Экспериментальный рейс

Анатолий Бызовской
Август месяц, после меженного периода, которому сопутствовало небывалое мелководье, вода на реке с первыми дождями прибыла, но габариты судового хода ещё близки к меженным значениям и сложностей вождения большегрузных габаритных составов ещё много.

 В Печору буксир «Советский» пришёл рейсом с Нарьян-Мара и меня срочно вызывают в управление пароходства к заместителю начальника по эксплуатации А. Я. Ананьеву. В кабинете он знакомит меня с представителями ГИВТа (Горьковского института водного транспорта), которые приехали внедрять метод толкания большегрузных составов из четырёх тысячетонных барж.

 По две таких баржи в кильватер мы уже водим несколько навигаций. А вот  по четыре тысячетонных.… О таком даже никто не думал. Специалисты в ГИВТе теоретически  по лоцманским картам рассчитали, что можно провести такой состав по Печоре.

 Всё руководство  ПРП категорически отрицали такую возможность, но эксперимент проводить надо. И экипажу буксира - «Советский», придётся решать этот спор.

Баржи на рейде.  Но мы заходим, в затон. Сутки нам дают на подготовку: это изготовление тросов для учалки барж и формирование состава. Состав готовим ниже железнодорожного моста, под мост такие составы ещё никто  не водил.

Учалкой занимались почти  весь следующий день. Предложений поступало много единственное, что я понимал, если всё это где - то « рассыплется»
                вся нагрузка опять ляжет на плечи экипажа.
Всё – таки состав сформировали. Рейдово - маневровый теплоход «Кета» помог взять оборот.
 
И вот уже течение реки и работа дизелей даёт составу движение и заставляет судоводителя думать, что и как. Добавляем обороты главных дизелей, набираем скорость, ищем момент, когда состав обгонит скорость течения реки и начнёт слушаться  рулей теплохода.

 Перекладываю рули на борт - состав  не как обычно, а с небольшим опозданием и гораздо медленнее, но всё - таки выполняет команду, подчиняется мощности нашего теплохода. На душе уже легче. Оставив запас мощности главных дизелей (так, на всякий случай), начинаем рейс.
 
Первый и самый сложный перекат «Рассольный», с углом поворота более чем 90 градусов и извилистостью судового хода под крутыми углами. Габариты судового хода: 140сантиметров глубина, 60 метров ширина, габариты состава: 28 метров ширина, длина состава с теплоходом 182 метра, осадка барж 130 сантиметров.

Задача перед экипажем довольно сложная, массу в 4000тон груза, при длине состава в 182 метра провести по этому, извилистому  серпантину реки, при запасе воды под днищем  в 10 сантиметров и мощности буксира всего четыреста пятьдесят «лошадиных сил».

 Напряжение нарастает, впереди первый перекат  большой сложности!

 При длине состава 182 метра на крутых поворотах «расскатка» состава не оставит ни одного метра свободной ширины судового хода.    Обдумываю каждый шаг своих действий.

Перед заходом на перекат сбавляем скорость хода, гасится инерция движения. Поворот начинаем заранее, медленно с крайнего положения, ориентируемся вешками, используя каждый метр ширины, потому что инерция задних барж и теплохода на повороте идет в противоположную сторону поворота и может быть больше скорости движения в несколько раз… это при такой длине. В чём мы позже убедились.

 Но всё нормально, состав слушается. На угол поворота зашли по нужной траектории движения, состав управляется. После выхода с переката - облегчённо вздохнули, появилась уверенность, что такие составы можно водить и у нас. Вахта первого помощника. Передаю управление ему. Он также со спокойной уверенностью продолжает движение.

 Небольшая неприятность  случилась на следующий день. Перекат «Игадыюрский», ниже села Усть – Уса,  крутой поворот почти под 90 градусов. Первый помощник, решил пройти этот перекат, не сбавляя ход.

Но сила инерции  на повороте была такова, что возможности  погасить ее практически уже не было, ширины реки уже не хватило. и весь состав  массой в четыре тысячи тонн, на выходе навалило на остров.
 К нашему счастью, остров приглубый, глинистый с деревьями вдоль  берега. В результате навала, состав «подравнял» остров и остановился.

 С нами был теплоход «Метель» теплопартии пароходства. Он еле успел «выскочить» из-под правого борта, а то бы отпечаток этого судна надолго мог остаться в острове. Теплоход «Метель», взяв нас на буксир, оттащил носовые баржи от берега, и мы продолжили движение. Больше до самого Нарьян-Мара случайностей с нами не было.

