МсСВУ. Интервью суворовца 1972-74. Ч. 3. Разное

Евгений Потто
--- Итак... Московское Суворовское военное училище.
Потапов Евгений Дмитриевич, суворовец 1972-74 годов, 2 рота, 3 взвод,  двадцать пятый выпуск

Интервью. Часть 3. Разное.
Некоторые моменты из наших предыдущих бесед для их адекватного понимания требуют уточнений или дополнений. Скажем, мне не совсем ясен подбор преподавателей и офицеров-воспитателей: по-моему, либо они не те, либо училище не то, что вы декларируете. Давайте с этого и начнем.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Никаких конкурсов на замещение вакантной должности преподавателя или офицера-воспитателя, конечно, не было. На работу в училище, скорей всего, попадали по связям и протекциям. Отбор какой-то, несомненно, был. Тогда много значила характеристика с прежнего места работы, послужной список

--- Но согласитесь, нельзя в воспитатели будущих генералов приглашать офицеров без высшего образования и преподавателей, которые не имеют никакой склонности к индивидуальной работе с воспитанниками.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
В части преподавателей с вами соглашусь. Относительно офицеров-воспитателей не все так просто и однозначно. Истина многовариантна. По-моему, выбор именно таких офицеров - один из вариантов правильного решения. Большинство офицеров воспитателей 2 роты были старше 40 лет, двое или трое не имели высшего образования и закончили средние военные училища (а, может быть, всего лишь офицерские курсы). Но непосредственно они привносили дух настоящей армии, бескорыстного служения, чести и справедливости. Несколько высокопарно. Однако молодые офицеры, с высшим образованием, ничего подобного с собой не несли. Капитан Ю. Е. Дмитриев, надменный, въедливый, злопамятный, но с хорошим высшим военным училищем и приличной общей эрудицией, не вызывал в нас ничего, кроме неприязни (а подчас - и ненависти). Старший лейтенант Ю.Л. Кириллов, выпускник Московского ВВОКУ, скромный, немногословный, неоригинальный (если не считать привычку сморщивать как-то враз все лицо), не оставил в нашей памяти заметного следа.

--- Перечислите их всех и кратко охарактеризуйте с позиции вашего тогдашнего и сегодняшнего мировоззрения

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Командир 2 роты майор (затем подполковник) А.А. Ежков[1] - выпускник среднего танкового училища, около 45 лет, спортсмен, справедливый в рамках классических военных традиций, честный, строгий. Обычно у таких командиров в полках и батальонах офицеры знают, что и как делать, к чему стремиться, укрывательство и бесчестные поступки порицаются, действуют суды офицерской чести, неуставные отношения (издевательства старослужащих над "молодыми") подавляются жесточайшим образом. Я не знаю, почему на момент перевода в училище (в возрасте около 40 лет) он был всего лишь капитаном. Тут можно только предполагать: за честность и прямоту состоял на плохом счете у начальства, не сумел по разным причинам получить высшее образование (не отпустили в академию - что наблюдалось очень часто, сам не захотел дальше учиться), высокая конкуренция среди офицеров, стечение обстоятельств.
Офицер-воспитатель 2 взвода майор В.Н. Овчинников - дельный, умеренно строгий, производивший внешне приятное успокаивающее впечатление.
Офицер-воспитатель 3 взвода майор А.С. Звягин[2] - с виду лет 45 (в реальности, видимо, моложе), невысокий, коренастый, закончил либо среднее военное пехотное училище, либо что-то вроде того, строгий, никогда не позволяющий себе шуток или избыточных фраз; с суворовцами разговаривал не иначе как командир с подчиненным. На меня производил впечатление человека честного, справедливого, хотя не сразу и не все в людях понимающего, но стремящегося познать подноготную каждого воспитанника, что ему, в конце-концов, в большинстве случаев удавалось. Я удивляюсь, почему он прощал мне несдержанность, недовольства и  резкие высказывания. Более того, он настойчиво выдвигал меня на должность секретаря комсомольского бюро, когда его любимцы (это были объективно примерные суворовцы, просто они отличались от меня по взглядам и воспитанию) были явно против меня.

--- Вы кто тогда были по взглядам?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Что-то вроде левого эсера (не путать с Боевой организацией) или раннего комиссара, еще идеалиста, бессребреника, но с револьвером в руке.
Офицеры-воспитатели 1 и 4 взводов Дмитриев и Кириллов - о них уже говорил.
В числе офицеров-воспитателей помню еще капитана Осипова - он вскоре уволился в запас, и прапорщика-здоровяка Казанова, из спецназа, которого забрали потом куда-то по назначению.

--- Охарактеризуйте сержантов-воспитателей? Интересный институт.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Ну, это я их так назвал. Но, безусловно, очень удачное изобретение. Простота и ясность, невыветрившийся дух войсковой казармы. В памяти и записях сохранилась только первая "каденция", которые приняли нас с гражданки и командовали нами во время курса молодого бойца (молодого суворовца), а затем сопровождали нас на протяжении 1 четверти 1 курса.
Ефрейтор (потом мл. сержант) Сладков, 1 взвод; мл. сержант Камышенко (потом сержант), 2 взвод; сержант Базаев[3], наш, 3 взвод; сержант Терехов (потом ст. сержант), 4 взвод. Все они были интересные и понимающие свое дело личности.
Плюс ротный материальный старшина прапорщик Савин В.Я., лет 40. Мы мало с ним соприкасались. Мое отношение к нему скорей хорошее. При нем наши личные "домашние" чемоданы хранились и выдавались четко по правилам; когда из фуражки вытаскивали пружину - он выдавал новую; когда у меня (или у кого-то из моего отделения стащили шинель), немного "помурыжил", но выдал другую.

