Прекрасная незнакомка

Алексей Пастушков
...Жила-была девочка. И играла она однажды дома у себя на пианино.

   Было то в государстве Cоветском, в республике Эстонии, на острове Сааремаа, во граде Кингисеппе, ныне Курессааре, в 50-х годах ХХ столетия нашей эры.

   А во дворе гулял мальчик. Услышал он ее игру, и так она ему понравилась, что тоже захотел он учиться играть.
 
   И пошёл он в музыкальную школу. И учился даже несмотря на то, что не имел дома музыкального инструмента.

...Прошли годы, и родился у него сын. Но у него особого интереса музыка не вызывала, хотя пианино дома было - то самое, которое появилось у папы ближе к концу учёбы в музыкальной школе и на котором папа учил немного его играть. Но бабушка предложила ему пойти учиться в музыкальную школу - он и пошёл, потому что и против не был.
 
   И так ему понравилось, что после окончания музыкальной школы даже и в музыкальное училище поступил. Где играл и на рояле "Estonia".

   Было то уже в государстве Российском, во граде Орле.

   Кстати, Курессааре с эстонского переводится "Журавлиный остров", а ещё раньше именовался Аренсбург - по-немецки "Орлиный замок".

   Папа же тем временем недалеко от берегов Москвы-реки погружался в глубины философии. И сын его, разумеется, философией тоже интересовался.

...И вот однажды, под впечатлением от одной из  философских мыслей - мысли "я есть" - сын, занимаясь дома на пианино (он уже учился в музыкальном училище), концентрировался одновременно на этой мысли.

   И так ему эта мысль была интересна, что как-то и отпустил он контроль над тем, что играет. Началась импровизация. Мысль "я есть" он не отпускал и понял, что то, что сейчас происходит, имеет глубокий смысл. Он понял, что когда просто кладёт руки на клавиатуру и играет, как играется, то является единым с Истоком Мироздания, ведь действует совершенно естественно, непридуманно, и потому является единым с Тем, Откуда он - а он Оттуда же, Откуда Все.

    Это был лишь момент - сын вернулся к тому, что играл тогда, но, продолжая учебу, изучал уже и игру с опорой на ноты вовне, и с опорой на творческий импульс внутри. Сын понял следующее: не только спонтанная, но и намеренно извлеченная, нота является естественной, ведь намерение возникает без намерения.

   ...На фото - папино пианино, на пюпитре - прелюдия оп. 28 No 7 ля мажор Фридерика Шопена, который, кстати, за 100 лет до игры той девочки вывел так называемую "формулу Шопена" - высказал мысль о том, что есть изначальное положение руки, в котором она находится, если её просто положить на клавиатуру, и из которого затем, играя, приобретает различные формы. С понимания этого изначального положения руки и надо, по мнению Шопена, начинать обучение фортепианной игре - продолжая мысль, можно сказать, что - не только начинать, но и - основывать целиком.

   А про девочку ту ничего неизвестно - ни как зовут, ни что именно она играла тогда, ни как сложилась её жизнь - ничего. Прекрасная незнакомка...