Грустная судьба Владлена Бирюкова

Александр Щербаков 5
Работая над материалом об одном из отрицательных персонажей сериала «Вечный зов» Инютиным, артистом Николаем Михеевым из Самары (тогда еще Куйбышева) всплыла фамилия артиста Владлена Бюрюкова, исполнителя роли лихого чекиста Яшки Алейникова.  Оказалось, что он тоже пришел в эту картину из Новосибирского театра, т.е. как и Михеев, провинциал, сыгравший наравне с такими известными артистами, как Иван Лапиков и Петр Вельяминов.

Рожденный в военные годы Владлен Бирюков, будучи еще ребенком, наверное, даже и не предполагал, что станет известным театралом, кинозвездой и страстным сердцеедом.

Владлен Бирюков – актер из Сибири, ставший известным после исполнения роли Якова Алейникова в сериале «Вечный зов». После успеха картины его начали узнавать не только в Новосибирске, где он работал в местном театре, а по всей России. Фильмография артиста насчитывает более сотни театральных ролей и примерно тридцать ролей в кино.

Владлен Егорович Бирюков родился 7 марта 1942 года в небольшом селе Никоново под Новосибирском. Его воспитанием мама занималась в одиночку – отец Егор Бирюков погиб на фронте, когда Владлен был ещё совсем маленьким – в сознательном возрасте сын его не застал.

В школьные годы Владлен был старательным учеником и хорошистом – сказывалось строгое воспитание матери. После окончании школы будущий актёр без проблем устраивается на работу на местный завод радиодеталей. Здесь Владлен впервые прикоснулся к искусству, записавшись в кружок творческой самодеятельности.

Судя по одному из интервью актера, на это спонтанное решение его подтолкнула вовсе не тяга к прекрасному – выходец из бедной семьи, он не отличался любовью к театру или классическому искусству. Всё было гораздо прозаичнее - участникам этого кружка давали бесплатные проходы на танцы, который часто организовывались молодежным комитетом.

К своему удивлению Владлен Егорович быстро увлёкся театром - хотя позже он и шутил, что стал актером только из-за спора с приятелем. Осенью 1960 года Бирюков поехал в Новосибирск, где с первого раза смог поступить в театральное училище.

Владлен Бирюков с отличием завершил обучение и устроился в Новосибирский ТЮЗ. Его первой ролью на театральных подмостках стал Васька Пепел из пьесы «На дне». Журналист из Польши, которому повезло присутствовать на этом спектакле, в своём очерке назвал Бирюкова очень талантливым актером и пророчил ему большую славу.

Пророчество оказалось правдивым, и Владлен Бирюков смог продвинуться по карьерной лестнице, из провинциального артиста превратившись в одного из самых популярных и востребованных артистов восьмидесятых – как в театре, так и на киноэкранах.

В 1986 году на экраны страны выходит кинофильм «Молодая жена», которая становится главной и самой удачной ролью начинающего актёра, сделавшей его по-настоящему популярным. На утро после премьеры он проснулся известным на весь Советский Союз.

Теперь его узнавали на улицах и просили автографы, в особенности – девушки. Представительницы слабого пола сходили с ума от Бирюкова. Молодой и добрый красавчик растопил сердца женщин и в то же время пользовался авторитетом среди мужского населения страны.

В том же 1986 году в театре «Красный факел» он исполнял роль Скамейкина в комедии «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Обаятельный Бирюков влюбил в себя не только зрительниц – партнерша Валентина Мороз тоже не устояла перед его чарами.

Владлен Бирюков был женат несколько раз и обладал дурной репутацией бабника, не отказывая себе в удовольствии заводить романы с посторонними женщинами, которые так и липли к актеру приятной наружности.

Владлен Бирюков умел легко завоевать благосклонность и симпатию у любого, кто с ним общался, смотрел театральные постановки и фильмы с его участием. Внутреннее обаяние притягивало женские сердца, а легкость общения, простота, уверенность в себе располагало и внушало уважение мужчинам. Многие, кто знал актера лично, рассказывают, что у Бирюкова были частые романы с разными женщинами. Он в два счета овладевал вниманием как зрительниц, так и своих партнерш и коллег по театру.