--- Как это "стащили шинель"?! Важный, заметный и дорогостоящий предмет! Суворовец ее сам потерял или ее унесли из помещения общего хранения ротного имущества? За общее хранение должны отвечать отцы-командиры и тот же прапорщик.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Не будем понижать тему. Отмечу лишь, что плохая организация ротного материального хозяйства (в т. ч. "исчезновение" художественных книг, пружин, хлястиков от шинелей, шинелей, пр.) не делает чести всему ротному командованию. Добавлю, ради справедливости, что в высшем военном училище подобные "исчезновения" на 1-3 курсе, когда жили в казарме, происходили значительно чаще.

--- Это же подавляется мгновенно! Назначается комиссия для разбирательства по каждому случаю. Какие тут трудности?! Все люди на виду, находятся в одном помещении, местонахождения каждого возможно установить по минутам - виновника можно найти мгновенно.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Абсолютно с вами согласен. Точно так же, в бытность свою офицером в воинских частях, я никогда не видел трудности, чтобы не подавить в своих подразделениях даже малые намеки на неуставные отношения. Но в целом, ментальность высшего военного руководства и офицерства, начиная с капитана, была другая. Честь, достоинство, система ценностей, набор взглядов - все это воспитывается десятилетиями и исчезает в считанные недели. Где-то и когда-то имели место серьезные упущения.

--- Ладно,  ограничимся общими фразами. Охарактеризуйте других офицеров училища, с которыми вам довелось общаться.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ.
Тут буквально три-четыре фигуры.
Начальник клуба, капитан Вайнер, лет 34, производил впечатление мягкого интеллигентного человека, возможно, не из кадровых военных.
Кто-то из политической части (скорей всего, сам полковник Дядьков) объявил мне благодарность за хорошее выступление на семинаре комсомольских активистов, а потом беседовал с нами перед отправкой на какую-то общегородскую конференцию.
Поразил офицер подполковник, дежурный по училищу, который застал меня после отбоя в классе, когда я решал домашние задания ВЗМШ (Математической школы МГУ[4]). Я объяснил ему, чем занимаюсь. Помню с какой ненавистью этот немолодой человек, отдавший всю жизнь армии, посмотрел на меня (щелкопера, по его понятию); он буквально выкрикнул: "Немедленно прекратить! Марш в спальню!"
Еще запомнился какой-то прапорщик с большим комком ключей, распоряжающийся сборной командой суворовцев, посланных в ЦПКО[5]  для уборки территории старой усадебной части. Меня там так все заворожило, что я просил его открыть для меня то одно, то другое помещение в надежде увидеть явные признаки старого усадебного быта. И он, ничего не спрашивая и не выражая недовольства, отпирал двери.

--- У амбициозных военных мемуаристов нередко встречаются разные рейтинги, классификации, своеобычные объяснения событий и явлений (выдающихся личностей, побед, поражений).
У Фридриха Великого, Суворова...
Барклай-де-Толли приводит в своих Записках о 1812 годе таблицу с оценками по основным полководческим качествам самых известных российских военачальников, поместив туда и себя.
У лицеистов первого набора (т. е. Пушкинского) рейтингование (определение кто и какое место занял) производилось чуть ли не по каждому чиху (единице по предмету, статье в стенгазету, особо удачной или неудачной шутке, попаданию впросак, ловкости в игре,  подглядывании за фрейлинами, интрижками с горничными).


ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Пушкинское "Блажен иже сидит к каше ближе"

--- Да. Что-то подобное у вас было? Может быть, прогнозы, предвидения. Какое-либо культурное потрясение.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Дети военных ориентировались на своих родителей - они считали, что родителям жизнь удалась, и желали себе такого же. Я занимался  прогнозами более в теоретико-методическом или, как сегодня говорят, промоутерском ракурсе. Вместе со мной увлекался этим А. Миронов. В классической карьерной фабуле офицера существовали стандартные сроки: обучения в военном училище (4-5 лет), обязательной выслуги между званиями (от лейтенанта до старшего лейтенанта - 2 года, до капитана - 3, до майора - 3, до подполковника - 4...) и т. п. Получалось, что звание полковника можно получить только в 39 лет. Мы искали возможность сократить сроки. Выкладки были нереальные, основанные на юном неведении, но идею поддерживали, не давали угаснуть. Предполагали раньше срока закончить военное училище (сдать, например, после 2 курса еще и за 3-ий), отличиться по службе и досрочно получить звание капитана, майора, полковника, к 25 годам закончить очную или заочную адъюнктуру, защитить диссертацию, написать 2-3 книги, а в 28 лет защитить докторскую диссертацию. Иногда к нашим рассуждениям присоединялись Н. Сычиков, П. Оневский, В. Матиенко, А. Мохунь. Сычиков стеснялся в открытую говорить о карьере. Оневский говорил, что мы дураки. Матиенко, будучи из украинской полковничей семьи, знал кто, когда и куда его устроит. Мохуня все эти наши рассуждения,  особенно научная деятельность и написание книг, мало интересовали, но в целом мои расчеты он поддерживал и рассказывал, что в ХВВКИУ, где учился его знакомый и куда собирался поступать после СВУ я, все именно так: и научная работа курсантов, и адъюнктура, и, наверно, можно сдать за курс вперед.
Как-то уже на втором курсе группа плохо и среднеуспевающих суворовцев сделала кальку с нашего взвода на государственный уровень. С. Ломака - Министр обороны и Глава государства; я - Генеральный секретарь и Министр образования; В. Малышев - президент Академии Наук.

