История в лицах. Ян Гус

Аркадий Кузнецов 2
                Ян Гус из Гусинца
                (30 ноября(?)1369(?) г. - 6 июля 1415 г.)

Девиз: "Правда(истина) побеждает!"
Прозвища: Чешский гусь.
Места жизни и деятельности: Гусинец, Прачец, Прага, Констанц.
Сподвижники: Збинек Зайиц, Иероним Пражский, Иаков Мис, Станислав из Знойма, Стефан Палеч.
Покровители: Вацлав IV, королева София.
Противники: Збинек Зайиц, Сигизмунд I, Александр V.
Современники: Василий I, Андрей Рублёв, Ягайло, Витовт, Ричард II, Шахрух, Маргрета I, Насими, Чжу Ди, Кристина Пизанская, Карл Орлеанский.

Литература:
М.Кратохвил. Магистр Ян. М. 1970.
Б.Рубцов. Ян Гус. М. 1958.
Т.Г.Шевченко. Еретик. Разные издания.

Он был совсем простого, крестьянского происхождения.
Известно, что родина Яна Гуса - чешская деревня Гусинец. Есть две таких деревни. Одна из них в окрестностях Праги, другая вблизи города Прачец. Обе эти деревни претендуют на звание его родины. Всё же чаще говорят о Гусинце, находящемся у Богемского, или Чешского, леса, в незначительном расстоянии от баварской границы.
"Гус" означает - из Гусинца. Но часто про Яна Гуса так и стали говорить - "чешский гусь", имея в виду то, что Гус - это и птица. Может быть, товарищи дразнили Гуса этим прозвищем, не подозревая, разумеется, что оно войдет в историю.
В семье, кроме Яна, было еще несколько сыновей. О достатке родителей мы имеем представление со слов самого Гуса: «Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока, наконец, не съедал и ложки». Ян рано потерял отца, которого звали Михаил. Имя его матери неизвестно. После окончания приходской школы она увезла своего тринадцатилетнего сына в город Прачец. В 16 лет юноша попадает в Прагу, мечтая стать священником.
Прага, куда приехал Ян, была одним из самых больших и культурных городов Центральной Европы. С 1349 г. существовал университет, открытый Карлом IV. В нем числилось до 11 тысяч студентов.
"Когда я был еще очень молод и духом и разумом, - писал впоследствии Гус, - я был суеверен; но, познав Писание, я понял свое прежнее безумие". Гус поступает в университет в 1390 году на факультет «свободных искусств»
В 22 года, на последние деньги, он купил себе индульгенцию. "В этот день я купил индульгенции, но зато мне пришлось потом остаться на одном сухом хлебе". Потом он станет врагом индульгенций. Известно, что он был страстным игроком в шахматы. «Игра эта, — говорит он, — часто доводила меня до вспышек гнева».
В 24 года - бакалавр теологии, в 27 лет - магистр свободных наук. В 32 года - декан, через год, в 1402 г. - ректор. Тогда же состоялось рукоположение Яна Гуса в священники. Он не добивался степени доктора богословия и сосредоточился на общении с народом.
В 1402 году Гус начал проповедовать в новой Вифлеемской часовне, одновременно вмещавшей до 3 тысяч прихожан. Проповеди там читались не на латыни, а на чешском языке.
Уже в 1380-ые годы в Чехии стали известны взгляды на церковь английского проповедника Джона Виклифа, которые разделял Гус. "Книги Виклифа открыли мне глаза, и я читал их и перечитывал". И он с этого времени становится почти аскетом.
 "Напрасно думают, - говорил Гус в одной из проповедей, - что легче заслужить прощение грехов, сооружая храмы, чем если помогаешь бедным".
 "Лучше унизиться перед низшим себя, нежели совершить богомолье с одного края земли до другого".
  "Христос запретил своим ученикам всякую мирскую власть; но слова его были забыты с тех пор, как император Константин дал папе царство... Богатство отравило и испортило церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость - и мир будет восстановлен... Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда".
Гус оставался глубоко верующим:"Поэтому, верный христианин, ищи истину, слушай истину, изучай истину, говори истину, придерживайся истины, защищай истину даже перед лицом смерти; ибо истина избавит тебя от греха, дьявола, духовной смерти и наконец, от вечной смерти".
Королева София покровительствовала Гусу и назначила его своим капелланом и исповедником.
"Они портят народ своим развратом, связанным с богатством. Надо отнять у них богатство. Преемники Христа должны быть бедны, а они пасут своё брюхо в роскоши. Они только и думают, как бы увеличить свои богатства".
"Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана".
