Эх, дороги!

Николай Алексеевич Андреев
 В шестидесятые годы существовал такой анекдот: наши дороги лучше американских.
-?
Первый вариант ответа:
- У них ровные и гладкие, заснуть можно за рулем, ни на что не отвлекаясь. А у нас гляди и гляди, не заснешь.
 второй вариант:
- У нас машину поставил в колею и она дальше едет по ней, куда-нибудь да  привезет, а там рулить надо, все гладко.
В  правдивости этого анекдота я убедился, когда приехал из смоленского Ярцева в  Калужскую область в деревню Серено- Завод. сначала мне там не очень понравилось.
 И название деревни какое-то , вроде бы, неказистое и название школы Шамординская хоть и похоже на словосочетание:  известного сражения - Бородинское. Сразу же вспоминались   ласковыве  названия деревушек, на танцы куда я бегал школьником: - Смогирои, Болдино, Каменка, Витязи Я уже не говорю про Ярцевские дискотеки, если их так можно было тогда назвать- , и не под гармошку, под радиолу и хорошими пластинками типа : "Марина", "Потанцуем", "Маленький цветок".
 К тому времени я уже  учился играть на баяне и кое что мог сыграть сам, чем пользовались мои одноклассники. Причем на гармошке я играл значительно хуже, чем на баяне. Гармошка пугала меня своим неполным звукорядом. Мелодия, начавшись на ней, вдруг не могла идти дальше из-за отсутствия на гармошке нужных звуков, приходилось их заменять, получалось фальшиво и тоскливо.
 правда грусть моя быстро прошла, когда я встретил Ее, и жизнь заиграла и пеньем соловья и расцветкой нежных цветов и , казалось, это навсегда.
 Но я отвлекся от темы дорог.
 На танцы в Серено- Заводе собиралось довольно много молодежи: и старшие школьники и пришедшие из армии молодые ребята. Лихо играла гармошка, заманчива дурманила своим цветом сирень и черемуха.
 Приходил на танцы и молодой еще, но постарше нас немного один шофер- Володя. Его в Армию не взяли. говорили, что у него обнаружили туберкулез. Этот Володя усиленно ухаживал за одной довольно симпатичной девушкой. Та, особенно  к нему и не благоволила, разве только позволила себя разок-другой проводить до дома. Володю это огорчало. К тому же он видел , что его девушка больше тянется к другому. И, возможно поэтому, он приходил на танцы в изрядном подпитии. В действительности, об этом я догадался позже, причина его выпивок  крылась в болезни. Он уже чувствовал свое угасание, морально сломался, гасил свою грусть по уходящей жизни в вине. правильнее сказать , в самогонке.
 Обычно, он молча стоял в углу клуба, жадными глазами смотрел на свою любовь, изредка приглашал ее на танец, дожидался окончания вечера, чтобы проводить свою избранницу домой.
 Вот и в этот раз он вовремя танцев подошел к своей девушке но та, в эт от раз резко отказала ему и пошла танцевать с другим.
Я с ним общался мало. И он сам первым заговорил тогда со мной.
- Слушай, сказал он поехали в Каменку в магазин. Я немного того,   он щелкнул себя по шее, что означало, что он выпивши, и мне не отпустят водку, а тебе,   он посмотрел на меня.
Тогда мне недавно исполнилось семнадцать.
- А тебе, продолжал он, дадут, поехали.
Почему я согласился, до сих пор не пойму.
 А самое страшное произошло потом, когда мы выехали из Серено Завода и выехали на трассу, ведущую в Калугу. Это была довольно оживленная автомобильная дорога Козельск- Калуга. По не шли машины и из Сухинич и из Ульянова, да мало ли откуда..
 И в этот момент мой напарник по кабине в машине, вдруг сказал.
 - Я буду нажимать на педали, а ты верти рулем.
- Я же не умею, предельно удивившись, выдавил я из себя, сам удивленный словами Володи. То, что он пьян, я видел, но никак не предполагал , что в такой степени.- Как не можешь, чему в школе вас учат.
 В Шамординской средней школе ,действительно, в 10-11 классах преподавали тракторное дело. Но я то приехал из Ярцева, а там преподавали токарное дело. Дело и там и там, но дела совсем другие.
 Объяснять Володе что-либо было бесполезно  и мы поехали.
 Сейчас как в страшном сне я вспоминаю ту поездку.  Машина от Серено завода то трассы шла пол устоявшейся колее, не съезжая никуда в сторону. Тут анекдот, который я привел в начале этого рассказа, довольно верно отображает наше движение к магазину. А вот на трассе, там было сложнее. Я сидел сбоку, вцепившись за руль, Володя дышал в лицо перегаром, закрыв глаза. И самое ужасное, что встречные машины ослепляли меня. Свет Володя не переключал И после ослепления, наступала темнота в глазах. А машина, хоть и не очень быстро, но шла к намеченной цели.
 В Каменке, я, купив что надо, заявил Володе, что с ним не еду, если он не сядет за руль сам.
 Увидев заветное горячительное, Володя окончательно проснулся и мы с ним довольно быстро и уверенно доехали до нашей деревни.
Вот такая неприятная  история приключилась со мной.
 Почему он предложил ехать с ним именно мне? Видно увидел какие-то черты характера, которые бы не позволили бы мне отказаться от его просьбы Уметь отказывать - тоже надо уметь. Иначе , грубо говоря, сядут верхом, и поедут, посвистывая, туда, куда надо не тебе, а им.
 А может, увидел первого попавшегося на глаза парня и подошел.
 Болезнь его быстро прогрессировала, о летом, когда я перешел в 11 класс, он умер. Похоронили его в Полошкове. Помню , нес с друзьями венок во время похорон.Это была одна из первых встреч со смертью того, кого знал и с кем общался.
Девушка, за которой Володя ухаживал, позднее вышла замуж и тоже неудачно, была убита из-за ревности своим мужем. но это случилось уже позднее, когда я оканчивал Калужский педагогический институт.
P.S.  Возможно, кому-то сюжет рассказа покажется надуманным. Скажут, посмотрел автор " Последний дюйм" и сделал свою версию.  Скажу, что несмотря на схожесть, все так и было. Только там мальчик спасал раненого акулой отца и сам вел самолет. Здесь все гораздо прозаичнее, по- русски.
.