--- Почему вы подчеркиваете "группа плохо и среднеуспевающих суворовцев"?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Кто конкретно составлял это рейтинг, не знаю, но вряд ли С. Соболев, П. Оневский, А. Егоров - постоянные претенденты на первенство в учебе - согласились бы на такое выделение Малышева и меня.

--- Но какие-то основания для подобных классификаций все-таки были. Скорей всего выделялись люди, как в советское время говорили, "со стержнем".

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Вот! Точное определение. Не по пушкинскому критерию "кто сидит к каше ближе" (т. е. имеет более высокую успеваемость),  хотя отличников всегда ценю высоко. Уже тогда, в семнадцатилетнем возрасте, такие личности "со стержнем" просматривались. Назову их. Группа родственных мне по духу: С. Ломако, А. Миронов, Н. Сычиков, А. Мохунь. Группа неродственных,  а порой и враждебных мне по духу: А. Матвеев. С. Соболев, В. Малышев, В. Жестков, П. Оневский, С. Котельников.

--- Интересно, кем они стали.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В Википедии их точно нет. В списках выдающихся выпускников военных училищ и академий я этих фамилий не нашел.

--- Совсем ничего?!.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В Интернете есть разовые второстепенные упоминания.

--- Следуем по плану. Назовите культурное потрясение. Это же Москва! Скажем, повели вас в театр и - всех потрясло авангардное представление вроде "Жизнь Хоакина Мурьеты". Или - всех впечатлила какая-то картина в Третьяковке или Музее им. Пушкина...  В Москву привозили первейшие мировые шедевры. Сокровища гробницы Тутанхамона, Мону Лизу Леонардо да Винчи, выставку живописи из коллекции Арманда Хаммера, в 73 году приезжал Шагал... Проходил Международный Московский кинофестиваль -  о нем гудел весь город. Череда комсомольских и партийных съездов и конференций - вас же туда выставляли как лучших  представителей армии и советской молодежи - телевидение, шикарные интерьеры, в залах и холлах знаменитости и первые лица государства...

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Охотно в театр ходили единицы. Ленкомовская рок-опера "Жизнь Хоакина Мурьеты" многих наших, особенно московских и музыкально грамотных, наверно, увлекла бы, веяния к тому в обществе и в кругу суворовцев были - но ее премьера состоялась спустя несколько лет после нашего выпуска. Выставку Шагала не помню, Наблюдал весной 1974 очереди на Джоконду перед Музеем живописи им. Пушкина - можно было занять очередь, примелькаться, подремать часок, сидя на бордюре, потом отлучиться и прийти часов через шесть - общим любимцам суворовцам это позволялось, но не было абсолютно никакого желания.  Такие вещи, вообще-то, для профессионалов и для эмоционально лабильных реципиентов, которые могут навоображать себе из ошибочного мазка  целую Галактику, а мы - уравновешенные, просеянные через десятки медкомиссий. О том, что проходит ММКФ узнал случайно, когда прогуливался по ул. Горького (Тверской) близ кинотеатра Россия - просмотрел фильма четыре конкурсных, все не понравились, запомнился лишь фильм про Эдит Пиаф и ее любовника-спортсмена. Кажется, тогда, в рамках внеконкурсного показа, шел "Солярис" - мои товарищи (человек пять) ушли с середины, а мне картина очень понравилась, с первых кадров до последних.
Относительно выставления нас на официальные государственные, партийные, комсомольские и т. п. мероприятия. Для нас это была работа. Выйти в зал или на сцену строем, четко повернуться, постоять у знамени или под портретами вождей, выкрикнуть здравицу или приветствие... По холлам побродить редко получалось, нас сразу же увозили.

--- Кстати, на чем привозили и увозили?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В тентованных военных машинах, оборудованных для перевозки личного состава.

