Мир деяний. Целое и его части

Дан Берг
                Мир деяний

                (Формальное подражание Платону)
               
                3. Целое и его части


Голда сидела в своем углу, вышивала узор. Она не прислушивалась к той чепухе, что звучала меж четырьмя праздными мужчинами. Но время шло, а конец говорению не предвиделся. “Проголодались, наверное!” – подумала она, оставила на минуту рукоделие, принесла оставшуюся с субботы халу, порезала ее. Затем достала из печи горшок с супом, водрузила его на середину стола. Дала каждому умнику по ложке и чашке. 

 - Чтобы мыслить, надо есть – никуда не денешься! – безапелляционно заявила Голда.

 - Верно, но сколько разных мыслей может произвести на свет один и тот же кусок хлеба! – нашелся с ответом раби Меир-Ицхак.

 - Ты замечательно сказал, Шломо, об инертности памяти и о двух ее видах – индивидуальной и коллективной. Как всегда, я благодарен тебе за умение облечь сложные вещи в простые слова, - заметил раби Яков любимому ученику, - а теперь, дружок, опиши нам внутреннее устройство мира деяний. Ты ведь много думал об этом, и тебе есть что рассказать нам.

 - Действительно, дорогой учитель, я немало размышлял на сию тему и надеюсь не разочаровать наше собрание, - произнес Шломо.

 - Переходи-ка к делу, Шломо! – нетерпеливо бросил раби Меир-Ицхак.

 - Повинуюсь, раби! Так вот, мир деяний устроен иерархически. Низшая ступень деяний – это деяния личные, а высшая их ступень – супердеяния.

Произнеся это, Шломо с некоторой опаской взглянул на собеседников. Увидев на физиономиях выражение безусловного понимания, он успокоился и продолжил.

 - Личные деяния – это любые конкретные деяния всякого человека. Я бы сказал, что в мире деяний личное деяние представляет собой идеальный след вещественного деяния.

 - Я добавлю, - вмешался раби Яков, - что в мире деяний на каждого человека заведено дело, куда записываются все его деяния. Допустим, некто совершил грабеж, а другой женился – и то и другое будет записано в их делах.

 - Супердеяния, - продолжил Шломо, - это своего рода обобщения личных деяний. Супердеяния являются абстракциями. Например, назовем такие супердеяния, как “геройство”, “трусость”, “филантропия”, “воровство” и так далее.

 - Хотелось бы понять таинство рождения супердеяний, - скромно заметил раби Меир-Ицхак.

 - Существуют разные пути возникновения супердеяний, - ответил Шломо, - cамый очевидный из них – совершение некоего личного деяния впервые. Скажем, Каин первым из людей убил человека, и так появилось супердеяние “убийство”. Другой путь – расщепление. Вот пример. Издревле было известно супердеяние “вероломство”. Однако, ввиду нарастающего шквала личных деяний этого рода, мир деяний самостоятельно произвел внутри себя процедуру расщепления, и супердеяние “вероломство” разделилось на два новых супердеяния – “предательство” и “измена”.   

 - Не только расщепление, но и слияние супердеяний может имееть место, - воскликнул раби Яков, - вот недавно мне было видение, будто через век-два супердеяние “супружество” поглотило, якобы, супердеяние “мужеложство”, и последнее прекратило свою бытность в качестве супердеяния и сохранилось только как личное деяние!

При этих словах юный Шмулик покраснел, стыдясь собственной осведомленности, а увлеченная рукоделием Голда встрепенулась и уставилась на мужа. “Странные видения посещают старца. Разберусь после!” – подумала благочестивая супруга.

 - Оставим мерзости будущего ради него самого! - горячо воскликнул раби Меир-Ицхак, - скажи лучше, Шломо, что происходит с делом, заведенным на каждого человека в мире деяний?

 - Дела индивидов хранятся в мире деяний вечно. Личные деяния, записанные в делах, нельзя удалять или исправлять – можно только добавлять, - отчеканил Шломо.

 - Итак, личные деяния рождаются, - подал голос Шмулик, - а умирают ли они?

 - Деяния не умирают! – категорически заявил Шломо, - однако, вопрос рождения деяний до конца не выяснен. Вероятно, идеальные объекты мира деяний бесполы, так как факты размножения деяний половым путем не обнаружены, - заметил Шломо после некоторого колебания.

 - Я хочу обратить внимание еще на одну трудность, - продолжил Шломо, - а именно, порой совершаются личные деяния, которые могут быть отнесены к различным супердеяниям. Например, полководец выйграл сражение. Но одержанная им победа – пиррова. К какому супердеянию отнести это личное деяние? “Геройство”? “Глупость”? “Убийство”? Или к какому-нибудь еще? Или сразу к нескольким? С сожалением отмечаю, что классификация скрыта от нас, и мы можем судить о результате лишь по предвзятым людским свидетельствам.

 - Предвзятость – это худо. Коли судят петуха, лисе не место в судейском кресле, - добавил раби Меир-Ицхак.

 - А я замечу, - сказал раби Яков, - что существуют две особых категории чрезвычайно выдающихся личных деяний, которые не молчат, притаившись в архивах, но всегда и повсюду будоражат память людей. Первая из этих двух категорий, содержащая добрые личные деяния, называется “святая святых”, а вторая, включающая в себя злые деяния, носит имя “ущелье мрака”.

 - Верно! – подхватил Шломо, - к святая святых относятся, например, пьеса “Гамлет” или картина “Мона Лиза”...

Тут раби Яков неодобрительно покосился на вольнодумного ученика и сам закончил за него: “А в ущелье мрака пребывают клевета царедворца Амана или созерцание Хамом наготы отца его.”

 - У меня есть добавление, - радостно потирая руки воскликнул раби Меир Ицхак, - случаются личные деяния, которые пребывают одновременно в святая святых и в ушелье мрака. Скажем, месть братьев Дины за поругание сестры! Любой из нас найдет другие подобные примеры.

 - Как велика сила толкования! – восхитился Шмулик.

 - Один из атрибутов супердеяния, - вновь заговорил Шломо, - это его престиж, определяемый двумя вещами – древностью и распространенностью. Рассмотрим супердеяние “любопытство”. Древность несомненна, ибо первым личным деянием, породившим его, явилось поедание Хавой запретного плода, случившееся в незапамятные времена. Распространенность любопытства тоже трудно преувеличить. Поэтому супердеяние “любопытство” по праву имеет очень высокий престиж. Теперь обратимся к супердеянию “слава художника”. Оно гораздо моложе, ибо умение владеть кистью люди явили много позже любопытства. Да и распространенность этого супердеяния невелика: ведь талантливых людей мало, а бездарных хоть и много, но они вследствие своей практичности быстро оставляют бесплодные притязания на славу. Таким образом, престиж супердеяния “слава художника” оказывается низким. В этой связи я добавлю, что для поправки печального положения, супердеяния “слава поэта” и “слава ученого” пытались объединиться с родственным им супердеянием “слава художника” и образовать новое супердеяние “слава творца”. Из-за явлений междоусобицы, честолюбия, карьеризма, партийности, встречающихся среди объектов мира деяний, это начинание не реализовалось. И слава Богу. Подобные слияния лишь сбивают с толку настоящих творцов. 

 - А вот еще примеры супердеяний: одалживание, забвение, веселье, плач, прощение, месть, любовь, прелюбодейство, молитва, богохульство, обогащение, разорение, воспитание, совращение и так далее, - сказал раби Яков.

  Глава из повести "Мир деяний"
Полностью вещь опубликована здесь:
http://z.berkovich-zametki.com/y2019/nomer2_3/berg/