Фантазия в стиле сольфеджио Действие первое

Галина Бенкогенова
Музыкальная сказка в 3-х действиях
для детей, знающих музыкальную грамоту

Музыка и постановка  –  Г.Бенкогеновой
Тексты песен  –  С.Георгиевой и  Л.Егоровой

Действующие лица:

ПРИМА                –  бабушка
СЕКУНДА                –  дочь КВИНТЫ и ОКТАВИАНА
ТЕРЦИЯ                –  дочь КВИНТЫ и ОКТАВИАНА
КВАРТА                –  сестра КВИНТЫ
ТРИТОН                –  дальний родственник, живёт отдельно
КВИНТА                –  мама
СЕКСТА                –  дочь КВИНТЫ и ОКТАВИАНА
СЕПТИМА                –  дочь КВИНТЫ и ОКТАВИАНА
ОКТАВИАН               –  папа

            В сказочном музыкальном доме, который называется ЛАД, живёт большая семья ИНТЕРВАЛОВ: бабушка Прима, папа Октавиан, мама Квинта, её сестра Кварта и четыре дочери Октавиана и Квинты: Секунда, Терция, Секста и Септима. Их дальний родственник Тритон живёт один. Из-за весёлых игр Секунды и Тритона в доме развиваются драматические события.

                Действие первое

          За сценой звучит музыка. КВАРТА сидит за столом и что-то пишет. Входят СЕКСТА  и ТЕРЦИЯ.  СЕКСТА держит ТЕРЦИЮ за руку, та идёт за ней.
СЕКСТА:  О, Боже! Эту ужасную Секунду ни на минуту нельзя оставить одну. Я так и знала, что она что-нибудь натворит.  /Обращается к Кварте./ Добрый день, тётя Кварта! / Подходит и целует её в щёчку./ Вы как всегда за работой, а на улице так чудесно, такое ласковое солнце!
ТЕРЦИЯ:  Да, такое весёлое солнце. Добрый день, тётя! / Подходит, целует./
КВАРТА:  Здравствуйте, мои хорошие! Так что же натворила СЕКУНДА?
СЕКСТА:  Она просто несносна. И как ей такое только в голову приходит? Один раз она надела на голову ТЕРЦИИ кастрюлю с кашей, чтобы узнать, насколько каша густая. В другой раз она разгрызла любимую мамину вазочку и утверждала, что это очень похоже на грильяж!
ТЕРЦИЯ:  Вечно что-то теряет, ломает, пачкает.
СЕКСТА:  Просто ужас какой-то! Да и чего можно от неё ждать: у неё даже носового платка никогда не бывает. Стоит на неё посмотреть – и сразу всё становится ясно.
КВАРТА:  Постойте, но что же такого она на этот раз сделала?
ТЕРЦИЯ:  Даже страшно сказать.
КВАРТА:  Что, одна съела праздничный торт, который ваша мама испекла к папиному дню рождения?
СЕКСТА:  Хуже, тётя.
КВАРТА:  Разрезала новое платье и сделала из него нарядные шнурки?
СЕКСТА:  Нет, тётя, ещё хуже.
КВАРТА:  Ну, я теряюсь в догадках, что ещё может «отмочить» эта малышка.
СЕКСТА:  Эта малышка (кстати, не такая она уж и маленькая) посягнула на наш священный Свод Законов! / КВАРТА  приходит в страшное волнение./ Она заявила, что больше не будет подчиняться правилам, которые в нашем доме выполняют все. Она, видите ли, хочет быть свободной, и даже вырвала из Свода Законов лист, где говорится о СЕКУНДАХ.
КВАРТА:  /хватаясь за голову/ Кошмар! Катастрофа! Это уже ни в какие ворота не лезет! Вот что значит плохое воспитание!
ТЕРЦИЯ:  Я ей говорила, чтобы она не дружила с этим Тритоном.
СЕКСТА:   Действительно, ну чему хорошему можно научиться у этого мальчишки, если он целыми днями болтается на улице? В голове одни глупости.
ТЕРЦИЯ:  А если его спросишь, когда же он уроки делает, грубо отвечает: «Не твоё собачье дело!»
СЕКСТА:  ТЕРЦИЯ, ай-яй-яй, ну разве можно повторять такие слова?
ТЕРЦИЯ:  Прошу прощения.
КВАРТА:  А мама знает?
ТЕРЦИЯ:  Нет.
СЕКСТА:  Она ушла за цветами.
ТЕРЦИЯ:  Папа так любит цветы…
КВАРТА:  /перебивая ТЕРЦИЮ/  Ну хорошо, но ведь надо что-то предпринять. Это – угроза всему нашему образу жизни! Если каждый станет капризничать и бегать, куда ему хочется, начнётся такой хаос, такое безобразие! Всё сломается: порядок, стройность, красота! Останется одна неразбериха! Исчезнет ЛАД!!! Не будет ни лучезарного мажора, ни грустного минора, а аккорды потеряют свою элегантность. Звуки будут беспорядочно нагромождаться друг на друга. Знаете, как это называется?
СЕКСТА и ТЕРЦИЯ: /жалобно/  Не-е-ет…
КВАРТА:  /устрашающе/  КА – КО – ФО – НИ – Я!
СЕКСТА  и  ТЕРЦИЯ:  / на фоне вступления к песне – одновременно хватаясь за голову и в один голос /  О, ужас!!!
 Песня  КВАРТЫ: слова С.Георгиевой
1.Какофония, какофония!
   Что за дикая симфония!
   Пляшут звуки, скачет ЛАД,
   На всю улицу вопят.
Припев: Вот так ужас, вот так страх!
               Что за странный маскарад?
               Пляшут звуки, скачет ЛАД –
               Это сущий, сущий ад!
2.На ушах стоит СЕКУНДА
   И скрипит на всех занудно.
   Рядом прыгает ТРИТОН,
   Как сирена воет он.
Припев: тот же.
3.Страшно разъярённый СЕПТАККОРД
   Во всю силу в громкий бубен бьёт.
   Даже СЕКСТА с КВИНТОЙ враз
   Вдруг пустились с места в пляс.
Припев: тот же.
СЕКСТА:  Что скажет мама!
ТЕРЦИЯ:  Что скажет папа!
КВАРТА:  Что скажет бабушка ПРИМА! Она этого не перенесёт.
ТЕРЦИЯ:  А может быть, ей ничего не говорить?