--- Теперь про кадетские традиции.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. При нас существовали три  градации суворовцев (кадетов). "Настоящие" кадеты - это те, которых набирали в военное и послевоенное время, подчас из фронтовиков и рабочих военных предприятий, подчас награжденных медалями и орденами, полубеспризорных детей, у которых погибли родители, сгорели дома - они учились по 5-7-10 лет, и сытую, обустроенную и справедливую жизнь видели только в СВУ. Они гордились своим образованием, дорожили своими льготами. При них в военных училищах, куда они выпускались после СВУ, и потом в воинских частях, где они служили, существовали неофициальные организации (союзы) суворовцев, проводились собрания, были свои суды чести и т. п.
Потом, в 60-х годах,  пошли трехлетчики - не "настоящие", но приравниваемые к ним. Затем, с начала 70-х, мы - первые двухлетчики, тоже еще близкие по духу к "настоящим".
С конца 70-х началась деградация суворовских училищ. Свою задачу институт, хорошо или не очень, но  выполнил. И было бы справедливо в историческом плане, если бы к середине 80-х Суворовские военные училища закрыли, а на их основе и под другим названием (чтобы не срамить хорошую исходную идею) сконструировали - коли  востребовано в обществе - нечто парниково-экзотическое, вроде телевизионной сериальной концепции (название сериала точно не помню,"Кадетка" или "Кадеты").
В мою бытность организации суворовцев, суды чести в той или иной мере обозначались в некоторых общевойсковых подразделениях.

--- А вы могли бы создать такие организации в своих воинских частях, когда служили?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Мог бы. И, наверное, создал, если бы более и менее знал хотя бы человек 6-7 из выпускников СВУ. Но в высшем ракетном военном училище таких было всего 2 чел (за все время обучения; один на курсах старше и один на курсах младше). А в воинской части, куда я был распределен после высшего военного училища, и в военном управлении, куда входило несколько частей, не было, кроме меня, ни одного бывшего суворовца.

В МсСВУ 1972-74 гг еще сохранялся общий дух кадетской чести, уже несколько подпорченный коррупционно обусловленным контингентом воспитанников и воспитателей. Отдельные взвода абсолютно выпадали из кадетской легенды. Но отдельные группы суворовцев считали обязательным для себя отметиться тем или иным символическим действием, хотя бы в момент выпуска. Недальновидность и непримиримость училищного и более высокого командования привело к тому, что в перечне остались только дерзкие поступки, граничащие с хулиганством. Выпускному курсу полагалось вывесить кадетский флаг на трубу котельной или на другую трудно доступную точку на территории училища. Также надлежало отметить белыми полотнищами (кусками ткани) казармы, плац, трибуну, КПП. А в идеале, надо было еще забраться на купол Филевской церкви и растянуть на кресте кадетские кальсоны.
Выпуск 1974 г. отработал по этой части достойно - отметился многими мероприятиями с флагами, правда, водворить кальсоны на собор не удалось, так как там постоянно дежурили военные и милицейские патрули.
В моем дневнике упомянут эпизод, когда ночью, обманув бдительность училищной охраны (дежурных служб) кадеты-разведчики водрузили флаг на котельную, и гипертрофированный интеллигентик-лейтенант, дежурный или помощник дежурного по училищу, умирая от страха, лез на высоченную трубу, чтобы отвязать и сбросить вниз полотнище и древко. 
Из подвигов 3 взвода 2 роты: "20.05.1974, понедельник. Вчера Чалый, Зиминов, Егоров и Котельников вывесили над плацем кадетских флаг. Майор Зятиков срезал провод и снял".

