Командировка - второй отпуск

Валерий Слюньков
Каждая командировка начинается по разному. В этот раз увидел как от крыльца ЛИС* вышел на середину между рядов заводской самолётной стоянки наш бригадир и стал махать руками, привлекая внимания. Кричать бесполезно. Степь-матушка недаром зовётся глухая. Звук глохнет через полсотни шагов. Поднял и я руку, типа весь внимание. бригадир замахал  очень понятно, мол да, именно ты, давай-ка парень сюда, и развернувшись пошёл назад.

Красота, в домике тепло. на "воздухе-то" сейчас под тридцать Нужен оказался начальнику ОТК завода.
         - Читай - майор протянул бумагу.
Подробно в телеграмме расписан дефект, проявившийся на самолёте, недавно прошедшего ремонт на нашем заводе.
         - Всё понятно? Ехать надо., Вячеслав.  Как? Сможешь?
 Прикинул как дела дома. Вроде всё нормально. можно и съездить. Жена от меня отдохнёт, все кИна пересмотрит, не буду мешать ей со своим хоккеем. Да и вопрос-то риторический. Отказываться можно, но не принято без уважительных причин.  Ты пришёл работать, принял условия этого предприятия, а в них и право администрации отправить тебя, если надо, на переучивание или какие другие надобности, и в том числе на разборки с рекламациями.

Снова потянулся к телеграмме.
          - Откуда телега?
          -  Не шибко далеко, Слава -. наш любимый Придонск
          -  Вилен Иванович - вмшался бригадир - товарищ майор, ну что всё
             из ЛИСа направляете? Бригада небольшая, работы завал.

С досадой махнул рукой и повернулся  ко мне.
           - Чего молчишь? Обрадовался небось? Кататься-то не работать?               
             Командировка - второй отпуск. Придумал бы чего, мол не
             могу,тёща, любимая закашляла, или  ещё что. А то как юный
             пионер. Всегда готов! Вот и катаешься/

Молчу, Спорьте, ребята, решайте. А я рабсила, куда пошлют. Не так ещё давно лез в споры, доказывал, и как-то потихоньку пришло понятие, что не надо в дела, за которые отвечают, мотают нервы и получают за всё это деньги те, кому положено. И стало много легче жить.Наверное, неправильно это, но мне так лучше.
           - Валентин Палыч! Ты ещё не дослушал, а пылишь. Понимаем ваши
             трудности. Зима, снега и пр. Потому на время, пока он - жест в 
             мою   строну - будет , как ты говоришь, кататься, к вам  в
             бригаду переводим техника из КИС*, Толю Шевчука.

            - Так и пошлите его, Толю!.
            - Валентин... Павлович! - отметил про себя,  что майор начинает
              заводится - Толя, может,  и справился бы, да  не уверен, что
              эту "телегу" в вину заводу не запишут. А нам рекламация сейчас
              очень не нужна. А у Вячеслава - опять жест в   мою сторону -
              опыт есть по этим делам. Понимаешь? И всё на этом! Согласовано,
              принято. Исполняем!

Бригадир махнул рукой и пошёл к выходу, постоял, повернулся.
             - Ты там, Славк, поаккуратнее и повнимательнее. Давай, удачи!
Вот за это,  Палыч, спасибо...

Хороший поезд "Барнаул-Днепропетровск". Как раз через нужный мне город. Не заботишься о пересадках и прочее. Зашёл, поехал, и вышел в Придонске. И не шибко наполнен мой вагон, просторно. На средней полке хорошо оборудовал лёжку, но смотреть в окно, что очень люблю,не время. Надо думать, как дело сделать. Внимательно читаю телеграмму, вернее, её копию. Что ж там произошло? Неустойчивая параллельная работа генераторов, так... дальше. подробно о том, что делали, меняли  агрегаты, "звонили" проводку и пр... Результат - ноль. Да, представляю, как трудился народ, инженеры лбы морщили. Сразу вызывать-то заводчан неправильно, ведь в каждой части есть инженеры, настоящие, с дипломами. Не просто, выходит, получиться "покататься", как сказал мой бригадир. Профессиональная гордость, а там точно профессионалы, не позволила бы зря вызывать.. Значит накувыркались, и уже сердитые. Пощады бракоделам не будет.