Входит бабушка ПРИМА.
ПРИМА:  Девочки, что это у вас там в комнате творится? Всё разбросано, бемоли и диезы на полу валяются, скрипичный ключ вверх тормашками торчит.
СЕКСТА и ТЕРЦИЯ: /удивлённо/  Что – о – о???
ПРИМА:  Сколько раз вам говорили, что игрушки надо убирать на место. Во всём должен быть порядок, а старшие, СЕКСТА, должны быть хорошим примером для младших.
СЕКСТА:  Но мы, бабушка, ничего не разбрасывали. Наоборот, мы с ТЕРЦИЕЙ ещё со вчерашнего вечера привели комнату в порядок.
ТЕРЦИЯ:  Да-а.
СЕКСТА:  Я вообще ничего не понимаю.
ТЕРЦИЯ:  Я тоже.
КВАРТА:  А где вы были утром?
СЕКСТА:  На уроке у КВАРТСЕКСТАККОРДА.
ТЕРЦИЯ:  Пели дуэтом.
СЕКСТА:  /с досадой/  А, понятно! Опять эта злосчастная СЕКУНДА.
Вакханалия продолжается.
ПРИМА:  Что продолжается?
СЕКСТА:  Вакханалия, бабушка. Это древнегреческий и древнеримский праздник в честь ВАКХА – бога растительности, вина и веселья.
ПРИМА:  Ну, и при чём же тут СЕКУНДА? Она же не в Древней Греции живёт, а здесь, с нами – в ЛАДУ.
СЕКСТА:  Да нет, я в переносном смысле.
ПРИМА:  И что это означает, как ты говоришь, в переносном смысле?
СЕКСТА:  Бесшабашное веселье, бабушка.
ПРИМА:  Та-ак, ясно.
КВАРТА:  Простите. У меня много дел: ведь сегодня день рождения ОКТАВИАНА.  СЕКСТА, ты не хочешь мне помочь?
СЕКСТА:  С большим удовольствием, тётя.
КВАРТА:  Пойдём со мной. Я скажу тебе, чем необходимо заняться.  /Уходят вдвоём./
ПРИМА:  Значит, бесшабашное веселье? Теперь я понимаю: наша СЕКУНДА безумно развеселилась. Это она устроила беспорядок в вашей комнате и перевернула в ней всё вверх дном.
ТЕРЦИЯ:  Да, бабушка.
ПРИМА:  Что там за шум? Слышишь?
ТЕРЦИЯ:  Какие-то крики!
Вбегает СЕКУНДА. За ней – СЕПТИМА с веником в руках. СЕКУНДА кругами бегает по сцене со Сводом Законов. Она громко кричит.
СЕКУНДА:  Ай!  Ой!  Ай!  Ой!  /бегает/
СЕПТИМА:  Сейчас я тебя…
СЕКУНДА:  Ой!
СЕПТИМА:  Нахлопаю!
СЕКУНДА:  Ай!
СЕПТИМА:  Ты у меня…
СЕКУНДА:  Ой!
СЕПТИМА:  Получишь!
СЕКУНДА:  За что?
СЕПТИМА:  За твои дурацкие штучки! Что ты опять натворила?
СЕКУНДА:  Ничего! Мне надоело умирать от скуки. Каждый день одно и тоже. Хочу быть всегда разной: появляться там, где мне хочется и дружить с тем, с кем я хочу!
СЕПТИМА:  Хм! С этим безобразником ТРИТОНОМ, который сам не знает, чего хочет?  Лоботряс!
СЕКУНДА:  Зато с ним весело!
СЕПТИМА:  /увидела книгу в руках у СЕКУНДЫ/  Отдай книгу! Зачем ты её взяла?
СЕКУНДА:  Не отдам!
СЕПТИМА:  Отдай сейчас же!
СЕКУНДА:  Не отдам!
ПРИМА:  Так, так. Как я вижу, вам и без ТРИТОНА достаточно весело.
СЕПТИМА:  /растерянно/  Я, бабушка…
ПРИМА:  Что вы бегаете, как угорелые? Что это у тебя в руках, СЕКУНДА?
СЕКУНДА:  Это? Это…/прячет книгу за спину./  Это – букварь!
ТЕРЦИЯ:  А врать – нехорошо!
СЕКУНДА:  А тебя никто не спрашивает! Вечно лезешь со своими нравоучениями! Терпеть не могу таких послушненьких маменькиных дочек! Хороша парочка! Сладкими голосами дуэты распевают. Фу, слушать противно, как будто уши мёдом замазали.
ТЕРЦИЯ:  Когда голоса красиво сливаются, это приятно слушать, а твои дикие крики режут слух.
СЕКУНДА:  Ой, ой, умираю! Подумать только, мой голос режет слух! А от ваших голосов меня просто тошнит!
ПРИМА:  Ну ладно, хватит. Понаслушались мы вас. Замолчите обе!
СЕКУНДА:  И не подумаю! Мне вообще здесь всё надоело! Не хочу с вами жить! Ухожу от вас. Я хочу сама!
ПРИМА:  Что сама?
СЕПТИМА:  Как сама?
СЕКУНДА:  Сама, как хочу! И не нужен мне ваш Свод Законов! Скучища-то какая… Сами эти правила выполняйте, а с меня хватит. Вот вам, вот вам! / Рвёт листы из книги и разбрасывает их по сцене./
 Песня СЕКУНДЫ:        слова Л.Егоровой
1.Надоело мне, СЕКУНДЕ,
   В звукоряде пребывать.
   И законы интервалов
   Надоело соблюдать.
Свод Законов разрываю,
Он не нужен мне теперь.
Все диезы и бемоли
  Лучше выкину за дверь.
2.Не берут меня в дуэты,
   Я в аккордах не нужна.
   Отомщу я им за это:
   Убегу сейчас одна.
    Пусть рассержен будет папа,
Ничего я не боюсь.
Пусть родные будут плакать,
Им назло я засмеюсь.
СЕКУНДА:  Прощайте! / Вызывающе улыбается, победно машет высоко в воздухе рукой и убегает./