--- Остается еще много неоговоренных пунктов. Я тут себе выписал перед нашей встречей. Перечислю сначала общим списком разные "мелочишки", как выражались в журналах XIX в., а вы кратко пробежитесь по ним.
Не может быть, чтобы в библиотеку вообще не ходили. Надо же было по предмету "русская литература" читать программные вещи Тургенева, Некрасова, Толстого, Достоевского.
Зачем суворовцы старались исправить тройки? Ведь все равно распределят в высшее военное училище.
Балы, девушки.
Лагеря и полигонные ученья. Как часто? Где? Чем там занимались? Это, наверно, увлекательно.
Парадная подготовка, ночные репетиции на Красной площади, сам парад.
Наряды, караулы.
Сколько человек было в отделении, взводе, роте?
Вы обещали дать список высших военных училищ, которые были рекомендованы вашей роте.
Санитарно-гигиенические условия в казарме и вообще.
Про некоторых учителей: не такие уж, видимо, они были чужие и отстраненные, раз присутствовали именно у вас в роте на выпускной линейке.
Среди недели в увольнение отпускали?
Вечером после ужина почти два часа свободного времени - чем конкретно занимались?
Кадетские стандарты по военной форме.
Как выглядела спальня?
Энциклопедии, справочники, журналы, газеты  в Ленинской комнате были?
Как отправляли группу суворовцев на концерт, творческую встречу, в музей? Добровольно? Или оглашали фамилии? Вы говорили, что добровольцев было мало.
Кто из известных артистов приходил на училищные кинолектории?
Суворовцы часто ходили в городе в кино. Вблизи от вас на Кутузовском и Калининском проспекте кинотеатры "Октябрь", "Художественный", "Стрела", кинотеатр у метро "Киевская", забыл название, у метро "Багратионовская" и еще штук 5 - в зоне получасовой досягаемости, т. е. можно было ходить и в выходные, и среди недели. Вам билеты выдавали бесплатно или был какой-то личный или коллективный абонемент?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. По-моему, художественная библиотека была отдельно от учебной. Все необходимое брали в учебной. Но чтобы кто-то читал "Преступление и наказание", "Войну и мир" или Некрасова не припомню.
Исправлять тройки заставляли офицеры-воспитатели, чтобы улучшить картину с успеваемостью взвода и роты.
Балов не было. За два года прошли два ротных вечера, на которые  приглашали первых попавшихся девушек из ближайших ПТУ и техникумов, которые не понимали, куда они попали и смотрели на нас как на дурачков или инопланетян.
Лагеря, полигонные ученья, парадная подготовка, парад, лыжная подготовка уже упоминались. При умном подходе и хорошей организации - это сродни искусству. У нас же была ломовая работа, бездумная муштра. Считалось, что многократными повторениями одного и того же (по сотням и тысячам раз) можно добиться совершенства.
В караулы суворовцев не наряжали. Существовали наряды на работу и наряды по роте.
Наряды на работы - это наказание, которое щедро раздавали сержанты-воспитатели. Эти наряды не были обременительными, так как суворовцев и без того периодически посылали, всем ротным составом, собирать листья на плацу, смолить лыжи, чистить дорожки от снега и т. п. Наряды по роте продолжались 24 часа, были напряженными и утомительными. Дежурного (вице-сержанта) постоянно вызывали то к одному, то к другому начальнику; замечания и строгие предупреждения поступали непрерывным потоком: почему ваши дневальные сидят, а не работают, почему из столовой пришли на 10 мин. позже, почему окно во второй спальне открыто, на плацу напротив нашей казармы кто-то высыпал горсть семечек - куда вы смотрели, кто включил в неположенное время телевизор в холле, в туалете пахнет дымом - значит вы позволяете курить, двух суворовцев роты задержали за неприветствие старшего по званию в ларьке военторга, куда они отлучились без разрешения... Дневальный был обязан стоять два часа на тумбочке, приветствуя каждого входящего и выходящего офицера, дублировать команды старшины (старшего роты), а в другое время непрерывно убирать территорию, которая ему досталась по жребию (натирать до блеска намастиченный паркетный пол, протирать влажной тряпкой плинтусы и подоконники, мыть раковины и туалеты).
В отделении было 8 чел., во взводе - 24, в роте - около 100.
Сангиг [6]. Внешняя одежда и нижнее белье у нас всегда были чистые. Носки стирали каждый день, портянки меняли в банные дни, а если они особо загрязнялись или приобретали неприятный запах (обычно они пахнут не потом, а обувной фурнитурой), то стирали и их.
Мыло, зубной порошок выдавались регулярно. Душа в казарме не было. Вода только холодная. Считалось, что отсутствие горячей воды - один из важных факторов воспитания в военнослужащих стойкости и выносливости.
Из учителей на выпускной линейке присутствовали не те, которые испытывали симпатии к тому или иному подразделению, а - которых назначили в приказном порядке.
Среди недели в увольнение отпускали, но требовалось объяснить по какому поводу. Уважительными причинами считались: приезд родителей или просто навестить московских родственников. Я отпрашивался в театр, на вечерний спектакль, или на открытый семинар в математическую школу - причины считались неуважительными, но тоже обычно отпускали.
Вечером после ужина занимались на спортплощадке у линии метро "качанием" (силовыми упражнениями) или сидели в полумраке в спальне и слушали заунывные дворовые песни под гитару (исполнителей было достаточно).
Кадетские стандарты по военной форме: брюки, китель должны сидеть в обтяжку, фуражка с хорошо натянутой пружиной, шапка расчесана щеткой и слегка подвернута сзади, ботинки начищены до зеркального блеска, клеш 27-29 см (а для ухарей - аж 32), ремень в надраенной бляхой заметно расслаблен и налегает на вторую пуговицу снизу, шинель коротко обрезана (40-53 см от земли).
В спальне стояли кровати в один этаж. При каждой кровати тумбочка и табурет. Поверх верблюжьего одеяла постель убиралась белым покрывалом, на покрывале наводились стрелки и острые углы. Кровати взвода выравнивались по всем направлениям. Сидеть и лежать на кровати вне отбоя было запрещено. Запрет соблюдался. Спальня отгораживалась от широкого и высокого коридора деревянной перегородкой и большой дверью, с мутным декоративным стеклом. В спальне размещались два взвода. Наш 3 взвод располагался в одной спальне с 4-ым. Никаких насмешек, типовых армейских "шуток" (например, разбудить ночью "сходить пописать"), шумов и праздной ходьбы не позволялось.
Не помню, что было в Ленинской комнате из пригодного для чтения. Энциклопедий, справочников и художественных журналов - не было точно; я в них нуждался. Ответы на появившиеся вопросы находил во время каникул, дома, в заводской библиотеке, или изредка ходил в училищный читальный зал.
На культурные мероприятия, где требовались не только присутствие, но и участие (сказать краткое приветственное слово, задать вопрос, принять участие в тематической беседе и т. п.), отправляли персонально (первоначально - в клуб, политодел, место сбора в штабе или в др. помещении, где ждал ответственный офицер или преподаватель). Общее отправление суворовцев в театр или на концерт выглядело комически. Желающим предлагали выйти из строя и получить в канцелярии роты билеты. Человек восемь из роты уходили переодеваться в парадную форму. Остальных после текущих разбирательств, нареканий и предупреждений наряжали покомандно на хозяйственные работы. Сразу появлялись новые желающие пойти в театр, однако на их просьбы командиры не обращали внимания.
В музеи чаще ходили организованно, всей ротой.
На училищные кинолектории, торжественные культурные мероприятия и концерты приезжали молодая певица Толкунова, народный артист Любезнов, композитор Лядова, творческая группа фильма "А зори здесь тихие" (а исполнитель роли старшины Васькова А. Мартынов был у нас несколько раз), кажется, еще популярные телеведущие Дитятев и Писаренко, танцор Шубарин (известен по фильму "Небесные ласточки"). На концертах в ЦТСА (или в ЦДСА), в Доме Союзов, в Кремлевском дворце в дни общеармейских праздников, где мы неизменно присутствовали, выступали самые первые и титулованные артисты страны и вновь открытые дарования: Зыкина, Воронец, Гнатюк, Лядова, Пахмутова, Ильинский, Кобзон, Лещенко, лауреаты последнего конкурса артистов эстрады Кирюшкины...
Билеты в городские кинотеатры покупали за свои (родительские) деньги.