И:"Не должно верить в церковь, потому что церковь не является Богом".
«Он был неутомим, он постоянно утешал, проповедовал и писал» - замечали про Гуса.
В 1403 году архиепископом Праги становится Збинек Зайиц из Хазмбурка. Поскольку ранее Ян Гус был его советником и другом, его позиции укрепились. Заийц назначил Гуса и его приятеля Станислава из Цнойма «синодальными проповедниками». Тем не менее в том же году большая часть профессуры добилась запрещения рассмотрения книг Виклифа в университете.
Архиепископ способствовал борьбе Гуса с мнимыми "чудесами" и суевериями. Из рассказов о Гусе: "Один пражский житель, явившись на богомолье в Вильснак, пожертвовал в храм серебряную руку, надеясь исцелить свою, пораженную параличом. Не получив исцеления, он нарочно остался еще на несколько дней. Стоя в храме, он увидел, что на кафедру взошел священник, который, показывая народу серебряную руку, стал торжественно рассказывать об исцелении. Тут больной не выдержал и закричал: «Поп, зачем лжешь! у меня рука такая же, как и была!» В таком роде оказались и прочие чудеса. Результатом этого исследования, произведенного, главным образом, Гусом, было издание архиепископского повеления, чтобы раз в месяц в каждом приходе произносилась проповедь против путешествия на богомолье в Вильснак. Сверх того, архиепископ поручил Гусу написать ученый трактат по этому предмету. Гус написал сочинение, в котором доказывал, что ни одна капля крови Христа не может теперь где-либо находиться".
Непростые отношения сложились у Гуса с королём. Тот отличался крутым и капризным нравом, ссорился с прежним архиепископом, по его приказу во Влтаву сбросили викария Яна  из Помука, выполнявшего архиепископскую волю; позднее Ян Непомук был канонизирован.
Когда в 1405 г. появилась папская булла в адрес архиепископа о недопустимости поддерживать «виклифовы ереси», Вацлав накричал на Гуса:"Ты и твой приятель Иероним - главные бунтовщики! Смотрите, если у вас не будет порядка, я велю вас сжечь!" Но вдруг заболел и затем резко переменил позицию. В университете ограничились предписанием: «Не толковать учения Виклифа в еретическом смысле».
В 1408 г. Гус во главе своих сторонников в университете поддержал преодоление раскола в папстве. Тогда же король поддержал Гуса в требовании преодолении немецкого засилья, этому способствовала ссора с папой, признавшим мятежного Рупрехта Пфальцского Римским императором.
Большая победа Гуса - Кутногорский декрет 1409 года.Ранее магистры университета голосовали по «нациям», которых было четыре: чешские, баварские, саксонские и польские, причем последние в основном состояли из немцев. Таким образом, немцы контролировали три голоса, чехи — только один. Король Вацлав своим указом изменил пропорцию. Немцы после этого отделились, решив основать университет в Лейпциге.
Чешское большинство выбрало Яна Гуса на одно полугодие ректором университета осенью 1409 года. Но тогда же Гус окончательно рассорился с архиепископом.
На него и его соратников сыпались доносы: «У нас раздаются возмутительные проповеди, которые терзают души набожных людей, уничтожают веру и делают духовенство ненавистным народу». Враги приписывали Гусу слова:«Слава Богу, что нам удалось выгнать немцев». Однако Гус всегда подчёркивал. что он лишь против неравноправия немцев и чехов, но не питает ненависти к немцам вообще.
Новый папа Александр V добился от архиепископа решения о сожжении книг Виклифа. Гус иницировал воззвание, подписанное многими чехами.
"Разумно ли, - говорится в воззвании, - сжигать книги, в которых обсуждается философия, мораль, математика и физика - вопросы чисто научные? Допуская даже, что книги Виклифа содержат еретические мнения, следует ли из этого, что их нельзя читать? Разве не наилучшее средство уничтожить заблуждение - изучить его? Как опровергнуть то, чего не знаешь?" По Праге ходила эпиграмма:«Збынек, епископ и ученик начальной школы, выучив А, В, С, D, сжег книги и теперь не знает, что в них написано».
18 июля 1410 г. Гус был отлучён от церкви. Он отказался явиться в папский суд для вынесения приговора. 15 марта 1411 года Гус был предан новой анафеме во всех церквах Праги. В двух священники отказались это исполнить. Гус же провёл публичный диспут «Согласно ли с прямым смыслом учения Христа, чтобы во славу Божию и для спасения христианского народа были поддерживаемы папские буллы о крестовом походе?»; последовало сожжение его сторонниками папских булл.