ПРИМА:  Боже! Она сошла с ума! Глупышка не ведает, что творит.         / Поднимает с пола листы из книги. ТЕРЦИЯ с СЕПТИМОЙ ей помогают./  Разорвала священный для нас Свод Законов! / любовно смотрит на листы/  Такого ещё в нашем доме не бывало! /задумчиво/
Надо что-то делать…
ПРИМА хватается за сердце и падает на стул, роняя при этом листы. ТЕРЦИЯ и СЕПТИМА бросают собранные листы на пол, подбегают к бабушке и зовут на помощь.
ТЕРЦИЯ:  СЕКСТА!
СЕПТИМА:  Тётя КВАРТА!
ТЕРЦИЯ:  Помогите, бабушке плохо!
Вбегают испуганные СЕКСТА и КВАРТА.
СЕКСТА:  Что случилось?
КВАРТА:  Что такое?
СЕПТИМА:  /возмущённо/  Эта СЕКУНДА…
ТЕРЦИЯ:  /с отчаянием/ Бабушке нужна помощь!
КВАРТА:  /строго/ СЕКСТА, воды, нашатырный спирт! /мягко/ Побыстрей, пожалуйста!
СЕКСТА:  Сейчас.  / Убегает./
КВАРТА подходит к бабушке и щупает у неё пульс.
КВАРТА:  /утешительно/  Ничего, ничего. Сейчас всё пройдёт. /с досадой/  Это надо же, до чего довела бабушку эта негодная девчонка!
Вбегает СЕКСТА. Протягивает стакан с водой и вату.
СЕКСТА:  Вот, пожалуйста.
КВАРТА:  Хорошо, спасибо. / Брызгает на бабушку водой и натирает виски. Подносит вату к носу – бабушка вздрагивает./
ПРИМА:  Ох, что со мной?
КВАРТА:  Ничего, ничего, уже всё хорошо.
СЕПТИМА:  Бабушка, Вам нужно отдохнуть.
ПРИМА:  Да, да, детки. Пойду прилягу, что-то голова болит.
КВАРТА:  Девочки, проводите бабушку в её комнату.
СЕПТИМА  и СЕКСТА берут бабушку под руки и уводят. ТЕРЦИЯ идёт за ними, неся в руках стакан с водой и вату.
КВАРТА:  Ну, это уж слишком! Скоро СЕКУНДА нас всех уморит. Пора положить конец этому безобразию!  /Уходит./