--- Генералов и соотносимых с ними по званию многих знали?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Вообще? За всю жизнь? Если считать работников различных военизированных служб и гражданских чинов, аналогичных статскому советнику и выше - то многих.

--- Ваше мнение о них?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В части квалификации и морального облика? Точных статистических сведений, выявляющих стойкую закономерность, я собрать не смог, хотя и старался. Особенно по военным. Мне иногда казалось, что их  трудно разговорить на профессиональные темы, потому что они недостаточно знают теорию и статистику. Мне приходилось наблюдать военных на научно-практических семинарах и конференциях - их доклады хуже, чем гражданских специалистов, причем не только по военно-историческим вопросам, но и по отдельным аспектам вооружения, военной стратегии и тактики. В быту и на светских раутах они держат себя подчеркнуто солидно, на военные темы почти не говорят. В политических событиях и популярных исторических темах ориентируются хорошо, но без проникновения в дипломатические, исторические и пр. тонкости. Помню, на конференции один поверхностный правозащитник-русофоб стал ехидно говорить, что танк Т-34 не шел ни в какое сравнение с "Тигром" по бронированию и огневой силе. Привел в пример неумные мнения авторитетных писателей-фронтовиков В. Быкова и В. Астафьева: как наши хваленые "тридцатьчетверки"  при виде "Тигра" драпали без оглядки во все стороны. И оппонент, генерал-майор, вместо того, чтобы разделить разные сути, стал посыпать голову пеплом: вот. де, не смогли...  немецкая конструкторская мысль оказалась сильнее... Абсолютная чушь! Во-первых, исходно рассчитывали, что на одного "Тигра" будем терять по 3-4 Т-34 - и от этого все равно окажемся в выигрыше,  ибо на себестоимость одного "Тигра" мы сможем построить семь Т-34. Аналогичным образом обстояло дело у американцев - с "Шерманами". Относительно "драпали"; точно так же поступали Panzer III и Panzer IV при встрече с КВ и ИСами - существовали специальные приказы и распоряжения командования, чтобы в малом количестве и без предварительной  планировки боя на местности средние танки в бой с тяжелыми не вступали.

--- Прохиндеев много?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Среди генералов - нет. Среди полковников - довольно много.

--- Но и полковников намного больше, чем генералов. Почему из ваших никто не стал генералом? В ваших словах как будто прослеживается некоторое сожаление. Кого и что винить? Несправедливость, стечение обстоятельств, плохие люди, отсутствие социальных лифтов?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В современном обществе по этому поводу чрезвычайно искаженные представления. Я имею в виду карьеру как концепцию и неизбежную реальность, и социальные лифты, которые у нас никто не может обозначить и перечислить. Профессиональная армейская служба как раз и была одним из эффективных социальных лифтов. Молодой человек из самой простой и очень бедной семьи, из глухой деревни, мог запросто дослужиться до чина капитана. При некотором старании - до майора и подполковника. Объективно это очень значительные чины. По Петровской табели о рангах -  9-7 классы (например, Пушкин имел 9 класс, Тургенев - 10-ый, Герцен - 7 ой). А то, что имеем дело именно с социальным лифтом,  подтверждает сравнение: стать на гражданке начальником цеха, заведующим отделом КБ, заместителем директора среднего завода - должности и чины эквивалентные 9-7 классам - было очень трудно, гораздо трудней, чем выслужиться в армии.
Относительно ускоренного продвижения людей из влиятельных семей, с деньгами и связями. Этот фактор может справедливо возмущать лишь до 1991 года. В буржуазной системе деловых отношений, в которую с таким восторгом страна устремилась, чуть ли не весь управленческий корпус - от небольшого ресторана до крупной компании - состоит из родственников, любовниц, выгодных лиц, представителей (детей и родственников) выгодных лиц, друзей друзей. Вы что, всерьез считаете, что дети пэров и лордов, даже если они наркоманы, ловеласы, скверно учились в колледже и т. п., работают токарями на машиностроительных заводах или бухгалтерами в конторах по городскому благоустройству?! Та же закономерность насаждается в новоизбранной формации и в профессиональном образовании: одни вузы и факультеты - для элиты, другие - для прочих. С урезанным образованием "для прочих" ты, будь хоть семи пядей во лбу, не сможешь конкурировать с избранными.
Мои сожаления, если и имеют место, то простираются именно на 70-ые и ближайшие к ним годы. Тогда вузы для элитарных представителей были малочисленны [7], а общие возможности справедливой карьеры, заданные эпохой конца 50-х-60-х годов, оставались еще более и менее значительными.