По просьбе короля Вацлава Гус покинул столицу в октябре 1412 года. Но он продолжал проповедовать по всей стране. Его поддерживали не только простые люди, но и дворяне - они хотели получить часть церковных земель. Тогда же Гус издал свои популярные проповеди в Праге. Наиболее известным стал трактат Vyklad viery, desatera a patere («Изложение веры, десяти заповедей и молитвы "отче наш").
В 1413 г. Иероним посетил Краков, а затем Вильнюс, Полоцк, Витебск и Псков, у него появились сторонники среди православных священников.
С 1413 года недавно избранный императором брат Вацлава Сигизмунд был во главе его противников. Император предложил Гусу изложить и обосновать свое мнение, позвав его на Констанцкий собор, на открытие которого в это время настаивал.
Констанцкий Вселенский собор, созываемый в ноябре того же года в городе Констанц на юге Германии, прежде всего решал вопрос о воссоединении католической церкви после "великой схизмы".
Император дал Гусу охранную грамоту.
В Чехии развернулось движение в защиту Гуса. Трое чешских дворян приложили свои печати к документу, который был послан императору Сигизмунду с просьбою оказать Гусу свою «мощную защиту». Сам Гус заявил:
 - Что же, я не скрываю себя от опасностей; если надо, я готов даже умереть.
Отправляясь на собор, Гус обратился к соратникам с письмом "Друзьям на прощание".
"Верные и любезные друзья мои!
Вы знаете, что я долгое время верно трудился с вами, проповедуя вам слово Божье без ереси и заблуждений; вы знаете также, что моим желанием было, есть и будет, вплоть до самой моей смерти, ваше искупление... Но уповаю на своего милостивого, мудрого и всемогущего Спасителя, что он по обещанию своему и по вашей верной молитве дарует мне мудрость и мужество духа святаго, дабы выстоял я и они не могли бы совратить меня на ложный путь, коли ниспошлет мне Господь претерпеть искушение, поношение, заточение или смерть, как он сам претерпел и возлюбленных слуг своих тому же обрек. Он дал нам пример, чтобы страдали мы во имя его и во имя спасения души своей".
Башмачник Андрей Поляк, прощаясь с Гусом, сказал: «Кажется мне, что ты не вернешься к нам».
По пути Гус был поражён, что его хорошо принимают в Германии, хотя был уверен, что вообще немцы его не любят. "Знайте, что я до сих пор не встретил ни одного врага"- написал он из Нюрнберга.
В Констанце 3 ноября Гуса проводила до нанятого им дома огромная толпа.
  - О, пусть будет спокоен! Ему нечего бояться, даже если бы он убил моего родного брата, - говорил папа.
Существовало предписание императора "свободно пропускать Гуса, дозволять ему жить, где хочет, и уезжать, куда пожелает".
"Если бы вы могли видеть этот собор", - писал Гус в Прагу. - Собор, называющий себя святым и непогрешимым, - просто отвратителен! Швабы говорят, что 30 лет потребуется, чтобы очистить город от грехов, которыми его теперь пятнают".
На заседаниях он отказался подчиниться требованию Совета полностью отречься от Уиклифа.
25 дней спустя после прибытия Гуса по приказу Иоанна XXIII и кардиналов заточили в подземелье доминиканского монастыря, в позорное помещение – в келью рядом с отхожим местом.
4 декабря 1414 года папа назначил по делу Гуса следственную комиссию из трех епископов.
В суде участвовали не только архиепископы и епископы, но и князья и представители городов Священной Римской империи. Заключённого из монастырской тюрьмы перевели в Готлибенский замок, где приковали к стене.
«Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа».
Первый публичный допрос был назначен на пятое июня 1415 года.
"Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил".
Его выступления прерывались свистом, топаньем ног, воплями: «В костер его! В костер!»
 "Гус учит, что божество имеет не три, а четыре лица, и что четвертое лицо - это он сам".
Поджо Браччолини, папский секретарь и гуманист по убеждениям, сопровождавший Гуса из Праги в Констанц и вставший на его защиту,  оставил протокол судебного заседания.
Император Сигизмунд строго сказал: "Ян Гус, я в последний раз предлагаю тебе отречься от своего учения!"
Ян Гус: "Я не намерен отступать от своего учения и веры. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали против меня свидетели. Все высказанное ими не имеет и тени правды!" Поднялся страшный крик. На Гуса посыпались обвинения и проклятия.
