Жизнь за жизнь

Иван Думанов
                                   ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ

   Так получилось, что я и молодой мужчина оказались в одном купе поезда дальнего следования. Следование дальнее, значит, и долгое. Сначала помолчали. Потом чай, фраза-другая, и завязался разговор, быстро перешедший на семьдесят пятую годовщину Победы, а там и на саму Великую Отечественную Войну. 
   Я в середине прошлого века был уже студентом, а мой собеседник в последней четверти этого века только родился. Оказалось, что на многие события той войны взгляды у нас не всегда совпадали. Я не стал нажимать на свою правоту, а попросил рассказать, кто и как воевали его родные. Он вначале неохотно, а потом более увлечённо стал рассказывать. И вот что я услышал. 

   Война застала моих прадедушку и прабабушку в селе на среднем Поволжье. Прадед работал в колхозе на гусеничном тракторе, а прабабушка – на КП ( куда пошлют ). У них было три дочки и сын – мой дедушка. 
   Когда началась война, прадедушку призвали в Красную Армию. Там он выучился на механика-водителя танка. На нём он оборонял Сталинград, там он и погиб. 
   Дедушка тоже работал в колхозе на гусеничном тракторе – он любил железки и с удовольствием управлял "стальным конём". В 1942 году, когда до восемнадцати лет ему оставалось прожить ещё два месяца, его призвали в Красную Армию и направили учиться на механика-водителя танка. Закончив обучение, дедушка отправился на фронт в танковую роту, в составе которой он и приступил к боевой работе. 

   Про Великую Отечественную войну написано много книг и снято много фильмов, поэтому на отдельных эпизодах войны здесь останавливаться нет нужды. Но в части, касающейся судеб героев, всё же будет кое-что сказано. Например, о Сталинградской битве, где погиб прадедушка моего собеседника. Об этой битве была написана книга "В окопах Сталинграда" и был снят чёрно-белый фильм "Сталинградская битва". Дедушка хвалил этот фильм, говорил, что фильм очень правдив. А теперь сняли другой фильм, цветной с тем же названием. Он построен более увлекательно, но правды в нём стало меньше. Похоже, создатели рассчитывали на зрителя, воспитанного на соросовских учебниках истории, в которых только то правда, что выпячивает героизм и величие Америки, значит, неизбежно принижает роль Советского Союза, России. Люди старшего поколения, бывшие участники и свидетели той войны, новую версию фильма в большинстве своём не одобрили. 

   Дедушке моего попутчика довелось участвовать в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Это — великое сражение брони и огня, подобного которому не было ни во время той войны, ни до настоящих дней. Правда, один немецкий журналюга с высоты 2019 года разглядел, что в том сражении участвовали всего 4 ( ЧЕТЫРЕ! ) танка, а всё остальное про эту битву – выдумки. Но и немецкие и советские документы свидетельствуют, что бились там сотни боевых машин. Это к слову. 
   В этом сражении танк дедушки был подбит. Из экипажа в живых остался один дедушка, раненый осколками и контуженный. 
   После долгого лечения в госпитале дедушка снова воюет в танке, держа основное направление на запад. И так до окрестностей Будапешта, где снова в его танк попал снаряд.  И снова ранение и лечение в госпитале. И на этот раз медицина возвращает его в строй, и он опять за рычагами танка. И так до самого Берлина. Но во время штурма города его рота оставалась вне черты города. Там дедушка и встретил Великий Праздник – день Победы. 
   Долго он потом служил в Германии. Там поближе познакомился с местным населением, его настроением, трудом и бытом. И не переставал удивляться – как это самодостаточный, старательный в труде народ смог поддаться пропаганде о недостаточности жизненного пространства, о своей исключительности, о своём праве  (и обязанности! ) управлять миром, населённым недочеловеками (untermenschen)?  Он проникся сочувствием к местным женщинам и детям, но злоба и ненависть к мужчинам солдатского возраста остались. Рука непроизвольно тянулась к оружию. Они и без формы были для него вражескими солдатами, не заслуживающими доверия. Можно понять дедушку – он три года видел их в форме и видел результаты их "работы": убитых, сожжённых, замученных. 
  
   В девяностые годы прошлого века на государственном уровне начало как-то угасать внимание к Великой Отечественной Войне, к великой Победе нашего народа над германским фашизмом. На этом фоне усиливались голоса о том, что основные заслуги в разгроме Германии принадлежат США и Англии, получали распространение мысли о том, что СССР был главным виновником и зачинщиком этой войны, а Германия нанесла упреждающий удар по СССР, то есть защищалась. Мысль – для дураков. Если бы СССР готовился воевать, то на его западных границах был сформирован мощный ударный кулак, а не жиденькие в военном отношении силы. 
   Празднование 9 мая на официальном  уровне всё блекло. Но только не в народе. Для людей день 9 мая остался высшим светским праздником – Днём Победы. 

   И дедушка и бабушка в этот день накрывали стол, приглашали родню, друзей и ветеранов войны и за угощением вспоминали то лихое время, тех, кто не вернулся с войны и кто оставил этот мир уже в послевоенное время. 
   Говорили больше участники войны. А тут вдруг бабушка взяла слово, стопку с водкой и начала:
   — Мне много раз рассказывала покойная свекровь, что Бог так попустил, что война забрала у неё мужа, а сына оставила в живых, матери на утешение. Получается, жизнь мужа взяла за жизнь сына. Жизнь – за жизнь. Вот и старалась свекровь каждый день, каждый час для семьи быть и матерью и отцом. И с помощью государства подняла всех детей на ноги. Вечная память моим свёкру и свекрови!
   Тут старший из ветеранов в свою очередь встал и проговорил:
   – Это ты верно сказала. Только твой свёкр отдал жизнь не только за жизнь сына, жены, дочерей, но и за всех, кто вернулся, кто родился после войны, стало быть, и за меня тоже.  Вечная память павшим!
   Он замолчал и продолжал стоять, опустив взгляд. И все молчали. Тут кто-то спохватился и подал в руку говорившему стопку с водкой. Все выпили за помин душ всех, кто уже на том свете. Долго за столом стояла тишина. Все молчали. Похоже, к сказанному уже нечего было добавить. 

   Замолчал и мой попутчик, считая, что рассказ окончен. Мне очень понравилось содержание рассказа, и я спросил:
   – Можно, я об этом напишу рассказ и опубликую его? Пусть люди читают. Очень полезно в нынешнее время. 
   – Да я бы не против, только вы, писаки, всё переврёте для красного словца. Знаем вас. 
   – А давайте, я всё напишу набело и пришлю Вам. Что оставите – оставлю, что добавите – добавлю, что зачеркнёте – будет выброшено. 
   – Это честно?
   – Честнее некуда. Ведь о солдатах войны речь. 
   – Тогда согласен. 

   Где-то через месяц получаю свой чистовик с небольшими пометками и приложенный листок с четырьмя словами:
"Всё честно. Можно публиковать."

     Май 2020г.