--- И все-таки можно констатировать, что в ваше время в карьерном плане СВУ не давало никаких особенно привлекательных льгот. Зачем некоторые вполне устроенные и благополучные молодые люди шли в Суворовское училище, когда запросто могли бы поступить в ту же академию Дзержинского или в то же высшее военное училище с гражданки?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Из деревни и малых населенных пунктов, где существовали значительные трудности с возможностью получения хоть какого-нибудь высшего образования - из нашего взвода было человека два-три. Человека четыре приехали из военных городков; дети военных - это обычно проблемная молодежь. Плюс запущенные дети влиятельных родителей и сироты - человека три. Для них Суворовское, с твердым распорядком дня, с самоподготовкой, с наказанием за плохие отметки, наверно, являлось благом. Выражаясь современным маркетинговым языком, они и их родители правильно оценили риски. По остальным трудно что-то сказать однозначно. Зачем, скажем, отличник и призер Всесоюзного первенства по бальным танцам С.Соболев поступил в Суворовское (причем даже не после 8 класса, а после 9-ого)? Или кандидат в мастера спорта по плаванью В. Федотов, проживающий в крупном областном центре и не испытывающий особых затруднения в учебе (тоже после 9 класса)?! Возможно, у их родителей возникли опасения, как бы возлюбленных чад не поглотила богема, сопровождающая раннюю известность и частые отлучки из дома.

--- Вот вы лично, поступили бы в Харьковское училище им. Маршала Крылова, если бы не учились в МсСВУ?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Я бы туда не пошел. Я бы закончил ВЗМШ, откуда был прямой путь на мехмат МГУ. Но! Относительно того, зачислили бы меня в ХВВКУ или нет, если бы я приехал и сдал экзамены по общему списку - однозначно утверждать не могу. Училище коррупционное; 60-70% курсантов имели богатых (допущенных к дефициту и всем социальным благам) родителей или родственников (московских, киевских, харьковских), властную поддержку, связи. Поэтому "неблатного" могли отсеять по любому поводу. Связи свои все тщательно скрывали, и только на распределении вдруг выяснялось, что у самого честного и скромного парня "рука" настолько сильна, что ему выдают направление не в забытый богом Тюра-Там (типичное направление для выходцев из социальной мелкоты), а на Камчатку, где двойной оклад, год за два, обязательная замена на Москву или другой большой город, да еще не на старшелейтенантскую, т. е. самую нижнюю, а сразу на майорскую должность.
Так что Суворовское становилось в ряде случаев существенной подпорой.

--- Что у вас в блокноте записано помимо дневниковых ремарок?

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Домашние адреса и телефоны нашего взвода. Расписания уроков. Тексты песен, которые тогда нравились (шутливые Высоцкого, Березовый сок, За того парня, из "Семнадцати мгновений весны"). Петровский табель о рангах. Анекдоты, только что услышанные. 4 записи рассказов фронтовиков. Разговоры крестьян (этнография). Кадетские байки. Приемы самбо. Вклейки газетных вырезок про МФТИ , мехмат МГУ и правила поступления в аспирантуру. Выписаны понравившиеся моменты из "Как закалялась сталь" и из Стендаля про Наполеона. Медицинские рекомендации, как сохранить в зрелом возрасте бодрость и здоровье. Памятка, как обращаться с подчиненными офицерами и солдатами.

--- Кадетские байки, прочитайте несколько.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Они не оригинальные, скопированы в значительной части с известных солдатских. Например,  "первый год службы - "Без вины виноватые", "кадет в наряде на кухне - "Багдадский вор", "разнос ротного - "Еще раз про любовь", "кадет на педсовете - "Верьте мне люди".
В наряд на кухню суворовцы не ходили. Явления педсовет в ее базовом смысле в училище, похоже, не существовало.
Список высших военных училищ, рекомендованных выпускникам нашей роты.
ВВОКУ: Московское - 7 мест, Ленинградское - 2, Орджоникидзевское - 3, Ташкентское - 2, Алма-Атинское - 10, Бакинское - 4, Киевское - 2 на разведфак и 5 обычное. Танковые училища: Казанское - 2, Ташкентское - 3, Ульяновское - 2, Харьковское - 3, Челябинское - 2. Артиллерийские училища: Коломенское - 3, Ленинградское - 3, Одесское - 2, Тбилисское - 2, Сумское -2. Зенитно-ракетные: Ленинградское - 2, Полтавское - 1, Смоленское - 3. Училища связи: Свердловское - 2, Ульяновское - 2. Политические училища: по 1 чел - Донецкое, Курганское, Ленинградское, Львовское, Свердловское, Ростовское, симферопольское и 2 чел - Новосибирское. А также: 2 чел - Самаркандское автомобильное и 2 чел - Рязанское воздушно-десантное.
В реальности список исполнен разве что на половину.