Архиепископ Лондонский: "Если бы у этого человека было десять жизней, тогда бы я взял их все у него за то, что он унизил римского папу, за то, что сбил с пути много народа! Народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгниет этот чех!"
Епископ Бриксенский: "Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас. Пусть он умрет!"
Пан из Хлума: "Все римское духовенство - это презренная толпа кутил и глупцов. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!"
Епископ Журский: "Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса! Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы!"
Из 88 участников суда 51 голос был за то, что Гус - еретик. За казнь же его было подано 45 голосов. Пылинка перевесила весы! Причём 30 участников высказались за то, что Гус не заслуживает никакого наказания!
Сигизмунд, выслушав окончательный результат,  побледнел и затрясся, как будто бы должен был произнести приговор над самим собою: он знал,  что от него зависели свобода и жизнь Гуса...
"Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением,  если он не отречётся..."
Тогда Гус мужественно спросил:"Ваше императорское величество,  уже ль вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту,утверждённую вашей печатью и подписью,  беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени..."
"Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проездить,  но  только сюда,  а это ты получил. Обратного же пути я не обещал... Твоё требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов." <Клир настаивал, что отлученный от церкви автоматически теряет имперскую защиту.>
Все были столь разгорячены,  что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса".
Вопрос ученикам: Поведение Гуса может показаться странным - ведь он мог легко оказаться на свободе. Почему он не бежал из-под стражи, а вернулся в место заточения? Понять Гуса может помочь прецедент с Сократом, который отказался от побега перед казнью.
Об императоре Гус сказал:«У него даже нет благоразумия Пилата».
"Думайте обо мне не как о мертвом, а как о живом, чтобы я впредь жил в ваших деяниях!" - обращался он к друзьям.
После оглашения окончательного приговора 6 июля Гуса сразу же вывели на казнь. «А место, на котором он был замучен, было нечто вроде луга среди садов констанцского предместья. Итак, сняв с него верхнюю черную одежду, в рубашке, крепко привязали его веревками в шести местах к какому-то толстому бревну, руки скрутили назад, и заостривши бревно с одного конца, воткнули его в землю, а так как лицо Гуса было обращено к востоку, некоторые стоявшие тут сказали: «Поверните его лицом на запад, а не на восток, потому что он еретик».
   О распространённому рассказу, Гус заметил старушку, подбросившую хворост к месту костра. "О sancta simplicitas!" (святая простота)- сказал он.
Епископ сказал Гусу: «Мы поручаем твою душу дьяволу!» - «А я посвящаю свою душу самому всепрощающему господу Иисусу Христу!»
Гус запел гимн: "Христе, Сын Бога живого, помилуй меня".
Пепел мученика был брошен в Рейн, чтобы не стала местом поклонения его могила.
Малою семьею
Сошлись чехи. Из-под пепла
Горсть земли с собою
Взяли в Прагу. Так монахи
Гуса осудили
И сожгли. Но божье слово
С ним не умертвили...
(Тарас Шевченко: «Еретик»)
На сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».
Сожжение на костре соратника Гуса Иеронима Пражского в 1416 г. привело к беспорядкам в Чехии и изгнанию из храмов священников. В 1419 г. в ответ на попытку усмирить гуситов началось восстание.
Гуситы разделились на радикальных и умеренных - таборитов и чашников. Гуситские войны кончились поражением таборитов и замирением чашников с католиками.
Можно послушать на занятии один из гуситских гимнов. Известно,  что в 1431 г. посланные против гуситов крестоносцы отступили уже от самой чешской границы, услышав, как поют чехи свой гимн.
В Гусинце, на родине Гуса, поставили статую святого Яна Непомука, чтобы "выкурить сам источник ереси".
Но идеи последователей Гуса вылились в движение чешских братьев. В новое время его стали ставить в один разряд с такими деятелями и мучениками идеи, как Сократ и Джордано Бруно.
Тарас Шевченко написал о Гусе поэму "Еретик", а Фёдор Тютчев посвятил ему стихи.
 