Надо время не терять, думать,искать пока на бумаге, что бы найти и в бракоделы завод не ввести. Достаю толстенный фолиант электросхем самолёта. Вожу его с собой на такие "покататься". Думай голова, думай. Уже хорошо, что проделана работа, на которую не надо будет тратить время. Где же причина? Вожу по проводам-чёрточкам, прерываемых разными реле, аппаратурой.Немало лет, сколько всего было разного, а чаще что-то новое и новое подкидывает его величество самолёт.

Из чего исходить? Всё было хорошо, уже немало налетала машина. Исключаем неисправности в оборудовании, замена их, судя по телеграмме, ничего не дала. Сеть? Провода? Так и это проверено. "Неустойчивая работа"... Хуже, значит найти отказ будет труднее, проявляется-то не постоянно... 
             - Хорошая книга?
Попутчик мой, крупный пожилой мужчина, спавший до сих пор на нижней полке, стоя в проходе, шевелил плечами, разминаясь.
              - Да, и всё про любовь.
Встал на цыпочки, рассмотрел заголовок,
              - Да тут, даже про секс! Технарь? Инженер?
              - Технарь, а вы, выходит, в теме?
              -  Было дело, давно...
 Познакомились, затеяли походный обед из того, что было. Александр Петрович открыл начатую бутылку и прицелился к моему стакану.
               - Нет, спасибо, не могу...
Удивился.
               - Что, Вячеслав? Закодирован что ли?.
                - Нет, Александр Петрович. Нельзя мне. Выпью сто грамм - другим человеком становлюсь, а тот другой тоже сто грамм просит. И так. пока цела толпа нас не наберётся.."
Рассмеялся, закачал головой.
                - Ну как пожелаешь.
  Конечно, тоже бы не против, но голова нужна свежая. Уже мелькнула какая-то догадка, надо дальше карандашом водить и думать. Но после обеда, под стук колёс и покачивание вагона навалился сон и поддался, хорошо поспал. Когда завечерело, включил плафон. Мой попутчик, отвернувшись к стене, спал. Так, что за "мысля" мелькнула.... Так...  Вояки искали связь между левым и правым генераторами.. И наверняка не обратили внимание на ещё один генератор, на вспомогательном движке.
Он нужен для запуска, а потом отключают. И опять, наверняка, и этот третий тоже неустойчив в параллельной работе. А связь их между собой одним проводом. Думаю, на него не обратили внимание. Так, теперь надо выписать маршрут этого провода, как идёт, через какие раэъёмы и колодки. Писал и несмелая надежда начала перебивать тревогу.

Сколько  ездил в такие поездки,и всегда  где-то глубоко таится эта тревога типа "а сделаю ли, найду ли заковыку"? Знаю, что не раз приезжали ребята с унылыми объяснениями, что сделал что мог, но... не нашёл. Это самое неприятное, тьфу-тьфу, пусть мимо такое. Итак, есть намётка, и она не пустая. Уже легче, есть с чем, по крайней мере, подходить к самолёту.

 В середине следующего дня - Придонск. Распрощался с Александром Петровичем и в недальний путь к авиагарнизону, на стоянках которого невезучий самолёт с взбунтовавшимися генераторами. Всё как обычно: штаб, договорённость о времени выезда на аэродром, гостиница. Рано утром в тентованном ЗиЛе, заполненном до отказа военным народом, приехали на место. Меня сопровождает серьёзный  лейтенант из инженерного отдела. Смотрю, официальный весь, представится не счёл нужным, ну и мне не шибко надо. Молод,
жизнь, служба обкатают. Пришли к самолёту, возле которого ходит борттехник. Ещё темно, на востоке чуть светлеет. Но мороз не так, как у нас, слабенький.
             - Дождались, - приветливо улыбаясь, борттехник протянул руку,
                представился - Алексей. Запускать движки будем? Сразу? Или...
            
              - Вячеслав. Подождём, Алексей, посмотрим пока. А из спецов кто
                нибудь будет?
              - Да вот он, подходит.
              - Вот кто! Честно, не ожидал. Здравствуй Сергей!
              - Да, Слава! Привет. Я почему-то подумал, что именно ты
                приедешь.
Сергей.часто бывал у нас на ЛИСе, принимал машины из ремонта.
               - Так ты же в ТЭЧ*и, а сюда зачем?
               -Привлекли, как говориться - припахали. Да что-то и
                я,стреляный воробей, пузыри пускаю. Вроде всё  так, а плавают
                стрелки,хоть убей.
Тем временем борттехник подогнал АПА*, подключил к самолёту.
               - С переноской будете работать, господа специалисты. Солнышко
                ещё не скоро.
В самолёте, как обычно, похолоднее. Металл "прогрелся".
                - Может газанём? Прогреем чуть?
Алексей размотал переноску, включил её и включил плафоны в салоне. Сразу стало как бы теплее.
                - Да у вас тут Ташкент. Уезжал,у нас под тридцать с ветерком. 
                Вы пока все отдыхайте,а я чуть осмотрюсь.

