1. Познание окружающего мира

Лариса Болотова
                Прежде всего, можно ли познать окружающий мир и мир в себе? Если можно, то как? Способна ли философия это сделать или нужна ещё наука?

                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр.3) «Философия – форма мировоззрения, имеющая глубокую связь с наукой, культурой, повседневным опытом людей. Философия обобщает информацию всего исторического опыта человечества во всеобщих категориях.

Философия (от греч. phileo – люблю, Sophia – мудрость) – любовь к мудрости».

 «Мудрость – Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». (Из словаря русского языка С.И. Ожёгова и Н.Ю. Шведова)

                Обратим внимание на слово «глубокий». Как его понять? В физическом мире есть три измерения: длина, ширина и высота. Где же находится глубина? Некоторые люди за глубину принимают то, что нужно отнести к высоте. Например, глубина воды моря. Но слово «глубина», в этом случае можно заменить на слово «высота» воды моря. Где же находится глубина? В атомическом строении материи. Изучая строение молекул и атомов мы проникаем в глубину материи, то есть, переходим на другие уровни сознания. Именно туда проникает глубокий ум, который способен обхватить не только физический мир, но и другие миры. И на основании этого высказывать свои суждения.

                На современном этапе развития человечества философия – это любовь к рассуждениям, в результате которых возникает новое понятие, облачённое в слово.

                Является ли философия формой мировоззрения? Что такое форма? Любая форма это видимая нами граница между разными уровнями материи.  Например,  форма стакана это граница между  материей стекла и материей воздуха. Форма (то, что мы видим) может быть одна и та же, а содержание разное. Сама философия не форма, это скорей процесс познания. А вот слова, которые использует философия, есть форма познания окружающего мира.

 «Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельно обобщённым веками накопленных человечеством знаний».

                Как мы познаём?

«Гносеология – специальный раздел философского знания рассматривает общие законы познания мира, анализирует ступени процесса познания, его формы, методы, выясняет, что такое истина и каковы критерии истинности наших знаний».

                Материальный мир можно разделить на три основные части, друг в друга входящие. Главное, общее, конкретное. Материя, ёмкость, стакан. Реальность, познание, законы.

«Результат познания – это знание, истинность которого проверяется в ходе практики.  Знание – это отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений, теорий».

              Основное здесь восприятие. Уровень восприятия определяется уровнем сознания.   Нет сознания, нет восприятия.       

«Знания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом в форме материализованной информации (книг, рисунков и др.)».

                Допустим, объективный мир существует в реальности, то есть человек и окружающий мир разделены. Каким образом его можно познать?

Структура познавательных отношений

(стр.5) «Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Выделяют:

- обыденное познание (формируется в процессе повседневной деятельности);

- научное познание (исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении);

- философское познание (теоретические знания, опирающиеся на науку, но исследующие универсально общее, всеобщее, и мировоззрение, содержащее в себе оценки познаваемого);

- художественное познание (специфически образное, наглядное отражение человеческих отношений и человека).

Человек познаёт действительность, практически изменяя её».

                Каким образом это происходит? Через наши действия, мысли, желания, чувства.

«Объектом познания является, прежде всего, часть объективного мира, вовлечённая в сферу познавательно-практической деятельности людей, а также субъективная реальность (психика человека, его сознание и безсознательное)».

                Чтобы познать что-то, нужно это отделить от себя, то есть взглянуть на это со стороны. Так человек разделяет себя (мысленно) на части и познаёт их. Имеем, восприятие и разделение.

«Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность (сознание) отражает саму себя».

                Так ли это? Рассмотрим гипноз. Окружающий мир вокруг тот же, а загипнотизированный человек воспринимает мир по-другому. Куда делась отражательная способность человека? Материя её потеряла? Сознание загипнотизированного человека отключено. Он не воспринимает окружающий мир, который остальные воспринимают. Человек сам по себе (материально) остался тем же, но лишился сознания. Следовательно, процесс познание находится в сознании, а не физическом теле человека.

                Если бы сознание было отражательной способностью материи, то оно должно было отражать окружающий мир одним и тем же. То есть если окружающий мир является в действительности плоским, то он должен был отражаться в сознании человека всё время плоским. Прошло время, и человек стал воспринимать Землю не в виде плоскости, а форме сферы.  Что изменилось? Сознание или окружающий мир? Если окружающий мир, то кто его изменил?

                Какими принципами руководствуется теория познания?

(стр.6) «Современная теория познания в основном признаёт познаваемость мира и основывается на следующих принципах:

- диалектика (подразумевает необходимость диалектически подходить к  проблемам познания, используя законы, категории, принципы диалектики);

- объективности (допускает самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания);

- конкретности истины (признаёт свойство истины, основанное на учёте и обобщении конкретных условий существования того или иного явления);

- историзма (рассматривает структурные и функциональные процессы в контексте их исторического возникновения и формирования данного объекта);

- практика (признание главным способом познания практики – специфической, сознательной деятельности человека по преобразованию окружающего мира и самого себя).