Лазурный теремок

Анна Ванская
Однажды Вероника увидела в Фейсбуке фотографию чудесного голубого домика с белоснежными резными полотенцами под козырьком, узорчатыми ставнями на окнах и крохотным балкончиком на втором этаже. Этот лазурный теремок был очень хорошеньким, он выглядел практически игрушечным, сказочным, однако, Вероника обратила на него внимание не только по этой причине. Главное, что заставило её остановить прокручивание фейсбучной ленты это ощущение, что она уже видела её много раз, но абсолютно непонятно где именно.

Из текста под постом следовало, что деревянный домик был частью усадьбы известного профессора, приобретённой у аристократа из круга декабристов. Учёный принимал здесь самых именитых литераторов середины 19 века, включая Льва Толстого и Михаила Лермонтова. Тем не менее, основное внимание автор текста уделил не этим очень достойным представителям русской словесности, а воспоминаниям современников о причудливых привычках Гоголя, для которого дом его друга-профессора стал одним из основных мест жительства в Москве.

Великий русско-украинский писатель читал на проходивших здесь литературных вечерах поэму «Мёртвые души» и именно это событие упоминалось в тексте поста как самый значимый в истории усадьбы факт.

"Мёртвые души… Какое неприятное название, - подумала Вероника с некоторым удивлением. – Странно, что до этого момента название книги казалось мне самым обыкновенным и таким же бытовушным как и всё остальное позднее творчество Гоголя..."

Вероника не выделяла Николая Васильевича из череды русских классиков, которых она, как известно, не долюбливала и считала порядочными занудами. Однако, гоголевский Вий произвёл на неё сильное впечатление в детстве, и самые страшные её видения в моменты гипнагогических галлюцинаций в подростковом возрасте соответствовали поразившему её когда-то описанию третьей ночи Хомы Брута перед явлением Вийя. В целом её представления о нечистой силе, в существование которой ей не хотелось верить, было в значительной степени сформировано на основе ранних произведений Гоголя. Эта тема была ей неприятна, пугала её, и Вероника старалась избегать упоминаний о подобных вещах в любом случае.

"Почему он так странно назвал свой роман – «Мёртвые души», - продолжала размышлять Вероника пытаясь одновременно извлечь из текста поста местоположение привлёкшего её внимание теремка. – Он так боялся смерти и быть похороненным заживо… Потом эта история с пропавшей из гроба головой…  Всё-таки мистицизм до добра не доводит, и Гоголь – яркий тому пример…"

Точный адрес избушки в тексте поста указан не был, и Вероника решила поискать в интернете информацию об усадьбе профессора, фамилия которого казалась ей очень знакомой. К её удивлению, голубой теремок располагался в пятнадцати минутах ходьбы от её нового дома и практически напротив первого места работы её отца. Определив местоположение теремка, Вероника вспомнила его. Отсюда стартовали автобусы в пионерский лагерь медицинского университета, и именно в этом контексте она увидела эту избушку впервые. В последующем Вероника много раз проходила мимо этого домика во время учёбы в университете и каждый раз узнавала в нём ту самую бревенчатую избушку из своего детства.

"Всё же это удивительно… - размышляла Вероника, сначала рассматривая фотографии домика в Гугл, а на следующий день уже наблюдая оригинал воочью. – Обыденная современная жизнь кипит кругом… Клиники, болезни, выздоровления, учёба… Ничто не напоминает о какой-либо поэтично-возвышенной реальности. А тут оказывается в двух шагах от моих детских впечатлений и пятнадцати минутах ходьбы от моей взрослой жизни когда-то жил ни кто-нибудь, а сам Гоголь… Удивляя окружающих своими сказками и причудами, наверняка страдал, мечтал… Возможно даже, что его дух возвращается сюда время от времени и наполняет эту излучину реки чем-то удивительным… неосязаемым… волшебным…"

Возвращаясь домой по бывшей Царицынской улице, Вероника думала о том, что в голубом домике перебывало множество людей, некоторые из них имели очень громкие имена. Но почему-то именно имя Гоголя ассоциируется больше всего с этим почти игрушечным, сказочным лазурным теремком, построенным через несколько лет после смерти писателя…