежал за десять минут.
     - Молодец! - сказал папа. - Все толково объяснил.

     Мы  с папой успели в кино, и фильм нам очень понравился.


Друзья

     У меня в школе есть друг – Алеша. Мы с ним любим ходить друг к другу в гости. Зимой катаемся вместе на коньках, играем в хоккей; весной и осенью играем в футбол. Дома играем в разные игры, смотрим фильмы. Нам всегда есть чем заняться и не бывает скучно. Иногда мы ссоримся, но ненадолго. Когда я у них в гостях, Алеша всегда угощает меня пиццей, он ее обожает. Он научил меня готовить яичницу-глазунью, запеченную в черном хлебе, – очень вкусно! Алеша очень вежливый. Иногда мы деремся, боремся, но не всерьез – мы же друзья!

     Еще у меня есть друг Боря. Мы с ним вместе ходим на баскетбол. У него голубые глаза, а в одном - маленькое золотое пятнышко, как солнышко. Боря очень высокий. И от этого все к нему относятся, как к взрослому, а он всего лишь десятилетний мальчик, такой же, как все мы. Он очень любит машины, знает их характеристики и готов говорить о них часами.

     Еще у меня есть друг Никитка. Мы с ним похожи как братья. Оба светловолосые. Только у Никиты глаза карие, а у меня – голубые. И еще! У Никиты есть собака, и у нас – тоже. У нас есть рыбки, и у Никиты есть. У нас много общего!
     Никита – француз. Но как раз по французскому ему часто не везет, и он получает тройки за грамматику. Он – отличный парень, справедливый и очень воспитанный. Но, когда в классе бывают конфликты, ему частенько достается за происхождение, в таких случаях Никите говорят:
     - А ты, француз, вообще молчи!
     Хотя класс у нас очень дружный. Я вообще не люблю, когда ссорятся, и пытаюсь ребят помирить.


Великий Пост

     Я люблю пост. Мне нравится выдержать этот экзамен. Пост – не голод. Мы едим фрукты, овощи, крупы, но исключаем мясное, молочное, яйца. И даже если мне предлагают мясо, я отказываюсь: «Пост», - мне не хочется его нарушать. Но главное – не еда. Главное - стараться сдерживаться, не ругаться, не злиться, не ссориться. Это гораздо труднее.
     А в конце поста наступает мой любимый день – Великий Четверг или Чтение Двенадцати Евангелий. Мы стоим всю службу, зажигаем и гасим свечи двенадцать  раз по  двенадцати отрывкам из Евангелий, а потом идем с ними домой. Нужно донести свечу домой, чтобы она не потухла. Для этого мы заранее обрезаем пластиковые тубы и вставляем туда свечи. Раньше, когда туб не было, папа с мамой и братьями ограждали свечи ладонями. Если свечи гасли, их зажигали вновь друг у друга и ухитрялись донести огонек до дома. Если обойти с этой свечой весь дом, то ничего плохого в доме не случится весь год – я в это верю!

     А потом наступает Пасха! Я люблю ночную службу. Идешь в темноте, а храм, как теплый кораблик, уже ждет нас, двери отворены. Внутри полно народа, много знакомых и незнакомых - и у всех радостные лица. Батюшка Борис служит сосредоточенно и вдохновенно. А батюшка Павел, мама зовет его пламенным, бежит по храму, размахивает кадилом и весело кричит: «Христос Воскресе!» Все улыбаются и дружно отвечают: «Воистину Воскресе!» Еще мне нравится, что батюшки все время переодеваются: то у них синие одежды, то красные, зеленые, золотые, серебряные. Такой обычай, потому что Пасха – Праздник праздников!
     Он означает, что даже если человек запутался в жизни и много нагрешил, он может исправиться!
     Когда мы приходим домой, то едим кулич, и творожную пасху и крашеные яички. Эту еду освятили в церкви накануне. Батюшка читал молитвы и кропил снедь на столах святой водой. А все вокруг просили: «Батюшка! И на нас покропите!» Батюшка кропил: сверкающий дождь летел на счастливые лица людей - и все улыбались!
     Давно забытая еда тает во рту. И, счастливые, мы идем спать. А во сне еще долго слышится: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»


Лариса Захаровна

     У нас новая учительница по французскому языку, ее зовут Лариса Захаровна. Она - яркая, шумная - настоящий вулкан. Беда попасться ей под горячую руку. Родители спросили:
     - Может перевести тебя к другой учительнице?
     А я сказал:
     - Не надо! Мы ее любим и совсем не боимся. Просто она так бурно переживает за свой любимый французский и хочет, чтобы мы знали его только на «отлично», и никак иначе! Зато, когда мы хорошо отвечаем, Лариса Захаровна  бывает такой радостной и веселой, что мы хохочем весь урок!



