Конная гвардия Кубани ч. 26

Николай Мринский
Ожесточённый бой полки 9-й гв. КД 4-го ГКККК выдержали 3 сентября на участке Шурупово - Гусельщиково, взламывая фронт обороны противника на рубеже Грузский Еланчик. Бой длился весь день. Немцы пытались сдерживать наступление казаков. Кровопролитным и тяжёлым был бой под х. Саханка. Против конников пошли танки, много танков. Семь было казаками подбито, но гитлеровцы напирали. Им удалось прорвать боевой порядок одного из эскадронов и тогда казаки пошли в контратаку, вражеские автоматчики повернули вспять. Казачьи полки продолжали продвигаться вперёд. Овладев сёлами Полковое, Александровка и Красновка, 9-я гв. КД туманным утром 11 сентября 1943 г. подошла к с. Малая Янисаль, через которое проходила промежуточная оборонительная линия. Немецкие войска заняли оборону на этом рубеже раньше, чем сюда вышли наши главные силы. Атака сходу успеха не имела, и дивизия развернулась. Весь день полки вели бой за овладение селом и только к вечеру стремительным штыковым ударом выбили врага из Малой Янисали, но дальше продвинуться не смогли. Сильный пулемётный огонь немцев, закрепившихся на господствующих высотах западнее села, преградил им путь. Утро 12 сентября 1943 г. выдалось сумрачным. Густой туман закрыл ложбины и балки, что в десяти шагах нельзя было рассмотреть человека. Пользуясь этим, эскадроны вплотную приблизились к немецким траншеям и изготовились для атаки. И как только заговорила артиллерия и запели «катюши», они поднялись. Очищая траншею за траншеей, окоп за окопом казаки всё выше и выше поднимались по крутому склону высоты.

До вершины рукой подать. Но огневые точки немцев продолжают посылать смерть. Бегущие казаки один за другим валятся на землю и торопливо начинают окапываться. Это не совсем то, но и отходить нельзя. У всех закончились боеприпасы, атаковать нечем и, командир эскадрона гв. ст. лейтенант Иван Карелин решает немедленно идти в рукопашную. Казаки орудуют сапёрными лопатами, прикладами и просто кулаками. И вот уже высота очищена от врагов. Общее наступление продолжалось. Войска Южного фронта в составе 28-й армии, 11-го танкового корпуса, 4-го Кубанского и 5-го Донского гв. корпусов и ряда других соединений стремительным ударом, овладели важнейшим ж/д узлом в Приазовье, г. Волноваха. Продолжая наступать вдоль побережья Азовского моря, 12.09.1943 г. освободили от немцев крупный центр промышленного Юга - порт и г. Мариуполь. Этот успех был достигнут в результате смелого маневра конных и механизированных соединений, прорвавшихся в тыл противника. Из записей гв. сержанта П.Ф. Сакунова: - ...18 сентября 4-й эскадрон 36-го гв. кавполка нарвался на оборону немцев, окопавшихся на окраине одного из посёлков. С ходу атаковать врага сабельникам помешала болотистая речушка, поросшая камышом. Во время заминки ко взводу прискакал ст. л-нт Шейкин - командир эскадрона (из ст-цы Усть-Лабинской). Он приказал сбить противника. Сержант оценил обстановку: пулемётный расчёт находился в тачанке на возвышенном речном берегу, невидимый врагу. На противоположном пологом берегу раскинулся посёлок в две улицы и на его окраине траншея с ходами сообщений. В ней полно фрицев.

На флангах - пулемётные гнёзда. Через речушку переброшен деревянный мост без перил. Перед ним специально вырыта широкая канава, являющаяся серьёзной преградой. Наблюдая за местностью расчёт заметил заброшенную дорогу, ведущую от моста к большой выемке в склоне, где жители, видимо, раньше брали глину. От выемки до немецких окопов - 150 м. С согласия взводного командира решили ударить из этой самой выемки. Конечно, это была весьма рискованная затея. И вот уже пулемётчик и верховые изготовились к броску. Кони рванули с места в галоп и мигом вынесли тачанку на гребень. Затем в бешеном карьере понеслись вниз по склону. Следом, прижавшись к гривам коней, мчались верховые. Это была настоящая игра со смертью. Остаться в живых в ходе этого молниеносного порыва храбрости и смелости практически шансов не было. Ошеломленный противник частично выскакивал из окопов и убегал в посёлок, другие с опозданием открыли беспорядочный огонь. Мгновения казались вечностью. Вокруг свистели пули. Тачанка. направляемая твёрдой рукой гвардейца Ачалова, врывается в выемку. Перед пулемётчиком оборона немцев теперь как на ладони. Первыми очередями подавлен расчёт первого вражеского пулемёта. Пройдясь огнём по траншее гв. сержант Сакунов ударил по обслуге второго вражеского пулемёта. Немцы бегут, падают раненые и убитые. Наш "максим" работает исправно, огонь переносится на окраину посёлка. В этот момент доносится молодецкий свист и раскатистое "Ура!". Сабельники, найдя всё же брод через реку, ударили по гитлеровцам.

