Забавный случай

Евгений Шейнман
               
Евгений   Шейнман

         Это  случилось давным — давно  во времена моей молодости. Я только окончил институт (в Украине) и был  распределен в Ташкент на Тепловозо-ремонтный завод в кузнечный цех. У меня были смутные сведения о Ташкенте и, вообще, об Узбекистане. Для меня это была экзотическая страна, о которой моя бедная мама  сказала, что там водятся москиты (для нее  это распределение, также, как  и для меня, было полной неожиданностью).
             Выехал я в Ташкент в начале сентября. В Москве, через которую я проезжал, было промозгло, а когда я приехал в Ташкент, меня поразил контраст - яркое солнце, лето в разгаре, женщины в ярких одеждах. Это впечатление праздника осталось на все 40 лет, которые я прожил в Ташкенте , городе , который я полюбил навсегда.
             Я поселился в заводском общежитии, в комнате, где жили шестеро парней - русские и узбеки. Мы подружились. Рядом с моей кроватью  была койка Холмирзы, с которым я особенно сблизился. Должен сказать , что ,если дружба искренняя, то узбекский парень готов отдать последнее, всю  свою душу.
               Один из ребят часто ездил к себе домой, в кишлак. Как-то получилось, что в нашей комнате никто не готовил себе пищу, питались в столовой (заводской) и в буфете (в общежитии).  Конечно , обижаться на питание на Востоке не приходилось.
               К примеру, по окончании рабочего дня, пообедав в рабочей столовой, я выходил за ворота завода, и здесь же меня «поджидал» киоск ,где я покупал килограмм винограда за 15 копеек  (это был 1961 год). Пока я его доедал, меня ожидал на другой стороне улицы шашлычник, который издалека показывал два  пальца, мол, две палочки, я кивал головой. Пока я переходил улицу, он с поклоном подавал два шашлыка (так называемый, молотый),каждый по 15 копеек . На ходу я съедал шашлык и подходил к   тому  месту, где несколько  торговок продавали  помидоры, начиная с пяти копеек за кг. Самые лучшие помидоры, действительно ,великолепные, могли стоить 20  коп. Покупал 1 кг и с наслаждением их поедал по дороге .
             Можно было после работы на вокзале( он примыкал к нашему заводу)  купить за 40 коп порцию вкуснейшего плова, которым можно было  насытиться на целый день. Как- то, проходя через вокзал, я услышал разговор двух мужчин, один из которых,видимо, был  транзитным пассажиром. Он обратился к своему собеседнику: «Как классно вы здесь живете : я купил  плов за 40 коп и наелся на целый день!»
             Да,  в Ташкенте в то время (начало 60-х) все было очень  дешево. Резко жизнь подоражала  с 1966 года  после ташкентского землетрясения, когда «понаехало»  много строителей , которые платили за все, не торгуясь. Помощь их в восстановлении Ташкента была бесценна!
               Случай, о котором я хочу рассказать,  произошел вскоре после моего прибытия  в Ташкент. Нам хотелось побольше экзотики ,и мы стали просить парня из кишлака, чтобы он взял нас с собой, когда поедет домой в следующий раз. Он отшучивался, и не приглашал... И вдруг, в один прекрасный день , он заявил, что договорился с родными, и  что мы едем вместе!
                И,  вот, в воскресенье мы (несколько человек) поехали автобусом в кишлак. Приехали, с любопытством рассматривали все вокруг. Все было примерно так , как у нас  в старом городе : высокие  дувалы (глинобитные заборы),  за  которыми скрывались дома.
                Наш друг сказал, что сначала он поведет нас в дом старшего брата. Вошли в теплую, уютную комнату. Там уже сидело несколько мужчин на ковре. Женские голоса слышались из другой комнаты. Мы представились  по- русски, нам предложили присесть рядом на пол. Мы смущенно присели, было непривычно.
             Молодая женщина принесла кипящий чайник, другая девушка внесла маленькие симпатичные пиалушки, третья — лепешки,фрукты: виноград, персики, гранаты,урюк, вишни, арбуз, дыню и еще что-то, я  уже не помню. Затем женщины (в национальных платьях) удалились. Мы были в некотором замешательстве — это и есть известное узбекское гостеприимство?! Ну что ж, и это тоже было отлично, тем более был очень жаркий день,  и мы с удовольствием  пили   превосходно заваренный зеленый  чай, заедали лепешками и фруктами. Как только выпили весь чай из  первого чайника, тотчас же принесли второй. А затем и третий... Животы наши были наполнены до отказа, мы испытывали приятное состояние  довольства...
         И тут женщины внесли косушки (большие пиалы) с первым блюдом - шурпой, мужчины внесли бутылки с разноцветными напитками - зелеными, желтыми, розовыми. Нам пояснили, что  это были виноградные вина  разной зрелости, а значит и крепости. Также нам сказали, что на Востоке начинают обед с десерта, а потом уже переходят к главному блюду. Если бы мы знали об этом , мы бы не «выдули» столько чая! Без всякого удовольствия , мы приступили к  шурпе,  она была необыкновенно вкусной. Места в животе решительно не хватало... Я встал и пошел искать, где бы облегчиться , но... не тут -то было! За мной увязалась маленькая девочка (в красивом  национальном платьице), неся  мою косушку с шурпой  и делая знаки (по- русски она,по видимому,  не могла говорить), мол, кушай...
             Не помню, как я  избежал очередного чревоугодия и нашел то, к чему стремился... Вернулся, а там  подали центральное блюдо-плов - и главную выпивку - водку! Причем, сначала надо было пить водку, а потом есть плов, после плова можно пить уже только чай. Я тихонько сказал нашему товарищу, что я уже переполнен и  не могу больше ни к чему прикоснуться, на что он ответил, что это дом старшего брата, и ,если я не стану принимать участие в пиршестве, то  он обидится, а это просто невозможно. Таких мук я ,наверное, никогда не испытывал, хотя плов был вкуснейший.
      Я задремал , надо было приходить в себя, но не тут -то было! Нас подняли и повели к следующим родственникам. Там все повторилось, но в меньшем масштабе. Используя предыдущий опыт ,  я постарался снова  вздремнуть. Потом нас повели к следующим родственникам, где я уже  просто сразу заснул. Помню меня поднимали и вели еще куда-то, где я немедленно засыпал.
        Потом я подсчитал, что наше пиршество продолжалось  шесть часов подряд!
             Наконец, после трогательного прощания нас отпустили. Мы побрели к автобусной остановке уверенные, что  мы не сможем прикоснуться к еде не менее недели.
             И, о, чудо! За те полчаса, что мы ждали автобуса, нас совершенно отпустило... Что значит качественная еда! Хоть возвращайся назад! Домой мы вернулись в прекрасной форме.
              Мы долго вспоминали  об этом шестичасовом  пиршестве и намекали нашему товарищу, что, мол, мы не прочь повторить! Он только смеялся, да мы и сами понимали, что это обошлось недешево и повторить невозможно...
             В течение всей своей жизни я иной раз  вспоминал этот случай с приятным чувством, забыв о «муках», которые я тогда претерпевал, помня   об  уважительном отношении к нам представителей доброго узбекского народа .