Девчонки

     Мы играли во дворе школы. Мимо меня бежала Катя, запнулась за что-то и со всего размаха упала на гравий. Расшиблась, конечно. И заревела.
     Даня говорит:
     - Максим, зачем ты ее толкнул?
     Я изумился:
     - Я тут причем? Катя сама споткнулась.
     Но Даня смотрел с недоверием. Мне стало противно, и я пошел в школу. Рядом со школьным буфетом у нас автомат с напитками. Пить очень хотелось. Я купил чай, взял свой стаканчик и осторожно понес на стол. Только я вздохнул с облегчением, подходя к столу, как ко мне подлетела Аня и ударила ладошкой под дно стаканчика - раскаленный кипяток ожег мне запястье:
     - Это тебе за Катю…
     У меня в голове помутилось от боли и обиды, я закричал:
     - Ты что - дура? Она сама споткнулась, - потом схватил остатки чая и плеснул ей на руку:
     - Это тебе за то, что не слышишь других! Даже не слушаешь!
     Потом мне так стыдно было! Лучше бы я перетерпел. А потом мы помирились, потому что Ане тоже было стыдно. Она, наконец, поняла, что я не толкал Катю. Так что девчонки у нас ничего, только очень горячие!..   
   
 
Белочка

     Мы были в санатории на Кавказе. Там в курортном парке много синичек,  они такие доверчивые – клюют семечки с руки. Подставишь ладошку, а они слетаются: фыр, фыр, фыр – одна, другая, третья; пока все семечки не склюют. Еще мы там видели большую голубую сойку с хохолком на голове, черно-белую сороку и дятла в красной шапочке. А синички там разные, одни, как у нас, в зеленых сюртучках, а другие – в голубых.
     А однажды я иду по парку и вдруг увидел на дереве белочку: сама рыженькая, на ушах кисточки, хвост веером, а на боках белые подпалины. Я подошел и подставил к стволу ладошку с кедровыми орешками, они у меня заранее припасены были в кармане. Белочка наклонила мордочку, посмотрела на меня глазками-бусинами, а потом  распласталась на стволе вниз головой и так спустилась к моей руке.
     Я нарочно отодвинул ладонь и думаю: «Что она будет делать?» А белочка мне на руку встала передними лапками, они холодненькие и цепкие - я так и замер, - и схватила орешек; ловко так разгрызла, только мелкие крошечки скорлупок посыпались в ладонь; а потом хвать другой и его разгрызла. Я стою, не шелохнусь. Белка совсем освоилась и уплетает орехи, а как последний схватила, так и убежала, только рыжим хвостом махнула. И нет ее. Как и не было.
     После этого я еще много раз кормил белок. И они тоже оказались разные: и серые, и рыжие, и темные, и полосатые.
     А одна белка вообще сторожила людей у тропинки к источнику с минеральной водой, ждала орешков. Вот какая умная и сообразительная оказалась!


Лермонтов

     Мы в школе учили стихотворение «Бородино». Очень хорошее, про войну. А тут на экскурсии в Пятигорск оказалось, что поэт Лермонтов, который его написал, был в этих местах, поссорился здесь с  другом и был убит на дуэли. Мы были на этом месте и у его первой могилы, и в доме, где произошла ссора, и в его домике, где он жил с дядей-другом. Мы видели стол, за которым он написал много стихов; ходили по улочкам, по которым он ходил; были в гроте, где он устроил для друзей праздник, и видели горы Кавказа, которыми он восхищался.
     Это было удивительно! Такой далекий Лермонтов стал близким и хорошо знакомым! Его было жалко! Он был старше меня в два с половиной раза, умер от ранения почти мгновенно! Потому что дразнил товарища, а тот обиделся и вызвал на дуэль. И она так печально закончилась!
     Хотя Лермонтов на дуэли стрелял в воздух, а его друг, Мартынов, целился в ногу. Но пуля срикошетила и пробила легкие...
     Вот, оказывается, как важно думать, что говоришь! И не говорить то, что не думаешь! Или хотя бы не все говорить, что думаешь! Вот это я завернул! А Лермонтова все равно жалко! И хорошо, что сейчас нет дуэлей - и мы успеваем помириться!

