Если видишь на картине 3

Вера Никонина
Моя игра в знатока живописи и стихотворца после обращения к шедеврам Пикассо и Гогена потребовала нового импульса.

– О ком писать? – задавала я себе вопрос подобно тому, как люди, поднаторевшие в писательском деле, спрашивают: «О чем писать?», и та или иная тема кажется им мелковатой. И как кстати пришелся мне тогда список художников, присланный по моей просьбе подругой, давней поклонницей многих искусств, в том числе и живописного. Список художников, достойных моего пера!

Только одно имя в нем меня насторожило. ПЕРОВ.

Но вот открыт альбом с репродукциями этого русского живописца. Боже, сколько узнаваемых с детства картин. Не они ли были самыми распространенными в неполитической печатной продукции советских времен? Украшали отрывные календари, висевшие на стенах в коммунальных кухнях, венчали ковры над кроватями кое-кого из наших соседей или моих соучениц? Или Мария Алексеевна, учительница первая моя, приносила репродукции картин Перова, и давала классу установку писать изложение? Разве припомнишь все обстоятельства знакомства с этим художником?!

Зато пришло время прочитать биографические сведения о Перове. Как драматично! Начиная с того, что Василий Перов был незаконнорожденным сыном тобольского прокурора барона Григория Криденера, впоследствии, впрочем, женившегося на матери  будущего художника. И заканчивая полным разорением Криденера, когда обучающийся в Москве живописи Василий остался без средств к существованию. Но талант пробился, а коньком Перова стала жанровая живопись.

И вот о ней стихами:

Если видишь на картине
Сгусток жизненных проблем:
Проповедник там спесивый
Или пьяненький совсем;
Впрочем, есть привал известный
И пытливый рыболов,
Странник, дети… Он – не пресный,
Правдолюбец наш, Перов!




Продолжение здесь http://proza.ru/2020/07/24/666