Ростислав -
-Феофил Матвеевич Толстой 1809 – 1881
- композитор и музыкальный критик, писавший под псевдонимом «Ростислав».
"Ныне совершенно забытый, а в 40-х -- 50-х годах очень известный музыкальный критик..." - В. В. Стасов.
Представитель аристократического рода Толстых, (сын сенатора М. Ф. Толстого, брат Павла, Николая, Ивана Толстых) и внук Кутузова по материнской линии.
Его служебную карьера была предрешена и развивалась по линии департамента военного министерства; в 1865 г. она завершилась высоким постом члена Совета Главного управления по делам печати и званием "Гофмейстер Двора Его Величества". Но интересы Феофила Матвеевича лежали в совершенной иной области: это были музыка и литература.
Он занимался пением и даже совершенствовался в этом искусстве в Италии. Писал музыку – одна из его опер, «Birichino di Parigi», была поставлена дважды: в Неаполе в 1832, и в Петербурге - в 1835 г. Сочинял он и кантаты и оратории, а романсов у него насчитывается более двухсот. Даже женитьбой своей Ф. И. был обязан опере: с певицей А. Д. Давыдовой , своей будущей женой, он познакомился, так сказать, «на театральных подмостках».
В высшем свете Ф. М. Толстой был популярен не только как певец, но и как композитор, актер и рассказчик: «…он был одним из немногих, которые удостаивались счастья быть приглашаемыми на вечеринки государыни императрицы Александры Федоровны". Но после сорока лет Ф. М. Толстой оставил сочинение музыки и посвятил себя литературе: писал повести, романы, драмы и комедии, а также - фельетоны и критические статьи. Как критику, ему удалось добиться известности. Свои статьи, написанные хорошим литературным языком и в свободной манере - как бы воображаемого разговора с читателем - он публиковал в серьёзных изданиях, таких, как «Северная пчела», «Голос», «Московские ведомости», «Journal de St. Petersbourg») и подписывался псевдонимом «Ростислав».
Его музыкальные вкусы были вполне традиционными. Нетерпимость к «модерну» отчасти искупалась признанием отечественной классики в лице Глинки и Даргомыжского. Сердцем же он принадлежал к «западникам» и был пропагандистом творчества Серова. С композиторами «Могучей Кучки» Толстой открыто конфронтировал.
В «Райке» Мусоргского* досталось всем музыкальным «ретроградам»:
«Здесь директор консерватории Заремба, известный своими религиозными увлечениями («учит, что минорный тон — грех прародительский, а что мажорный тон — греха искупление»). За ним вприпрыжку скачет «Фиф вечно юный, Фиф неугомонный» (Фиф - Феофил Толстой). На мотив пустенького салонного вальса он восторженно воспевает знаменитую итальянскую певицу Патти … последним со страшным треском я грохотом «выезжает» Серов, язвительно названный здесь «Титаном»… По свидетельству современников, хохотали до слез даже сами осмеянные, так остроумен и заразительно весел был этот музыкальный памфлет».**
Особенно же пристрастным Ф.М. Толстой выказал себя как литературный критик. Современники в сердцах называли его «обскурантом». Тем более неожиданным для всех явился его роман «Болезни вола», где Толстой внезапно поменял свои взгляды на современность. «Он не согласен сам с собой» говорили о нем...***
В этой связи упоминание П.И. Полетики о присутствии на премьере «Хованщины» Феофила Толстого приобретает двоякий смысл: с одной стороны, критиком он был влиятельным, и его приход означал определённый интерес общества; с другой - можно было ждать его язвительной критики в отношении Мусоргского. Однако Феофил Толстой не опубликовал ни одного слова о премьере в Кононовском театре - в отличие от Стасова.
---------------------
* Это большое музыкальное произведение, «мини-театр». Форма и название родились под воздействием деревенских воспоминаний о забавных балаганных представлениях, «Райках».
**Э.Л.Фрид.«Мусоргский"
***Статья Корнея Чуковского "Ф. M. Толстой и его письма к Некрасову."