Птенцы

     Летом на даче папа ходил за водой на родник. Приходит и говорит:
     - Максим, Любаша, идите со мной, что я вам сейчас покажу…
     Мы пошли. И в дальнем углу сада, у заброшенного колодца, папа осторожно раздвинул куст туи и показал нам  гнездышко. Я пригляделся. В гнездышке шевелились маленькие птенчики. Они были очень смешные. Не птенец – а один большой рот, пушистый кожаный мешочек, наподобие мешка для выемки писем, куда родители без устали сбрасывают добычу. Я насчитал целых пять таких ртов! А потом мы тихонько отошли подальше и стали наблюдать, как их будут кормить родители.
     Оказалось, что родители кормят их с утра до вечера. Когда родители прилетают, птенцы начинают так отчаянно пищать, что я удивился, как это мы их раньше не обнаружили. Иногда птицы не прилетали по десять-пятнадцать минут. Я думаю, им было трудно корм найти.
     В один из таких перерывов мы с сестрой заглянули в гнездышко посмотреть птенчиков, а они как завопят, подумали, наверно, что это родители. Мы скорей назад.
     И решили помочь их кормить, потому что птенцы были очень маленькие, с торчащими лопатками, и налезали друг на друга,  и отчаянно пищали, требуя еды.
     По книжкам мы знали, что птицы уничтожают вредителей сада. И мы бросились искать гусениц. Нашли одну маленькую зеленую гусеницу и стали пихать ее птенчику в рот. Но он стал давиться и закатывать глаза. Мы испугались и стали ловить что-нибудь помельче. Поймали комара, дали птенцу. Но  оказалось, что всухомятку он есть не может – давится. Тогда мы поплевали на комара и так дали птенцу, он проглотил и опять открыл рот.  Понравилось!
    Дело у нас пошло на лад. И началась охота за комарами и мушками! Мы даже соревнование устроили, кто больше поймает. Ведь у нас было целых пять питомцев!
     Две недели мы носились как угорелые. Впервые в жизни мы  радовались, когда на нас садились комары. И бегали с мухобойками за мухами.
     Постепенно птенцы опушались, округлялись и стали такие симпатичные, что трудно было удержаться, чтоб не взять их в руки. Но мы сдерживались.
     Один раз, когда никто не видел, я не выдержал и взял птенчика в руки. Но он был такой хрупкий и у него так гулко колотилось сердце, что я поскорей сунул его обратно.   
     Через два недели птенчики набрались сил и улетели от нас. Нам стало очень грустно. Они были такие милые... Никогда уже они к нам не вернутся!
     Но мы ошиблись.
     Один, самый горластый, еще дня четыре прилетал к нам, садился на ветку около дома и кричал на своем птичьем языке: «Кормите меня, кормите!» Мы с радостью откликались и подкармливали его.
    А потом  улетел и он.

Чудеса воспитания

     Летом  мы ездили в спортивный лагерь.
     Однажды один мальчик из нашей команды начал баловаться, брызгать на всех водой, и так разыгрался, что весь пол оказался залит.
     После завтрака нас выстроили в шеренгу, и тренер сказал:
     - Признавайтесь, кто устроил потоп в умывальной комнате?
     Все молчали. Тот мальчик не спешил признаваться, а мы не хотели его выдавать. Каждый думал, сколько кругов нас заставят бежать за его провинность или сколько раз всей команде придется отжиматься. Потому что у нас принцип «один за всех и все за одного», если кто-то провинился, наказывают всю команду.
     И вдруг Саша Степанов сделал шаг вперед и сказал:
     - Это я…
     Мы в изумлении смотрели на него во все глаза. Все молчали. И тогда наш тренер Александр Иванович сказал:
     - Все свободны, а ты, Саша, зайди в тренерскую.
     Мы все переживали за Сашу. Но в тренерской он пробыл недолго. Когда Саша вышел, все ребята окружили его и стали расспрашивать, что там было. Саша смущенно улыбнулся и сказал:
     - Да, не волнуйтесь вы так. Ничего особенного. Александр Иванович сказал: «Ты - молодец, что сознался. Награждаю тебя за мужество шоколадкой».
     Мы все были в шоке…
     Интересно, если бы Александр Иванович узнал, что Саша взял на себя чужую вину, он бы ему две шоколадки дал? Или нет?
     Но этого я уже никогда не узнаю…

Сон в руку

     Однажды на даче мне приснился сон. Как будто мы с Никиткой пришли Первого сентября в школу. Нарядные - в темных костюмах, белоснежных рубашках и в бабочках -  мы спускаемся по лестнице, а навстречу нам поднимается наша любимая Лариса Захаровна, видит нас, улыбается и говорит:
     - Ах вы, красавчики мои!

