Техаптечка

Иван Варгатый
Что по части ремонта вела нужно обязательно иметь в дальнем походе или на прогулке? Первое — камеры и насос. Если у вас обода под пролетарский автониппель (по-иностранному — Шредер), то можно и одну, запаску можно купить в любом сельмаге (камеры на 28" с автониппелем есть везде, они нормально ложатся и в 26", и в 29" колесо), если с велониппелем (Presta) — то на дальнобой надо брать две. Зачем?

Всё просто, не всегда брешь в камере — простой прокол, случаются вырывы ниппеля или разрывы камеры, тут уже заплаткой не поможешь. Но набор заплаток со свежим клеем (клей надо менять раз в год, тюбик стоит 30 — 50 р.) тоже надо иметь, всё же проколы никто не отменял. Я же себе нашёл девятник Merida Big.Nine (кажись, 15-го года) с ободами под автониппель, что редкость — обычно шоссейные и 29-е обода идут под тонкий. Прочность это, конечно, снижает, но это важно при использовании шоссейной резины, почти не дающей амортизации, а двухдюймовая 29" обод защищает хорошо и на ней не так заметны восьмёрки — амортизирует.

У меня камеры в ротации — пробил, поставил запасную, пробитую сдул (выкрутив золотник и вытянув весь воздух — кстати, для этого колпачки на ниппелях должны быть автомобильными, с торцевым ключом под золотник), заклеил, сложил и убрал так, чтобы заплатка была под гнётом. Да, и перед установкой камеры нужно обязательно осмотреть и прошарить пальцами внутреннюю сторону покрышки — там нередко остаётся то, что пробило камеру: колючка, кусок проволоки или осколок. Камера, пробитая в третий или четвёртый раз, конечно, мной списывается...

Кроме того, никто не отменял культуру содержания обода и замену покрышки по необходимости. Рано или поздно резина расслаивается, обнажая корд, и он протирает камеру, особенно если он стальной. А при перебортовке металлическим инструментом (пластмассовое 30-рублёвое подобие монтировок для тугих покрышек зачастую бесполезно) можно повредить как покрышку, так и обод, при этом на ободе иногда остаются заусенцы — их надо убирать, не дожидаясь, когда они прокусят камеру.

Также ни в коем случае нельзя снимать с обода ленту-бандаж, даже если обод двойной с безобидными вроде аккуратными отверстиями, без упирающихся в камеру спиц. Если лента порвалась, то нетрудно вырезать новую из списанной камеры. Без ленты камера очень любит взрываться на выстрел — безо всяких шипений и травлений, хлопок и всё, едем на ободе. На большой скорости на переднем колесе это смертельно опасно (поэтому, кстати, я давно перестал ездить быстрее 40 км/ч, какой бы ни был спуск), на заднем — тоже ничего приятного.

И насос. Дешёвый из «Спиртмастера» не подходит категорически — может развалиться в самый неподходящий момент, что у нас случилось на границе с Казахстаном под Троицком в 15-м году, отвалился мундштук, приклеенный на гладкий пластмассовый бок насоса (!!!) явно клеем не для пластмассы (в «Спиртмастере» вообще мало хороших вещей). Насос может быть китайским, но солидным, собранным не на клею, тогда он ремонтопригоден.

В 2016-м в Ростовской области мой насос внезапно закашлял — израсходовалась смазка, резиновое кольцо вырвалось из проточки на поршне и начало кататься, насос, естественно, качать перестал. Хорошо, что рядом стоял тепловоз — я подошёл, зачерпнул в известном месте на тележке немного буксола, протёр и помазал цилиндр и кольцо — и насос качает до сих пор, даже автомобиль не раз им подкачивал.

Второе, что нужно — шестигранники, они же инбусы, они же хексы (Hx). Можно, конечно, взять карманный набор, сделанный под перочинный нож, но некоторые места типа регулятора ответной колодки механического дискового тормоза с ним труднодоступны, к некоторым крупным болтам (к примеру, рулевым на старых клиновых выносах руля или шатунным) очень трудно приложить нужный момент. По этой же причине не годится отвёртка с битами.

В гараже у меня есть инбусовые головки King Tony под 3/8" — мегавещь, компонуются с любым удлинителем, ручкой, трещоткой, а для постоянного ношения есть Г-образные ключи Brigadier, с одного конца они инбусовые, с другого конца звёздочки (Torx, Tx) — такие болты на велах тоже встречаются, особенно в тормозах. Впрочем, для работы с инбусовыми болтами торксы тоже пригождаются — конкретно на этих ключах хексы на коротких концах, звёздочки же на длинных, а размеры хексов и торксов почти совпадают, многие болты, если они сидят не туго, удобно крутить звёздочками — выходит быстрее, а труднодоступные места легче достать.

Третье — цепная выжимка. Без неё разорванную цепь иногда можно сколотить обратно двумя камнями, но если элементы разлетелись или сильно повреждены, то выход — только удалить два звена и срастить исправные (не забыв потом вставить новые — при укорочении цепи будут проблемы с переключением на большие звёзды). Посему выжимку надо иметь и уметь ею работать, что не так просто — можно и запороть звено, и поломать инструмент.