Сергей сказал, что он тут уже до тошноты за неделю насмотрелся, и с борттехником ушли в тёплую кабину АПА. Но посланец инженерного отдела ни отходит ни на шаг. Наверное получил наказ от начальства обнаружить бяку, что бы наказать бракоделов. В стране-то мода, борьба за качество. А они тут навоевались, видно. Кучей лежат агрегаты, которые приносили для замен. Даже генератор один, а он весит два пуда.

Ну ладно, надо проверить свою версию. Разложив схему, ищу провод под именем ЭГ22. и по своим выпискам его маршрут.  Инженер дышит в спину. Так, вот он, родной; провод, входит в панель регулировки,а где начало? На шпангоуте 16, разъёмная колодка, куча проводов. Вот он,22-ой.Чуть трогаю его и...наконечник под гайкой... болтается, не затянут! Лейтенант пытается смотреть, но за моей спиной ему ничего не видно.

Так, надо теперь отойти от этого места, свидетель мне не нужен. Снова к схемам и делаю вид, что кумекаю там. В колодке успел рассмотреть, что под гайкой нет контрящей шайбы. Вот она и отвернулась, вибрации, температур  перепад. Соображаю.

Чья вина-то? Колодка из перечня несъёмного оборудования. Наши спецы, может, и трогали, проверяли, да тогда ещё было нормально. Значит очень давно, ещё на заводе-изготовители, какой нибудь раззява уронил ту шайбу, а за другой идти поленился. Мол, затяну потуже и сойдёт. Но если это обнаружиться, вина нашего завода налицо. По факту. Но по совести и практике виноваты все, кто принимали самолёт, то есть и эти вояки, когда брали машину из ремонта. Да и тогда всё ещё было нормально. Выходит и нет ничьей вины, потому что такое не увидишь, шайбочка-то мизерная? Как в том кине: "Деточкин виноват, но он... не виноват". И завод не крайний.

Так, надо как-то выбираться... Разложил свою походную сумку, маскируясь нашёл нужный ключик и зажал в кулаке, шайбу возьму от свободной, пустой клеммы. Опять заходил кругами, медленно приближаясь к нужному месту, вроде ненароком толкаю вертящегося рядом инженера. Отходит в сторону. Что-то надо придумать. Да вот....
                - Товарищ лейтенант! Вы бы спросили у бортехника,   
                аккумуляторы есть на борту? А то, может, придётся 
                запускать...
Растерянно завертел головой, неохота ему оставлять меня, но это же быстро...Оглядываясь, пошёл к двери; устраиваюсь поудобнее у разложенных схем, вроде как надолго.. Так, вышел. Быстро открываю колодку, отворачиваю гайку с пустой клеммы, гайку незатянутую, ставлю шайбы, наживляю, и затягиваю ключом клемму!Всё!В один прыжок... на место.Опять принимаю вид размышляющего рабочего над чертежами, есть такая композиция советского скульптора.
Скрипит стремянка.
                - Сказал борттехник, на борту аккумуляторы.
                -Хорошо, пока попробуем вот эт релюхи прозвонить. 
                Подержите  здесь провод... Так, хорошо, всё проходит
.Снова присел у схем, развёл руками.
                - Ничего не остаётся, давайте-ка, запустим движки..
                Позовите, пожалуйста, народ.
И что бы инженер видел, прошёл в кабину экипажа и забрался на место штурмана.  Всё! В душе поднимается чувство облегчения что-ли. Кажется - победа. Или...? Да нет. Всё будет хорошо, должно быть...Ну не бывает на один дефект две причины... Но. как знать.