     Когда я проснулся, то сказал маме:
     - Мама, я ужасно хочу в школу, учиться.
     Мама говорит:
     - Наверно, не учиться, а ребят повидать. Ты по ребятам соскучился. Так всегда летом бывает.
     А я говорю:
     - Нет, мама, по ребятам я, конечно, соскучился, но я хочу именно учиться.
     Мама говорит:
     - Да, в моей практике это первый случай, когда ребенок по учебе соскучился. Ну что же, это хорошее желание.

     Прошло полтора месяца. Наступило Первое сентября.     У наших знакомых сын поступил в нашу школу и шел первый раз в первый класс.  Они все очень волновались. Мы встретились по дороге, и их папа, дядя Витя, спросил меня:
      - Максим, не надоело тебе еще в школу ходить?
Я ответил:
      - Нет. Мне нравится. У нас интересно, и все – друзья. Ты, Николка, не робей!

     Школа нам как родной дом. Когда у нас сделали продленку, мама написала заявление, чтоб меня отпускали на кружки и секции сразу после обеда. А я попросил: «Мама, можно я буду иногда задерживаться?» И приходил все позже и позже. Так что мама даже заинтересовалась: «Тебе что там, медом намазано?» А я говорю: «Бабушка сказала, что тебя тоже было из школы не выгнать, значит, я в тебя пошел!» Просто у нас в школе интересно!

     Все ребята пришли в школу нарядные, с букетами осенних цветов. За лето мы все немного изменились, повзрослели.  И чувство у нас было, как будто после долгой разлуки домой вернулись. Мы радовались и друг другу, и учителям, и нашей любимой Екатерине Николаевне. А директор Ольга Геннадиевна - наша общая школьная мама -  поздравила нас с новым учебным годом.
    
     Идем мы с Никиткой по лестнице, что-то обсуждаем. И вдруг нам навстречу идет Лариса Захаровна, улыбается и говорит:
     - Ах вы, красавчики мои!
     Я как услышал, сразу сон вспомнил, и рот у меня до ушей растянулся.
     Но про сон я уже больше никому не рассказывал, потому что начались трудовые школьные будни.

Боабдил

     Передо мной лежит странный желудь: блестящий, темно-коричневый, очень вытянутый и с острым концом, а рядом два его листочка, маленькие, овальные, очень плотные, зеленовато-серого цвета. Я подобрал его в Сарагосе, это память об Испании.
     В Испании много интересного. Но больше всего мне запомнилась Гранада и ее последний мавританский правитель Боабдил. Он был молод, добр и мудр, понимал, что не сможет противостоять растущей мощи христианского войска. И чтоб избежать напрасного кровопролития и разорения любимого города, Боабдил тайком ночью передал ключи Изабелле Католической  и ее мужу Фердинанду.
     С грустью покидал он родные места, свой прекрасный дворец Альгамбра и райские сады Хенералифе,  осыпаемый проклятиями своих подданных, а его суровая мать Айша сказала ему:
     - Теперь ты можешь как женщина оплакивать то, что не смог отстоять как мужчина.
     Мне его жалко!

Коррида

     В Мадриде мы с мамой решили пойти на корриду.
     - Как вам не стыдно?! – возмущался папа.
     Но мы хотели понять, что такое коррида, сами, а не с чужих слов. Мы договорились с мамой, что если будет совсем противно, то уйдем без сожаления.

     Бой начался. Выпустили быка. Он понесся вдоль арены как снаряд. И тут шесть тореро с разных сторон стали дразнить его цветными плащами-мулетами. Безоружные тореро выскакивали иногда в самый центр арены, и тогда становилось действительно страшно за них. А когда бык стремглав несся на них, удирали со всех ног и прятались за специальными стенками вдоль арены. Бык в ярости пытался снести эти стенки. Но они сделаны очень надежно, и это ему ни разу не удалось. Все это время головы тореро находились выше стенки, но быку в голову не приходило  привстать и боднуть выше. Тореро успокаивали быка, делая движение рукой вниз, мол: «Успокойся!» И один раз бычок взял да и лизнул эту руку. Его сразу стало жалко.
     Потом выехали два всадника с пиками. На лошадях были попоны из плотных циновок наподобие самурайских доспехов из исторических фильмов. И животы у них тоже были обернуты этими циновками, а глаза у лошадей надежно завязаны, чтоб они не боялись. А у всадников стремена, как железный сапог.

