Сокращение

Валентин Акатов
После проведения реорганизации филиальной структуры компании, Аркадий задумался над дальнейшим будущим их основного промышленного ядра в лице главного предприятия. Казалось бы, громко обещанный мировой кризис с начала года не так больно ударил по экономике. Но это только так казалось. Аркадий понимал, что в разрушении любой системы есть цепная реакция, которая используя принцип снежного кома, увеличивает свою разрушительную силу по нарастающей прогрессии, вовлекая в этот процесс все больше и больше участников. Внутри всегда теплится надежда на то, что этот кризис не так больно ударит по их отрасли, что по кому-то он пройдется ураганом, а по ним только легким ветерком. Надежда надеждой, а практика показывает другое.

           Вот от этого другого Аркадий и решил отталкиваться. В короткий срок он провел анализ работы банков со своими клиентами в лице промышленных предприятий, изучил введенные ограничения на выдачу новых кредитов и пролонгацию старых, информацию по предстоящему увеличению кредитных ставок. Проработал информацию о появившихся трудностях у предприятий основных отраслей страны по взаиморасчетам с клиентами и поставщиками, так же, по выплате заработной платы своим работниками. И пусть эти трудности пока были точечными, он понимал, что через полгода, они станут сплошными.

Подведя итоги, Аркадий настроился и пошел в кабинет учредителя компании.
- Ирина, шеф свободен? – спросил он у секретаря.
- Да,  был один, - она подняла трубку телефона и позвонила по внутренней сети.
- Можете пройти Аркадий Иванович.
Аркадий открыл дверь кабинета и вошел внутрь.
Шеф разговаривал по сотовому сидя в кресле за столом держа в одной руке телефон, а другой поглаживал пальцами ручку чашки с недопитым чаем.
Аркадий присел за стол напротив шефа и стал ждать, пока тот закончит разговор.
Ожидание было не долгим. Шеф быстро попрощался со своим собеседником и, отключив телефон, положил его на стол  немного в сторону.

- Привет, Аркадий, -  поприветствовал он его   с улыбкой.
- Как у тебя дела?
- Здравствуйте Родион.
- Дела иду согласно проработанному нами плану. Проведены реорганизационные мероприятия по филиальным структурам в областных центрах, минимизированы затраты и сейчас идет плотная работа по работе с клиентами, направленная на создание комфортных условий, чтобы исключить их отток в период реорганизационных мероприятий. 
- Родион, я бы хотел сейчас обратить ваше внимание на общую ситуацию, зарождающуюся на рынке и как она может повлиять на работу нашей компании скажем, через полгода, то есть весной.
- Хорошо. Излагай свои мысли.

- С начала появившейся информации о мировом финансовом кризисе прошло уже полгода. Да, мы быстро сгруппировали свои силы и решили сконцентрировать основные производственные мощности на базе главного предприятия, таки образом сократив затраты на содержание производств в других регионах. Но я считаю, что этого недостаточно и осенью, буквально уже через два месяца нам необходимо начать реорганизацию трудовых ресурсов здесь на месте. Я провел анализ ситуации на внутреннем рынке и пришел к выводу, что уже с августа месяца между отраслевыми предприятиями будет увеличиваться объем не оплаченных обязательств. А именно уменьшение объема продаж металлов на внешнем рынке, приведет к невыполнению своих обязательств металлургическими заводами перед поставщиками руды и коксующего угля, у вторых , так же как и у первых возникнут неплатежи перед машиностроителями и так далее. Весной мы получим ситуацию, когда все эти предприятия проведут сокращения штатов на вынужденном уменьшении объемов производства, отчего как минимум в два раза уменьшится оборот финансовых средств у населения, сюда добавятся работники бюджетных сфер, которым тоже будут урезаны все доплаты, на фоне не поступлений налоговых платежей от предприятий в местные бюджеты.

Поэтому вынужден предположить, что наш рынок в розничном сегменте весной сократится на пятьдесят процентов, а в корпоративном, до сорока, так как буде происходить замораживание наработанных проектов. Соответственно удерживать нынешний фонд заработной платы мы не сможем.
Аркадий постарался изложить свое видение ситуации, как можно кратко, не мучая шефа большими цифрами. Поэтому, когда он решил, что достаточно для начала, остановился и стал ждать реакцию на сказанное им.

Родион выслушал внимательно, затем задумался на минуту, сделал паузу и улыбнулся.
- Аркадий, не переживай, все будет хорошо. Весной рынок будет. И знаешь мне бы не хотелось, чтобы люди думали, что из-за кризиса я их сокращаю.  Для себя я уже решил, что за пять месяцев потеряю определенную сумму денег, но постараюсь сохранить здесь весь коллектив.
Аркадий знал, что принятое уже решение шефа изменению не подлежит и убеждать в это не имеет смысла. Изменить его может только ход предстоящих событий. С человеческой точки зрения он одобрял его решение, но с экономической, понимал, что оно больно ударит по его ресурсам.  И самое главное он знал, что, когда придет время принять обратное решение, увольняемые люди не будут знать о его благородном поступке. Сокращение для них все равно будет больным ударом и какая-то часть из них будет отзываться о нем негативно.

Финансовая система – это всего лишь система цифр к которой не привяжешь чувства людей. Да в принципе все системы, придуманные людьми, не знают эмоций. И уж, как и насколько они работают на благо человеческого общества, зависит от самих людей. 
В советском обществе людей учили так, что они должны добросовестно работать всю свою жизнь на одном предприятии и тех, кто часто менял место работы в обществе называли летунами. В этом обществе не терпели безработных, такой вид жизни назывался тунеядством и за это могли посадить в тюрьму. В этом обществе работы хватало для всех, была плановая экономика и все предприятия работали на склады, с которых потом другими структурами производился сбыт готовой продукции. На фоне искусственно созданного дефицита товаров эта система работала долгие годы создавая в сознании людей иллюзию трудовой стабильности.

Стабильности, которую сложно уловить в капиталистическом мире, где все построено на достижении максимальной прибыли,  а это значит постоянная борьба за развитие предприятий, подавление конкурентов, подсчета рентабельности, открытие новых и закрытие старых предприятий. Понятие трудовой стабильности не совместимо с этими скачками вверх и вниз. Людям приходится подстраиваться под то, что им в короткий срок придется сменить несколько предприятий в поисках высокой оплаты труда и хороших условий работы. Но как бы они не старались подстраиваться под все изменения в жестких капиталистических реалиях, слово сокращение всегда больно и неожиданно бьет по самому родному семейному бюджету. 

           Шло время, предприятие работало в борьбе с нарастающими финансовыми трудностями.
И вот на дворе уже почти весна.
В середине февраля люди зачастую живут надеждой, что весна вместе теплыми солнечными лучами принесет и хорошие изменения в их жизнь.
Раздался звонок по внутреннему телефону. Аркадий механически поднял трубку.
- Алло!
- Аркадий Иванович, зайдите пожалуйста к шефу.
- Хорошо, Ирина, сейчас зайду.
Аркадий отодвинул все бумаги, встал из-за стола и вышел из кабинета.
Войдя в кабинет шефа, он поздоровался и присел на против него.
Родион протянул свою руку, поприветствовал его и с серьезным видом сказал: «Аркадий, нужно сокращать людей, дальше тянуть мы не можем».