Все участники дерзкого поступка, не укладывающегося в рамки здравого смысла, оказались живы и невредимы. Только смертельно раненые кони лежали на земле. Во время стремительной скачки они нашли в себе силы сделать последние метры, от которых зависела жизнь отважных казаков. Кони бились в последних судоргах. Из многочисленных пулевых ран сочилась кровь, разливаясь в лужицы. Из глаз капали крупные слёзы. Животные умирали безмолвно и трагичная картина расставания с ними запомнилась надолго. Утром 20 сентября 1943 г. дивизия с боями вышла в район Ворошиловка - Шевченко - Садовый. Через сутки с небольшим, она сдала свой боевой участок частям 2-й гвардейской армии. С 31 августа по 20 сентября конногвардейцы в боевом взаимодействии со всеми войсками своего фронта три дня сражались в районе р. Грузский Еланчик, прорывали оборону противника у с. Павлово на р. Кальмиус, проделав от г. Таганрога более 400 рейдовых км по тылам врага. При этом в Ростовской, Донецкой и Запорожской областях части 4-го ГКККК очистили от оккупантов целый ряд населенных пунктов, в том числе Петровский, Шурупово, Гусельщиково, Саханку, Широкинский, Троицкий, Анадоль, Александровку, Гусаровку, Малую Янисаль, Куйбышево, Полковую, и другие. Подобные кавалерийские марши давались с большим трудом. Так, строевая верховая лошадь была обязана нести на себе груз весом 120-130 кг.

В эту цифру входил вес самого кавалериста с полным вооружением и обмундированием, включающим автомат или карабин, запас патронов и гранат, шашку, кинжал, противогаз, сапёрную лопатку, бурку и личные вещи, а также вес строевого седла с полным вьюком, куда входили предметы снаряжения, личного ухода за лошадью, суточный запас корма, запас подков и т.д. На основании боевого распоряжения штаба Южного фронта 4-й ГКККК после напряжённых боёв во вражеском тылу в период Донбасской наступательной операции выводился во фронтовой резерв, на отдых и пополнение л/составом, техникой и вооружением. К рассвету 22 сентября 1943 г. его части сосредотачивались в районе: Очереватое, Либенай, Ново-Михайловка, где и оставались до 10 октября. Его командир ген. Н.Я. Кириченко за умелое командование был награждён орденами Суворова и Кутузова 2-й ст. После месячной передышки и приведения в порядок снаряжения и имущества Кубанский КК, находясь в составе войск 4-го Украинского фронта, (до 20 октября 1943 г. - Южный фронт), с 28.10. по 03. 11. участвовал в Мелитопольской операции. Двумя ночными маршами совершил в составе подвижной группы «Буря» 100 км бросок к южному участку оборонительной линии противника на р. Молочной и 23 октября освободили г. Мелитополь. Враг огрызался, но вынужден был поспешно отступать. 30 октября 1943 г. у Мелитополя в полосе действий Кубанского КК на сторону Красной Армии в полном составе и со всем вооружением перешла 1-я Словацкая пехотная дивизия.

Германское командование долгое время не решалось вводить эту дивизию в бой, доверяя ей только несение охранной службы. После удара по немецким войскам у р. Молочной командование вермахта было вынуждено бросить Словацкую дивизию против наступающих советских войск. Но словаки, питавшие большие симпатии к русским, перешли на их сторону, чтобы вместе бороться с нацизмом. К исходу октября части 4-го ГКККК освободили от немцев и румын села: Верхние и Нижние Серокозы и Торгаи, Макаровку, Григорьевку и др. Теперь боевые действия корпус вёл на территории Херсонской обл. Во всё увеличивавшемся списке отбитых у противника селений оказался и знаменитый степной заповедник с его первозданной флорой и фауной - Аскания-Нова. К югу от него примерно в 35-40 км находился уже Крымский перешеек. В своей самой узкой северной части, примыкающей к материку, он имеет в ширину от 8 до 23 км. С далёкого прошлого владычества турок и крымских татар узкая горловина перешейка между Джарлычским и Сивашским заливами представляла собой самые удобные ворота для прохождения всего живого из Крыма на материк и обратно, с материка в Крым. Несчётное количество сражений, людских схваток повидал перешеек на своем веку. Не зря возник у его крайней точки, впритык к материку, Турецкий земляной вал - Перекоп, местами с отметкой до 27,1 м по высоте над уровнем моря, в разные периоды времени с соответствующими оборонительными сооружениями и огневой завесой. Теперь эту твердыню, основательно укрепленную гитлеровцами, предстояло брать советским воинам.

Продолжение следует в части  27                http://proza.ru/2020/01/02/391