     Бык бросается на лошадь, пытается ее свалить, но всадник обороняется пикой. Он вонзает ее в холку быка совсем неглубоко, но это первая кровь. Всадники уезжают с арены. Тут опять выскакивают тореро с бандерильями, это такие маленькие разноцветные пики, и пытаются вонзить их в быка. Нужно быть очень смелым и ловким, чтоб успеть подскочить к быку вплотную, вонзить бандерильи близко к холке и не попасться на рога.

     После этого наступает очередь тореадора. Это один из тореро. Он гибкий, ловкий и грациозный, как балерина, на ногах у него тапочки-балетки, он движется легко и изящно. Но эта легкость обманчива. На самом деле это опасный поединок мужчины и зверя, один на один. Тореадор дразнит быка мулетой, наброшенной на шпагу, застывает на мгновение прямо перед рогами зверя и демонстрирует свою выдержку и хладнокровие. Это завораживающе красиво.

      Зал взрывался аплодисментами то быку (по-испански бык – торо), то тореро. Говорят, что один знаменитый испанский тореадор даже вставал перед разъяренным быком на колени! А в конце тореадор меняет шпагу на боевую и должен поразить быка одним ударом в холку. В этом искусство тореадора.

     Я смотрел на арену во все глаза. А потом попросил:
     - Мама, ущипни меня!..
     Мама была всеми мыслями на арене и сразу даже не поняла меня:
     - Что?
     - Ущипни меня, пожалуйста, что это мне не снится.
     Мама поняла, кивнула и сказала:
     - А ты меня, что это мне не снится…

     Первым был высокий молодой человек с блестящей копной темных кудрявых волос в голубом костюме, расшитом серебром. Мы его назвали Красавчик. Он провел три боя блестяще. В конце последнего боя зал устроил ему овацию. На арену полетели бейсболки, платки, девчонки чуть не кофточки с себя снимали. Красавчик брал охапку, подносил к губам и бросал обратно. Я думаю, девчонки больше эти вещи не стирали.
     Второй тореро, самый старший, в желтом с золотом костюме, в какой-то миг был подброшен на рога, но сумел встать и довести бой до конца - поразить быка. Больше мы его не видели, наверно, травма оказалась серьезной. За него потом выступал Красавчик.
     Самый младший и самый смелый тореро был похож на моего старшего брата Костю, и мы его прозвали Костик. У него был белоснежный с серебряной вышивкой костюм. Он провел два боя. Костик отчаянно бравировал: он бесстрашно выскакивал в самый центр арены, виртуозно уворачивался от рогов быка, но в какой-то момент на его белом костюме сзади расползлось яркое алое пятно.
     Во втором поединке Костика освистали за то, что ему не удалось сразу убить быка.

     Что я понял – что я переживаю за обоих, желаю победы обоим сразу: и быку, и тореро. Я не хочу, чтоб погиб тореро, я восхищаюсь его мужеством и ловкостью, с которой он скользит вокруг морды быка, почти касаясь рогов шестисоткилограммового чудовища. Но я сочувствую и быку, который упрямо бросается на алую мулету, а сбоку, всего в двадцати сантиметрах от нее, находится забияка, который дразнит и дразнит быка. Вот такая получается история, да! 

     Во время триумфального шествия Костик смотрел из-за барьера на Красавчика такими глазами, что мы ему от души посочувствовали и пожелали, чтобы когда-нибудь и он стал триумфатором.
     Последний бык был так хорош в бою, что зал взметнулся белыми платками. Мы поняли, что это просьба оставить быку жизнь. Но у него были раны, несовместимые с жизнью, и его пришлось добить ударом кинжала.
     Нам коррида очень понравилась. Это честный поединок человека и зверя, со своим кодексом чести, который строго соблюдается.
     А рядом с мадридской ареной стоит замечательный памятник тореро победившему и тореро павшему.

     Ночью мне снилось, что я тореро. У меня черный с золотом костюм и алая мулета. Я исполняю смертельно опасный танец с быком. Я чувствую его горячее дыхание, вижу дрожь его нетерпения  и кружусь в сантиметре от смертоносных рогов. Мой противник храбр и смел. Он подстерегает мое неловкое движение. Но я собран и сосредоточен и не отдам ему победу. Трибуны замерли…
     Последний миг настал. Я молниеносно выхватываю шпагу, нацеливаю ее между лопаток и … опускаю шпагу. Кланяюсь быку, зрителям и ухожу. Трибуны ожили, взметнулись белыми платками, зрители все поняли, оценили, они приветствуют меня и рады за быка. А самая красивая девочка из нашего класса бросает мне свой шарф.
     А потом я просыпаюсь. 

