Почему я не стал настоящим баянистом

Владимир Коряковцев
          Лет семнадцать назад, впервые взяв в руки баян, я стал пытаться обучаться самостоятельно. Вначале в подборе мелодий мне помогал мой отец, который сам что-то изобретал на слух. В итоге я под руководством отца разучил десятка два популярных советских мелодий, но только лишь одной правой рукой. Совмещать мелодию правой с аккомпанементом левой - казалось мне чем-то поистине недостижимым.
В то время не было ни интернета, и никакой муз. литературы, которая могла бы послужить мне подспорьем. Получилось так, что я стал изобретать "свои ноты" на клавиатуре баяна и таким образом играл мелодии из какого-то своего старого нотного сборника. Мелодии как будто бы звучали похоже, но не совсем. И было это потому, что я "изобрел" неверные ноты. Таким образом и мелодии звучали у меня как попало, похоже, но не совсем. Подбирать на слух я не мог. Потом кто-то из знакомых дал мне на время старый самоучитель по баяну. И вот по нему я наконец-то спустя целый год неправильной игры снова разучил теперь уже верные ноты. И как было мучительно тогда себя переучивать, ведь я уже привык к своим неверным нотам..
Благодаря этому самоучителю я начал пробовать осваивать и левую руку. Разучил таким образом не более десяти мелодий, как самоучитель пришлось отдать. Хозяин потребовал книгу назад, как будто бы он в ней отчаянно нуждался.
Интерес к баяну еще имел место быть, а потому в то далекое время я стал усиленно искать самоучители по баяну. Но сколько бы не обошел магазинов с самой разной муз. литературой, но как назло по баяну ничего не нашлось. В итоге я отыскал и купил самоучитель по аккордеону, т.к. ноты для аккордеона ничем по сути не отличаются от баянных. Но этот самоучитель, хотя в нем и были самые разные пьесы и мелодии, ничем мне не пригодился. Потому что не было в нем тех самых острых и красивых популярных мелодий прошлого, которые я всегда знал и желал сыграть. На слух я по-прежнему ничего не мог подбирать, а про импровизацию просто не могло быть и речи.
В итоге как-то так получилось, что тот баян отошел потихоньку в сторону, а потом я и совсем перестал на нем заниматься. Новых нот у меня так больше и не появилось, интернета не было, а в  муз. школу по возрасту я попасть никак не мог. Так это дело и оставил. Тем более, что и баян у меня был мягко говоря, не звучащий. Кнопки нередко проваливались и давали только лишь пустой свистящий звук.
Прошло много-много лет, прежде чем интерес к баяну у меня зародился вновь. Благодаря племяннику у меня появился другой баян, тоже б/у, но с более-менее приятным звуком и удовлетворительной механикой. Благодаря интернету я получил возможность находить желаемые ноты мелодий буквально за пару минут.
Когда я вторично засел за баян, то нарисовал в своем бальзаминовском воображении следующую картину. Мне виделось, что если я теперь стану заниматься на баяне с утра до ночи, день за днем, то затворившись подобно Паганини в собственной квартире лет так скажем на семь, выйду оттуда на свет Божий классным виртуозным баянистом. И сразу же пробью себе дорогу на сцену, если и не на большую, то по крайней мере на сцену обычного Дома культуры. А уж тогда меня там примут с почетом, никуда не денутся..
Но реальность оказалась совсем не такой, какой она успела внезапно нарисоваться в моем разгоряченном воображении. Во-первых, я продолжал оставаться самым обычным самоучкой. Но я в высшей степени не самородок, не талант, и не импровизатор. Я по-прежнему не могу ничего изобретать на слух. И к сожалению могу играть только самые простые и элементарные ноты. Я не играю никогда так, как это преподается в обычных муз. школах. Я не учу гаммы-аккорды-арпеджио. Теоретически я все это понимаю, но на практике я только разучиваю лишь самые простые мелодии, которые знаю и желаю сыграть. А это ни к чему не ведет. Разве что поиграть между делом для себя, для дома, для семьи. Ничего больше. Да мне собственно довольно и этого.

Вообще, занятия музыкой напоминают мне занятия той же высшей математикой, когда ты решаешь примеры-задачи и в конечном итоге устаешь больше, чем от физ. нагрузок. Еще выучивание даже элементарных мелодий проходит у меня не так уж просто, и напоминает разучивание стихотворений. Которые ты вдалбливаешь себе в голову раз за разом. Музыка - это здорово, музыка - это замечательно. Но если ты играешь только самое простое и не можешь ничего подбирать на слух, а тем более как-то пытаться разнообразить свою мелодию импровизацией, - тогда ты и не сможешь считаться настоящим музыкантом. И все будет даваться тебе через великую силу. Выше своей планки перепрыгнуть не удается. Тем более, когда ты это делаешь не с семи-восьми лет (возраст детей, с которыми обычно начинают заниматься в муз. школе), а уже в знатном возрасте, лет так примерно под сорок. Когда и руки начинают неметь уже спустя пятнадцать минут игры и прочее..