Зашёл Сергей, усаживается на место радиста, где щиток энергетики.
          - Ты хочешь убедиться, Слав? Сам посмотреть? Не веришь нам, что ли?
          - Где бортач?
          - Готовится к запуску,заглушки снимает,ищет кого на связь
            поставить.
          - Ждём-с...
          - Может, сам за щиток сядешь? Убедишься?
           - Нет, Сергей! Тут ваше всё... Отдохну, в гостинице хреново спал.
Откинулся к спинке сиденья, даже глаза прикрыл, а на душе непокой,угадал ли?
Наконец борттехних на месте левого. Начали,пошла раскрутка вспомогательного движка. Запущен. Зашумел левый, затем правый и... вот он, момент истины.

Изображаю  подрёмывающего,но в прищур вижу, как прилипли к приборам Сергей, лейтенант ... Ну! Удача? Или.. И... радость. Вижу нескрываемое удивление на лице Сергея, щёлкает выключателями преобразователей, что бы создать нагрузку, раскачать генераторы. Нетушки, ребята.Представляю, как стрелки амперметров согласно кивают в одну сторону, как им положено, как связанные. Вот такие минуты... бывает ли слаще... Награда за размышления до головной боли.

 Вижу, как отстраняя лейтенанта, встаёт Сергей. На лице удивление. Так,смотрю равнодушно в штурманский блистер, там уже солнышко чуть поднимается....
          - Слав! -кричит Сергей,перекрывая шум двигателей - ты что-то делал?
          - А что?
          - Не проявляется... Всё нормально, Что нашёл-то?
В душе моей играет музыка радости. Заслужил, за думы мои, за тревоги...
          - Так и хорошо! Значит всё наладилось...
Смотрит на меня непонимающе. Потом опять к щитку... не вериться ему, похоже. Опять щёлкает. Встаёт, показывает борттехнику скрещенные руки.
Движки затихли. Борттехник, перегнувшись на сиденьи, вопросительно смотрит на меня. Показываю на Сергея, мол все вопросы к нему.
           - Ты не поверишь, но... генераторы как спаяны, нагрузка
             одинакова.Ничего не понимаю. Слав! Колись. Что сделал?
 Борттехник, тоже удивлённо глядит на меня, на Сергея.         
            - Что? И всё? Ну, Слава.... ты даёшь! А что было-то?
            - Наладилось. А это главное. Летайте, трудитесь, а мы до дому,   
              хаты.
 Выходим в салон. Борттехник смотрит на кучу агрегатов на полу, на Сергея, на меня и вдруг начинает смеяться.
           - Дров полсамолёта натаскали... неделю газовали, а этот - на меня
             рукой - десять минут и... всё! Сергей, и ты лейтенант, ведите
             его в ресторан и поите-кормите.         

Понимаю Сергея, его ощущения сейчас. Но ты уж прости, не знаю, как ты отнесёшься, если расскажу правду. Потому мне рисковать не хочется. За мной завод. Рекламация его сильно тряхнёт.  Скоро приедешь к нам за очередным самолётом, там и поговорим, дело будет прошлое, а пока...
          
             - Славк! Ты ж из меня дурака делаешь. Что нашёл-то? Что сделал?
На лице Сергея и возмущение и, похоже, обида. Ничего, Серёга, время придёт, разберёмся. А вот и лейтенант решил проявить своё возмущение.
          
            - Вы не имеете права скрывать... вы обязаны всё рассказать.
              Значит ваш завод виноват, вам надо рекламацию подписать.

Милый ты мой, сопатый лейтенантик. Ничем я тебе не обязан. Кто я? Простой рабочий, а ты дипломированный инженер. Это ты мне должен бы подсказать где и что искать, тебя столько лет учили, одевали-обували, хорошо кормили. Молча смотрю на него, что-то понимает, затихает.
 Борттехник,  улыбаясь, протягивает руку.
            
              - Ну их, пусть шумят, раз сделать не могли. Спасибо тебе,Слава!
                Экипажу налёт нужен, а аппарат стоит. Завтра же и начнём Вот
                только эти орлы свои дрова из машины уберут.
Показывает на агрегаты и смеясь, уходит в кабину.

Сергей, отворачиваясь, пожал руку, и  потопал в сторону своей ТЭЧ. Куда-то исчез лейтенант. Ну что ж, значит надо как-то в город добираться, в инженерном отделе отмечать командировку и домой. Как там у классика: Мавр сделал своё дело...Собрал свои нехитрые пожитки, альбом схем, вышел из самолёта. Алексей протопал за мной.
             