Раздумья               

     Я решил бросить баскетбол и ходить на футбол. Потому что почти все ребята в нашей секции стали выше меня на голову или полголовы - они  подросли, а я не очень. И хотя я технично двигаюсь и здорово забрасываю мяч в корзину, я расстраиваюсь. Я попробовал есть «растишку» - не помогает...
     И тогда я решил уйти. Может, в футболе у меня лучше получится. Мама говорит, что надо было отдать меня в спортивную гимнастику, что я прирожденный гимнаст -  «гуттаперчевый мальчик». Но занимаюсь-то я баскетболом! Вот я и решил:
     - Все! Больше не хожу на баскетбол! Буду заниматься футболом!
     А родители в один голос:
     - Где твои волевые качества? А как же команда? Александр Иванович?! Он в тебя душу вкладывал, надеется на тебя, ему команда нужна! А ты? Пять лет занятий! Ты, может, через год-два так вытянешься, что будешь самый высокий среди ваших мальчишек!
     Мне горько было это слушать, и я тихо спросил:
     - А если нет?
     - А если да?
     И мы разошлись.

     А вечером, когда я ложился спать, папа пришел ко мне в комнату, прилег рядом и мы еще поговорили. Это у нас с папой ритуал такой – «разговоры по душам на сон грядущий». Так всегда было – сколько себя помню. И в этот раз я говорю:
     - Папа, давай запишем меня на футбол.
     Папа говорит:
     - А ты знаешь где? И потом ты, наверно, уже старый, тебе уже одиннадцать лет! Все ребята за это время далеко ушли и многое умеют. Как ты в баскетболе – один из лучших в твоей обычной школе, среди ребят, которые не занимались, ведь, правда?!
     Я сначала поразился «старый!» - в одиннадцать лет! А потом согласился, да, я играю лучше! А папа продолжал:
     - Это как с французским, даже если успехи не очень, знаешь его лучше, чем те, кто не учил совсем. Ты не торопись, подумай! Из баскетбола уйдешь, а в футбол не попадешь, что тогда?
     Папа подумал еще немного и спросил:
     - А если тебя  Александр Иванович похвалит, пригласит в соревнованиях участвовать – ты останешься?
     Я отвернулся к стене и тихо сказал:
     - Ну, что ты спрашиваешь, папа? А-то ты сам не знаешь?! Давай лучше спать.
     Папа встал, наклонился надо мной, погладил по голове и  пошел спать. А я решил: «Утро вечера мудреней».
     На следующий день я пошел на тренировку.

Взрослые и дети

     Мы идем с мамой на баскетбол. Впереди на тротуаре, куда мы идем, какая-то свалка: суетятся люди, кто-то звонит по мобильнику. Оказывается, человеку плохо. Он лежит на спине, запрокинув голову. Крупный седой мужчина. Рядом лежат два ярких пакета и букет белых хризантем.
     - Надо же, - говорит мама, - как обидно, человек спешил по своим делам, цветы кому-то нес, ничего такого не предполагал. И вот - лежит на тротуаре…
     - Может быть, он узнал, что его не любят… - предполагаю я.
     Мама в изумлении смотрит на меня:
     - Ого! Какие у тебя мысли в голове рождаются, тебе же всего одиннадцать.

      Я смотрю на маму с укоризной. Что же, взрослые считают, что если мы - дети, то уже ни о чем не размышляем, что ли?  Пожалуй, я лучше ничего не скажу. Иногда лучше промолчать…

Бабушка

     У меня есть бабушка Тамара. Мы с ней друзья. Она рассказывает мне страшные сказки по ночам. Персонально для меня жарит картошку, хотя мама ругается и говорит, что это вредно. После тренировки бабушка делает мне массаж. Еще бабушка сама меня тренирует, чтоб я подтягивался на шведской стенке, качал пресс, советует мне другие упражнения. Она засекает время, как заправский тренер, и радуется моим успехам. Я ее люблю и не сержусь, когда она делает телевизор на полную громкость, потому что плохо слышит. Разыскиваю  и приношу ей наушники, чтоб на нее не сердились остальные.