Со своей первой женой, телевизионным оператором из Новосибирска по имени Людмила Александровна, Владлен познакомился в бытность студентом, во время визита в пионерский лагерь. Здесь она подрабатывала вожатой, а Бирюков приезжал вместе с однокурсниками из училища для выступлений перед ребятами.

Людмила и Владлен сразу же приглянулись друг другу, у них закрутился бурный роман, а спустя некоторое время они решили пожениться. Сначала они поселились у родителей Людмилы, а потом с их помощью приобрели собственное жилище.

Несмотря на женитьбу, в жизни Бирюкова было очень много женщин, но Людмила смирилась с этим – он был известным актером с приятной наружностью и постоянно привлекал внимание женщин. Жена была готова к этому ещё до их свадьбы и старалась закрывать глаза на интрижки мужа.

Во время работы над спектаклем «Дядя Ваня» он тесно сблизился с напарницей – миловидной актрисой Надеждой Александровой. Итогом очередного романа любвеобильного артиста стала дочь, которую Бирюков отказывался признавать до конца своей жизни.

Причиной развода с Людмилой стал не этот роман, а его развившийся алкоголизм и связанное с этим рукоприкладство. После головокружительного успеха «Вечного зова» он начал выпивать – в пьяном виде актер становился агрессивным и начал поднимать на жену руку.

Людмила рассказала, что простила его в первый раз, но после второго всплеска агрессии подала на развод. Было это в 1977 году – и хоть формально пара развелась, они ещё почти десять лет жили вместе и продолжали делить одну кровать. В 1986 году Владлен пропал из дома на четверо суток, что стало для Людмилы последней каплей. Однако бывшие супруги сумели сохранить хорошие отношения – Бирюков часто наведывался к дочке Надежде.

На данный момент у Надежды Бирюковой есть семья и дети. Она решила не идти по стопам отца и выбрала другую профессию.

Спустя год после развода он встретил Татьяну Фирсову, которая станет его второй и последней супругой. Она была почти на 30 лет моложе Бирюкова. С этой женщиной Владлен прожил целых восемнадцать лет, причем официально обручились они всего за год до гибели артиста.

В жизни Бирюкова со второй женитьбой ничего не поменялось – он также увлекался алкоголем и «ходил налево». Татьяна не раз готова была бросить его, но что-то удерживало их вместе, она не покидала его до конца его жизни. Старые ошибки не научили актера ничему, он продолжал выпивать и недостойно вести себя со своей, теперь уже второй женой. Возможно, он вымещал на ней недовольство собой и своей участью отошедшего на задний план актера и угасшей кинозвезды.

В последние годы актер лечился от алкоголизма, причиной которого, по словам его обеих жен и знакомых, стал творческий кризис, снижение уровня былой популярности и славы, отсутствие предложений от театров и кинематографов.

Последний год своей жизни Владлен Бирюков тяжело болел. Он не особо старался противостоять недугу: артист то соглашался лечь в больницу, то собственнолично останавливал лечение под действием навалившейся депрессии.

Владлен Бирюков умер 2 сентября 2005 года в Бердске (Новосибирская область). Причина смерти – осложнения болезни, вызванные алкоголизмом. Его могила находится на городском кладбище - он похоронен рядом с матерью.

Самые яркие фильмы, в которых Владлен Бирюков принимал участие:
Горячий снег (1973 г.);
Вечный зов (1973 – 1983 гг.);
Быть братом (1976 г.);
Молодая жена (1978 г.);
Тайное голосование (1980 г.);
Приказ: огонь не открывать (1981 г.);
Приказ: перейти границу (1982 г.);
Парашютисты (1985 г.);
Хлеб (1988 г.);
Бакенбарды (1990 г.);
Овен (1992 г.).