               - Спасибо, Слава, ещё раз! Ты молоток! Удачи тебе!
И тут подъезжает УАЗик, и лейтенант приглашает меня в машину. Ничего себе! Удивлён.
               - Командование  обрадовались, самолёт очень нужен. Потому
                приказали доставить вас...

На территории гарнизона попросил солдатика-водителя притормозить у военторга. Лейтенант вскинулся:
               - Вас же инженер ждёт, вы куда?
               - Придётся чуть подождать. Подойду сейчас. Чуть в вашей лавке
                подхарчусь. Вчера без ужина,сегодня без завтрака, рано
                увезли. А то,голодный, чего наговорю.

Купил какой-то крендель и бутылку лимонада. Жить можно.  Инженер, седоватый, невысокий человек с майорскими погонами,встал навстречу, пожал руку. Тут же, в сторонке, мой сопровождающий лейтенант.
               
                - Сделали, говорят, дело Вячеслав Иванович? Это очень хорошо.
                Но надо и неприятную часть  закончить. Оформить рекламацию
                на ваш завод. Можно бы и на тормозах, да только очень уж
                долго машина не летала. Командование не поймёт. Итак, что
                будем писать?

                - Не знаю...Вроде бы и нечего.
                - Так не бывает. В чём-то причина  была? Ведь она была?
                - Может и была, а теперь её нет.
                - Слушайте, уважаемый! Мы не игрушки здесь играем. Допущен
                заводом брак, надо признать, принять, как положено,
                рекламацию.

                - Товарищ майор! Самолёт исправен, дефекта нет. А признавать
                мне нечего. Вот, товарищ лейтенант всё видел, на секунду
                не отходил

                - Да слушал я лейтенанта. Вы какой-то фокус устроили. Какой? 
                За десять минут... Наши неделю бились. Вас хочу послушать,
                вы должны меня понять, оформлять мне что? На кого?
               
 
                - И вы меня, товарищ майор, поймите. Нет прямой вины завода.
                Нет.  И этот дефект на других машинах, что бы вам для
                опыта, не повториться. Потому сказать вам мне нечего. А я
                не фокусник, просто рабочий, даже не инженер.

Про себя:  "Товарищ майор. Вы прекрасно знаете как и на что оформить. Напишите, как обычно, про какую  нибудь релюшку, КПН - т.е. конструктивно-производственный недостаток. И всё." Молчу. Майор встал. прошёлся, посмотрел в окно. Нервы успокаивает. Непривычно общаться с гражданским, с "пиджачком".

                - Так. Признаю и уважаю работу специалиста. Дознание
                устраивать не собираюсь. Давайте ваши командировочные
                бумаги. Но убытие отмечу завтрашним днём. Сегодня   
                самолёт облетают, если что проявится по генераторам,
                сообщим в гостиницу, и вы завтра снова - на самолёт.А               
                если всё  нормально, спокойно убывайте. И как вы там 
                будете своим докладывать -ваше дело. Уверен, доложите
                честно, не как мне.

Прошёл к столу, сел.
                - Признать надо. Урок вы преподали нам хороший. Учить и 
                учить надо людей.

                - Товарищ майор. Я ведь не строю из себя гения, я
                заводчанин. И вашим спецам трудно, да и нужно ли с
                нами тягаться.
                Вы работаете с доведёнными машинами, а нам каждый
                самолёт свои заморчки подкидывает. Опыт просто...А
                ваши своё знают и умеют то, что нам не по силам.               

                - Ну хорошо! На этом закончим. Спасибо за помощь!
                Только...Вот скоро наш лейтенант поедет к вам самолёт
                из ремонта принимать. Ты уж , Вячеслав, там ему,
                ротозею, потихоньку расскажи, как его, вокруг
                пальца...
 
И просто и от души рассмеялся, толкнув в бок нехотя заулыбавшегося лейтенанта.

Командировка - второй отпуск, как считает мой бригадир. Похоже чуть, но только когда дело сделал, победил. и едешь домой в тёплом вагоне, посматривая в окно на проплывающие мимо бескрайние наши степи, покрытые белыми снегами. Широка и велика моя страна, душе и сердцу радость.

          
                ЛИС - лётно-испытательные станции авиазаводов.
                КИС - контрольно....
                ТЭЧ - техническая эксплуатационная часть.
                АПА - на шасси автомобилей установка эл. пит.