     Вчера Михаил Евгеньевич, наш педагог по классу гитары, протянул мне два билета на концерт в Дом музыки и сказал:
     - Поздравляю! Вы стали лауреатами третьей степени! Поэтому Ваш квинтет будет участвовать в концерте детей-дипломантов музыкального фестиваля. Вот тебе два билета, пригласи, кого хочешь.
     Папа уехал в командировку, и я пригласил маму и бабушку. Места у них были не вместе. Бабушка выбрала поближе, но с краю. Маме досталось подальше и в центре.
     Концерт начался. Трио, квартеты, соло сменяли один другого. Все исполнители очень волновались, но старались играть как можно лучше. Дошла очередь и до нашего квинтета. Я как увидел черноту зала, у меня руки затряслись. Я смотрю на ребят, у них тоже руки дрожат. Мы же первый раз на такой огромной сцене! Но мы собрались с духом и сыграли два произведения. Потом нас сменили другие музыканты. Только за кулисами мы немного пришли в себя.
     Мы тихонько спустились в зал и сели на свободные места. Я нашел глазами маму и бабушку и стал смотреть концерт. Ребята выступали здорово. Но оказалось, что на бабушку смотреть интересней.
   
     Бабушка наблюдала за концертом так заинтересованно, что незаметно для себя перебралась к самой сцене на первый ряд – плавно перетекла. И я отчетливо увидел, что никакая она не бабушка, а маленькая девочка, которая живет на свете восьмой десяток лет. Концерт ей ужасно нравился. Казалось, что все дети, выступающие на сцене,  её. Она с восторгом следила за их выступлением, а потом оглядывала зал с видом «все ли оценили» выдающийся номер. Если люди хлопали, она удовлетворенно отворачивалась к сцене и продолжала смотреть следующий номер, после которого опять с гордостью оборачивалась. Если хлопали не очень, брови ее удивленно приподнимались, недоумевая, потом лицо принимало обиженное выражение, и она с болью отворачивалась от зала. Тут глаза ее опять широко распахивались, и она с восторгом смотрела на очередных ребят. Так продолжалось три часа. Наблюдать за ней было не менее увлекательно, чем слушать лауреатов фестиваля.
     Я смотрел на нее с удовольствием и думал, что у меня самая замечательная бабушка на свете.

     В конце концерта я подошел к бабушке, не удержался и чмокнул ее в нос. Бабушка просияла и сказала:
     - Я так горжусь тобой! Ваш квинтет был лучше всех!
     Я кивнул, я знал, что это неправда, потому что все ребята здорово играли, но мне была приятна похвала бабушки, и я сказал:
     - Бабушка, я тебя ужасно люблю!
 
     Мы подождали маму и поехали домой.

На даче

Никитка уезжал на выходные к бабушке на дачу. И пригласил меня в гости. Родители разрешили мне поехать.
     Оказалось, что его бабушка тоже классная, только ее зовут Марина, и она еще молодая. Она посмотрела на нас с Никиткой и предложила:
     - Ну, мужчины мои дорогие, вы будете по хозяйству  помогать, а я буду вам готовить.
     И мы принялись помогать: мы и печку топили, и воду носили. Нам было весело и интересно.

     С Никиткой вообще интересно. Он всегда что-нибудь такое скажет - необычное.
     Мы сидели за столом и ели рассыпчатую гречневую кашу, приготовленную бабушкой Мариной в чугунке в печке. Каша была - объедение! Мы «пальчики облизывали» - просили добавку. И вдруг Никита говорит:
     - Представляешь, а во Франции не понимают, что такое каша. Невозможно объяснить моей французской бабушке, что это такое.
     - Да, странно, - говорю, - у нас наоборот существует пословица «щи да каша – пища наша». Ты скажи бабушке, что каша – это разваренное зерно, а еще лучше дай попробовать. Что же они на завтрак едят?
     - Другие вещи. Французы знают толк в еде. Французская еда – очень вкусная и полезная. Французы следят за здоровьем.
     - Может быть. Только не знаю, какой голод может заставить меня есть улиток или лягушек.

     Никитка хитро посмотрел  на меня и протянул:
     - Ты просто не про-о-бовал. А то, может, тоже пальчики облизывал бы.
     - Как это ты себе представляешь, Никитка! Мы с тобой гоняемся за зелеными лягушками и облизываемся, а они от нас скачут врассыпную и громко квакают: «Ква-а, ква-а, ква-а!»
     Я представил себе все это и захохотал, как ненормальный. И Никита, глядя на меня, тоже. Мы хохотали-хохотали, катались от смеха на диване, просто так, потому что нам было хорошо. И день был хороший. И солнышко веселое. И птицы так звонко распевали.
     Пришла бабушка Марина, посмотрела на нас – и тоже начала смеяться. А потом сказала:
     - Идите-ка, мои дорогие, гулять!
 