Федор Тютчев
Гус на костре(1870 г.)

Костер сооружен, и роковое
Готово вспыхнуть пламя. Все молчит.
Лишь слышен легкий треск — и в нижнем слое
Костра огонь предательски сквозит.

Дым побежал — народ столпился гуще,
Вот все они — весь этот темный мир:
Тут и гнетомый люд — и люд гнетущий,
Ложь и насилье — рыцарство и клир.

Тут вероломный кесарь — и князей
Имперских и духовных сонм верховный,
И сам он, римский иерарх, в своей
Непогрешимости греховной.

Тут и она — та старица простая,
Не позабытая с тех пор,
Что принесла, крестясь и воздыхая,
Вязанку дров, как лепту, на костер.

И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит,
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится — и голос не дрожит.

Народа чешского святой учитель,
Бестрепетный свидетель о Христе
И римской лжи суровый обличитель,
В своей высокой простоте

Не изменив ни Богу, ни народу,
Боролся он — и был необорим —
За правду Божью, за ее свободу,
За все, за все, что бредом назвал Рим.

Он духом в небе — братскою ж любовью
Еще он здесь, еще в среде своих,
И светел он, что собственною кровью
Христову кровь он отстоял для них.

О чешский край — о род единокровный!
Не отвергай наследья своего —
О, доверши же подвиг свой духовный
И братского единства торжество!

И цепь порвав с юродствующим Римом,
Гнетущую тебя уж так давно,
На Гусовом костре неугасимом
Расплавь ее последнее звено.

Художники изображали его схожим с ликом Христа, хотя по описаниям известно, что он был некрасив: лысым, безбородым и толстым.
На месте сожжения Гуса открыт памятный камень в 1862 году. Память о Гусе в Чехии шла рука об руку с борьбой за самоопределение потерявшей независимость страны.
...И если гром сраженья снова грянет,
Гуситский гимн иной размах возьмет,
В стране железа все оружьем станет,
В крови железо зазвучит: вперед!
      (Ян Неруда. "Только вперёд". 1885 г.)
 "Любопытно, что и теперь в Праге городские власти враждуют с памятью Гуса. Когда депутаты младочешской партии возбудили вопрос о постановке Гусу в Праге достойного памятника, против этого восстали, кроме непосредственных приверженцев австрийского правительства, также представители городского управления с бургомистром во главе", - писал в те времена наш соотечественник М.Филиппов.
В 1915 г., в год 500-летия гибели Гуса, в Праге, на Староместской площади был открыт ему памятник. В 1918 г., после провозглашения независимости Чехословакии, возродилась гуситская церковь, один из её храмов открыт рядом с памятником Гусу.
"Veritas vincit" ("Правда побеждает") - девиз Гуса - стал девизом Чешской Республики.
Ныне католическая церковь заявляет: «Учение Гуса может стать мостом между разобщёнными христианскими церквями». Папа Иоанн Павел II в 1999 г. осудил казнь Гуса.
 Вифлеемская часовня в Праге простояла до Второй мировой войны, когда была разрушена бомбежкой. Копия часовни была построена на первоначальном месте.
В Констанце теперь - мемориальный музей Яна Гуса. В Гусинце открыт Дом Яна Гуса.
Интересно, что в России есть одна улица Яна Гуса - в Рыбинске, где она появилась благодаря связям с чешскими побратимами. Больше улиц имени Гуса в городах Украины.
Можно порекомендовать посмотреть чешский фильм 1954 г. "Ян Гус"("Война за веру: Магистр") режиссёра Отакара Вавры.