--- По адресам и телефонам одногруппников назовите, из каких городов.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Ярославль, Нерехта, Гусь-Хрустальный, Павлово, Орел, Воронеж, Ногинск, Одесса, Джанкой, Липецк (два человека), Курск, Белгород, Москва и города ближнего Подмосковья - 5, военные городки - 3, мелкие населенные пункты (Рязанская и Тульская обл.) - 3.

--- В самом начале нашего разговора мы предполагали большой раздел "Москва - столица - в жизни суворовца".

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. Об этом частично сказано. Некий колорит задан. Больше, наверно, и не нужно.

--- Все-таки, в заключение нашей беседы, очертите эту сторону жизни суворовца МсСВУ. вашей памяти, какими-нибудь яркими, может быть забавными, историями и картинками.

ЕВГЕНИЙ ПОТАПОВ. В Парке Эрмитаж можно было взять бутылку лимонада, налить в стакан и уставиться в одну точку. Тут же из-за соседнего стола со своим пивом и таранькой перебирались к тебе два немолодых мужика.
- Филонов и Малевич - мазня, - говорил один, видимо, для меня. - Сейчас один молодой парень интересно работает. Принялся за фундаментальный русский цикл - будет, как у Рубо,  огромная панорама. Может быть, триптих. Русь святая, от изначалья до сегодняшних дней.
- Кич, - возражал второй. - Что он до этого написал? Ну что?! Тракторы в поле...  - Мне: "Пиво будешь?"
- Нет
- Ему нельзя. Но ты подожди возражать. Малевич - чертежник, Татлин - слесарь. Я тебе его лестницу в коммунистическое небо молотком и отверткой за один день соберу.
- Ну, и что?!
- А у Глазунова каждый эскиз - соскол с Вечности.
Я готов был слушать часами.

В ЦТСА чаще всего попадали на спектакль "Давным-давно". Ожидали: вот сегодня уж точно будет Голубкина. Но все время играла другая.
В МХАТе шел спектакль "Кремлевские куранты" по пьесе Погодина. Смотрел раз шесть. Хорошая постановка? Да. Но не потому шесть раз. А потому что на него чаще всего выдавали бесплатные билеты.

В Панораму Бородинской битвы водили раза три. Мне она не понравилась. Севастопольская панорама того же Рубо сделана аккуратней и понятней. Экскурсовод рассказывает:
- Вон там вдалеке, у Горок, на белом коне Кутузов
Я говорю:
- Один дым. Не видно ничего.
Лейтенант-стажер, легкомысленный наивный парень, только что окончивший среднее трехлетнее училище, дал мне бинокль.
Я увидел трещинки на холсте и большую муху.

В Музее Бородинского поля кто-то спросил:
- Получается батарея Раевского стреляла не в ту сторону, а по нам?
Женщина подвела нас к окну:
- Вон там Утицкий лес, Спасо-Бородинский монастырь стоит ровно на Багратионовских флешах, ближе к нам деревня Семеновское - это левый фланг русской армии. За той стеной, - показала на противоположную стену музея, - по дирекции, река Колочь и село Бородино.
- А мы где?
- В яме. Тут гренадеры Бонами накапливались.[8]



__________________________________

1  Сан Саныч (Александр Александрович)
2  Алексей Семенович
3  Николай
4  Я не оставлял занятия там до конца 1 курса СВУ, хотя было ясно, что это напрасная трата времени и математика на научном уровне мне уже никогда не пригодится.
5  Парк Горького
6  Санитарно-гигиенический фактор
7  МГИМО, Институт иностранных языков им. Тореза, Военно-дипломатическая академия, факультеты международной торговли в некоторых университетах. Огромные усилия и связи требовались, чтобы устроить отпрыска в торговый или юридический институт. Театральные вузы были "карьерно обусловленными" не сами по себе, а лишь в том случае, если выпускников курировали значительное время после окончания: устраивали распределение в лучшие столичные театры, добивались назначения на заметные роли, предоставляли факультативы и приработки (кинороли, участие в записях радиоспектаклей, дубляж). Ярким примером здесь являлся М. Козаков, которых занимался всем, чего только мог пожелать человек его сферы деятельности, репетировал роли эпохальных персонажей, обращался с великими режиссерами, запросто уходил из знаменитого театра, легко возвращался... То, что для простолюдина без рода и племени считалось аморальным поступком, разрывом со средой, после чего его никуда не принимали, для Козакова, отнюдь не выдающегося театрального актера, плохого чтеца, красавца, быстро утрачивающего "товарную" внешность, считалось легкой шалостью, творческим поиском.
8  Пехотная бригада Бонами стремительным броском ворвется на  батарею Раевского и овладеет ею, но вскоре будет выбита отрядом Кутайсова и Ермолова. Генерал Бонами попадет в плен.


Ссылки на ч.1 Общее и главное и ч.2 Учеба:

http://proza.ru/2020/03/16/119

http://proza.ru/2020/07/08/86

__________________________________