     И мы пошли на улицу. Никита познакомил меня со своими друзьями.
     - Максим, ты в футбол как? Играешь?
     - Обожаю, - говорю я.
     Мы все вместе стали играть в футбол. У них площадка хорошая, и ворота настоящие они сделали. Гоняли мы мяч, гоняли, пока совсем не устали. Сели на лавочку отдохнуть.
   
     И тут мимо нас по дороге проехала груженная лесом машина. Ей было тяжело. Она ревела и оставила после себя шлейф грязно-серого удушливого дыма. Мы поморщились, а Никита сказал:
     - Во Франции очень следят за экологией, специальные машины выпускают, стараются маленькие автомобили использовать. А здесь еще не очень. Но, я думаю, они потом будут думать об экологии, позже…
     - Ну, нет, Никитка. Здесь тоже думают. Мой папа – эколог. Он думает, как понизить выброс вредных веществ в атмосферу, чтобы воздух был чистый. Я не очень в этом разбираюсь. Но знаю, что он много работает. Иногда до часа ночи за бумагами сидит, а бывает – и по выходным на работу ездит. Так что у нас тоже думают об экологии.   

     И тут к нам подошел никиткин сосед, Егор. Егор уже взрослый, ему шестнадцать лет. Он пришел с гитарой. Нас познакомили. Егор сел рядом, наиграл мелодию из «Крестного отца». Наверно, я так заинтересованно смотрел, что он предложил мне:
     - Хочешь, покажу аккорды?
     Я говорю:
     - Конечно, хочу!
     Он показал мне один. Я повторил. Он говорит:
     - Ты – способный. – И показал еще аккорд. Я повторил. Он похвалил:
     - Ты – молодец! – и предложил:
     - Хотите, я вам еще сыграю? - И сыграл. А потом протянул мне гитару и сказал:
     - А теперь ты попробуй!
     Ну, я и попробовал. Сыграл «Блюз трех нот», «Цыганочку» и «Андантино».
     Никита засмеялся. А Егор – молодец! Не обиделся, а пошутил:
     -  Маленький, да удаленький! Так бы сразу и сказали, предупреждать надо, что гитарист. Тогда покажи мне, Макс, как играть последнюю мелодию. Уж больно красивая!
     И мы с ним стали разучивать «Андантино».
 
 Земля

     Что я понял – что наша Земля не такая большая!
     Мы по географии и истории проходили, что раньше кругосветные путешествия длились годами. Знаменитые путешественники - Васко да Гама, Колумб, Кук - плыли на кораблях по безбрежным морям-океанам. Развевались флаги, ветер наполнял паруса, поскрипывали уключины; временами штормы трепали корабли и проверяли моряков на прочность, - а конца-края не было видно. И только после многомесячных переходов раздавалось долгожданное: «Земля!»
     А сейчас, в нашем двадцать первом веке, есть самолеты, спутники, мобильники – и можно за полсуток улететь на другой конец Земли, а новости разлетаются по миру почти мгновенно.

     Моего дедушку Игоря однажды послали в командировку в Новую Зеландию – это рядом с Австралией, на другом конце Земли. Дядя Андрей с тетей Наташей были на Кубе, рядом с Америкой. Я сам видел скалистые фьорды Норвегии, а ведь это северный край Европы, и мне очень понравилась Испания – это ее южный край. Мой друг Сережа в прошлом году ездил с родителями отдыхать на Красное море в Хургаду в Египет – это Африка. А мы ездили на отдых в Анталию в Турцию -  это Азия. И летели мы туда всего четыре часа! И везде мы встречали симпатичных дружелюбных людей!
     Оказалось, что у людей в разных странах много общего. Мы гораздо ближе друг другу, чем можно подумать. Все люди радуются и печалятся, любят посмеяться и пошутить.
     И первым делом мы учим на других языках слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста». Когда мы старательно выговариваем эти слова на незнакомом языке   или слышим их на ломаном русском, то расплываемся в улыбке, и тот, кто говорит, и тот, кто слушает – мы общаемся! А для игр и слова не нужны!
     А то, что мы разные, и делает нас интересными друг другу.
     И теперь я переживаю, когда где-то пожары или наводнения и людям плохо.

     То есть оказалось, Земля совсем не такая большая, даже маленькая, и для всех людей - общая. Наш общий дом! И его надо беречь!