Для цепей разной ширины (односкоростных, 6-8-скоростных, 9-скоростных...) они разные, так что повнимательнее при покупке. Нередко при перекосе у винта выжимки ломается носик — не спешите выбрасывать больную, купите вторую такую же, ровно зашлифуйте торец на сломанном винте старой и насадите его на вороток новой — очень удобно тупоносым винтом собирать цепь, ибо обычно носик ломается при сборке, достаточно небольшого перекоса. Тупоносый же держит цепь мёртвой хваткой.

У меня на концах воротка прошлифованы канавки и туда намотана и пропаяна медная проволока — родные резиновые колпачки не держались совершенно, детали постоянно терялись. Шлифовка что винта, что воротка делалась на электроточиле.

Ну, и обязательно надо иметь с собой две хороших отвёртки — на плюс и на минус, то есть крестовую и шлицевую. Пригождаются не только для винтов... Итак, что имею в техаптечке лично я?

В ближнем выезде (в пределах города, километров на 10 — 15 от дома) — камеру и насос.

В среднем выезде (на удаление километров 20 — 50) — дополнительно набор инбусов, заплатки с клеем, колёсный манометр, выжимку, два запасных звена цепи. И колпачок золотника, хотя нормальный колпачок и так стоит минимум на одном колесе.

В дальнем походе добавляются запасная покрышка, благо покрышку с нейлоновым кордом возить несложно, пара запасных спиц с ниппелями, несколько разных болтов, включая минимум один шатунный (а там нестандартная резьба, если не изменяет память — 8х1 мм, где попало не купишь), пара осей от старых педалей... Педали, увы, сейчас надёжностью не блещут, пару раз ломались внезапно, причём в последний раз — с виду крутая педаль Horst ценой 2250 р. за пару, на промподшипниках. При должной ловкости можно ехать на одной педали, загребая стопой шатун с поломанной, но это в простых условиях, да и подошву можно быстро угробить...

А вот оси и места занимают минимум, и ехать на них можно легко. Само собой, для смены педали нужен ключ — у крутых моделей это инбус, недорогие же меняются тонким рожковым ключом на 15. Можно подобрать «семейник», на котором есть зев на 15, можно сточить по толщине обычный ключ... Если замок седла стянут гайками М8, так крепятся многие подпружиненные сёдла (езду на неамортизированных я считаю издевательством, вернее, об этом кричит моя отмороженная поясница, очень не любящая удары и вибрацию) — то надо ещё иметь ключ на 13.

А если у вас древние шатунные болты, не под инбус, а с обычной головкой — то нужен съёмник шатунов, с обратной стороны представляющий собой торцевой ключ на 16. Шатуны с посадкой на квадрат очень редко, но всё же сваливаются — даёт о себе знать плохой металл, тогда остаётся только тянуть с периодической подтяжкой болта. Либо посадить шатун на горячую, но это тема отдельного разговора... А съёмник шатунов сам по себе требует для привода рожкового или накидного ключа на 16.

Ну, и главная принадлежность в дальнем, да и среднем походе — багажник и сумка-штаны на нём, я её называю по-восточному — хурджун. Возить всё на себе не годится — рюкзак сильно стесняет движения, дыхание, да и нагрузка на седло со всеми прилегающими частями тела повышенная... В дальнем желательно несколько разгрузить заднюю ось, перевесив часть груза вперёд. Кто-то говорит, что «породистый скакун превращается в корову» с грузом на передке, но это всё ерундовая лирика, а вот поломанное ухо рамы, ось, багажник или взорвавшееся колесо — перспектива вполне реальная.

У меня спереди, в эдаком мини-хурджуне, висят две бутылки воды, иногда — палатка. Впрочем, это уже дело ваше и лежит оно за рамками разговора о техаптечке, суть — лучше спереди вешать груз не на руль, а на раму возле самого-самого стакана, в крайнем случае — на перья вилки. Груз на руле своей массой крайне мешает рулить, на больших скоростях становясь опасным.

Это минимум, что можно было изложить по технической экипировке вела. Инструменты нужны, чтобы аппарат починить, багажно-грузовое оборудование — чтобы не поломать ни коня, ни себя, разместив и инструмент, и багаж. А багажа бывает много, я возил даже чугунную плиту (огромную чугуняку, которой покрывают сельскую печь) и 4-конфорочную газовую панель — правда, последнюю не в хурджуне и не на багажнике, а как вертолётчик, на внешней подвеске на руле. Было сложно, но путь лежал недалеко, свои пять километров «груз, мешающий управлению», как он зовётся в ПДД аккуратно проехал по тротуарам. Интересно, много ли бы налетали вертолётчики, если бы они не возили грузы, мешающие управлению?..

Рулите много, но аккуратно, знайте ПДД и думайте наперёд!