Самолет-Лапоть

Юрий Жданов 2
САМОЛЕТ-«ЛАПОТЬ» …    
               


Ты, вобравший все наши стремленья,               
Наш порыв к недоступной черте,               
Каково тебе там, в отдаленьи               
В высоте, чистоте, пустоте.   

               
Нам грозящий смертельным металлом               
Ты, двадцатого века стрелец!               
О, каким безрассудным и малым               
С высоты предстает твой творец… 

Григорий Бронфман.  Из стихотворения  «САМОЛЕТ».               

               
Стихотворение «САМОЛЕТ» опубликовано в газете «Истребитель» № 6, апрель 1991 года, на странице 4 («Литературная страница Литературного объединения «МиГ»). «Истребитель»- газета трудового коллектива ММЗ имени Артёма Ивановича Микояна (ныне- Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ» ). 


Вы, вероятно, можете подумать, что это какой-то сказочный летательный аппарат, нечто вроде ковра-самолета?  Вовсе нет. Это был реальный советский дозвуковой самолет МиГ-105.11- один из аналогов-предшественников знаменитого космического орбитального самолета многоразового действия («самолета-челнока») «Буран».  А при чем здесь «лапоть»? Забегая вперед, успокоим сразу Ваше любопытство-любознательность: такое шутливо-ласковое неофициальное прозвище этот самолет-аналог получил с легкой руки одного из создателей программы «Спираль» из-за необычного внешнего вида носовой части самолета, очень похожей при определенном ракурсе на самый обычный лапоть.               
-Зачем же ему сделали такую носовую часть?- спросите Вы. А вот теперь давайте не будем забегать вперед: ответ на свой вопрос Вы получите, но позже. А, впрочем, можно и сейчас успокоить Вас: такая форма выбрана из расчета условий преодоления очень высоких скоростей и температур, возникающих при спуске с орбиты. Увидеть этот сохранившийся до наших дней самолет можно в Центральном музее Военно-воздушных Сил Российской Федерации в подмосковном Монино. Он предназначался для отработки одного из этапов создания сложной авиационно-космической системы «Спираль».   


               
К освоению космического пространства воздушно-космической авиацией в Советском Союзе приступили уже через четыре года после полета в Космос в 1961 году первого космонавта в мире- Юрия Алексеевича Гагарина. К созданию системы «Спираль» в середине 1960-х годов приступило ОКБ (Опытно-конструкторское бюро) Генерального конструктора Артёма Ивановича Микояна (1905-1970), ныне- Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ»).               
Вот как об этом задании сказал в своем интервью в 1996 году Генеральный конструктор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ростислав Аполлосович Беляков (1919-2014): «В рамках космического проекта «Спираль», главным конструктором которой 29 июня 1966 года был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, и для исследования полета и отработки спуска с орбиты и посадки будущего советского космического самолета ОКБ «МиГ» получило задание разработать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет «Эпос»- аппарат треугольной формы с несущим корпусом» (Р.А. Беляков, Ж. Мармен. Самолеты «МиГ» 1939-1995. М. АВИКО ПРЕСС. 1996. 288 с. (Энциклопедия самолетов «МиГ»). Стр. 263).


Непосредственно руководил разработкой этой системы Главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский  (1909-2001).  Для поэтапной отработки всех сложных вопросов системы «Спираль» сначала намечалось создание нескольких различных самолетов-аналогов уменьшенных размеров (в масштабе 1:3) орбитального самолета, каждый из которых предназначался для решения конкретных задач. Самолет МиГ-105.11 («Лапоть») должен был в пилотируемом режиме обеспечить имитацию непилотируемого (то есть в автоматическом режиме) захода на посадку в атмосферном участке траектории спускающегося с орбиты гиперзвукового космического самолета. Для отработки и имитации спуска в атмосферном участке траектории намечалось также создание сверхзвукового аналога (МиГ-105.12) и гиперзвукового аналога (МиГ-105.13). Для летных испытаний полностью подготовили МиГ-105.11 и МиГ-105.12, но полеты провели только на дозвуковом аналоге (МиГ-105.11). Проверить предстояло и возможность осуществления программы орбитального самолета непосредственно на орбите. Для этого были созданы проекты орбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2 и БОР-3. Созданы были также и проекты космических аппаратов-аналогов  «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет) БОР-4 и БОР-5. Все эти самолеты-аналоги для экономии расходов на экспериментальные исследования тоже были выполнены в уменьшенном масштабе. Но работы по созданию «Спирали» были прерваны в 1969 году и возобновились в 1974 году.

               
В октябре 1976 года был осуществлен первый полет самолета МиГ-105.11 (дозвукового аналога орбитального самолета в проекте «Спираль»). Этот, как и последующие необходимые летные испытания этого аналога успешно выполнил летчик-испытатель  Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец (1937-1991). Опыт, приобретенный при проектировании и испытаниях МиГ-105.11 впоследствии использовался при разработке экспериментального воздушно-космического  аппарата «Бор». Летные испытания на дозвуковом самолете МиГ-105.11 проводили также летчики-испытатели Петр Максимович Остапенко (1928-2012), Игорь Петрович Волк (1937-2017), Александр Васильевич Федотов (1932-1984), Валерий Евгеньевич Меницкий (1944-2008), военный летчик  Василий Евгеньевич Урядов (1934-1998). Первый старт самолета МиГ-105.11 из-под фюзеляжа самолета-разгонщика, роль которого выполнял тяжелый бомбардировщик Ту-95К, и успешный автономный полет и посадку осуществил 27 ноября 1977 летчик-испытатель Авиард Гаврилович Фастовец. Но дальнейшая работа по программе «Спираль» остановилась почти на десять лет. Все наработки по этой теме пригодились при создании многоразовой космической орбитальной системы «Энергия-«Буран», головным разработчиком которой было назначено Научно-производственное объединение «Молния» (НПО «Молния») во главе с Генеральным директором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским. Многолетняя напряженная работа по этой теме успешно завершилась созданием многоразового уникального космического корабля «Буран». Он совершил первый и единственный непилотируемый (то есть в автоматическом режиме) полет 15 ноября 1988 года. После фактического закрытия в 1993 году этой программы, самолет «Буран» был переоборудован в научно-познавательный аттракцион «Буран: космическое путешествие» и доставлен в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Максима Горького… Здесь он находился в 1994-2014 годы, а 6 июля 2014 года переехал на Площадь Промышленности Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), где и находится недалеко от макета ракеты «Восток», на которой совершил свой полет Юрий Алексеевич Гагарин- первый космонавт в мире …

               
30 мая 2007 года Алексей Андреевич с женой Ириной и друзьями посетили Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Максима Горького…               
-Давайте сходим на аттракцион «Буран: космическое путешествие»,- предложил он. Все приняли это предложение. Вошли по трапу внутрь корабля. Уютно усевшись в кресле, Алексей Андреевич не заметил, как улетел мыслями в 1960-е годы- время создания самолета МиГ-105.11 …    

 
               
Юрий Жданов       22.07.2020