Так впервые на Печоре провели толканием - Четырёхтысячный состав с углём - в два пыжа, два счала.               


Никто,   кроме  нас

Работаем на участке Печора – Нарьян–Мар, протяжённостью 860 километров.

 Приходим с рейса, ставим баржи на рейде идём в диспетчерскую и в очередной раз получаем приказ следовать с двумя тысячетонными баржами в Нарьян-Мар.
 Баржи, гружённые песчано-гравийной смесью, стоят в ожидании буксировки в Кожве напротив базы хлебопродуктов. Времени нам дают только на заправку топливом и забор продуктов, а это всего три четыре часа в Печоре и снова в рейс.

 Подойдя к своим баржам, увидели на рейде ещё две груженые баржи. Решение было принято сразу. Связываюсь по рации с диспетчером и прошу дать добро на буксировку и этих барж. Диспетчер долго не соглашался, но затем, видимо согласовав  всё  это выше, мы получаем разрешение.

 Забуксировались довольно быстро, предыдущий рейс показал, что состав можно формировать с помощью буксирных лебёдок гораздо проще и быстрее. Тем более, что гидравлические буксирные лебёдки обладают мощным крутящим моментом. Состав сформировали, но спокойствия нет.

 Впереди - Железнодорожный мост - такие составы толканием под мост никто не проводил!

 Поднимаем якоря, начинаем брать оборот. В Печору летит пассажирский теплоход «Заря», на вахте механик Сергей Лохадынов. Поприветствовав нас по рации, он пожелал удачи нашему экипажу.
Добрые слова… немного успокоился, и появилась уверенность в своих действиях.  Хотя  понимал, что на карту поставил всё. Малейшая оплошность – может привести к нежелательным последствиям.
Собираю, как говорится всего  себя в «кулак» – Мне, молодому капитану – механику, всего двадцать семь лет! И третий год работы на этом буксире!?

Состав набирает ход, через 800 метров железнодорожный мост. Вспоминаю предыдущий рейс: с двумя тысячетонными баржами в кильватер, проходил под мостом на самом малом ходу, «щупал», как свал воды влияет на состав между устоями моста. Сейчас начинаю вспоминать и пытаюсь всё повторить, но уже с четырьмя тысячетонными баржами. (Дело в том, что здесь перед мостом в свое время добывали песчано- гравийную смесь и потом свал воды на устои моста стал меняться в зависимости от горизонтов воды).

Состав набрал скорость - Теперь всё, возврата нет!
 Такой состав перед мостом, уже четыреста пятьдесят сильному буксиру не остановить.  Главное не дрогнуть, хотя нервы, как струны натянуты до предела. Пожелание удачи механика Сергея Лохадынова, придаёт силы и уверенность.
Всё должно получиться!

И в этот раз удача была на нашей стороне. Впервые на Печоре железнодорожный мост предоставил свой судоходный пролёт для такого состава. Если бы что - то  случилось, такие составы уже никому бы не дали водить. Дальше рейс прошёл в штатном режиме до самого Нарьян – Мара.

 Был потом ещё и третий рейс с таким же составом. Взяли мы его перед самым железнодорожным мостом, тогда там ещё добывали песчано-гравийную смесь. Подняться с таким составом вверх и затем взять оборот, чтобы заправиться по обстановке под мост не получалось.

У нас не хватит мощности буксировщика, чтобы такой состав поднять против течения. Я решил сразу с оборота заправить состав под мост, но в пролёт, который действовал для судов, идущих снизу, в нарушении местных правил плавания.
Другого выхода не было.
 
Напряжение, конечно невероятное, но молодость и азарт берет свое. Балансирую на "буксирном канате" своего благополучия. Всё это понимаю, но ничего с собой уже поделать не могу - «бег с препятствиями» продолжается.

 Зайти в пролет железнодорожного моста с такого положения вряд ли бы  кто рискнул даже с двумя баржами, а тут четыре!? Но я опять, в каком - то «порыве». Перед этим на лодке «Казанка» сплыл по течению, посмотрел, для ориентировки, как и что. Но, то лодка, а это баржи, с грузом четыре тысячи тонн и сидящие в воде на 140 сантиметров.

Вызов брошен… якоря подняты!
 С тиховода начинаю оборот, носовые баржи вывожу на течение. Баржи на течении. Река показывает свою мощь, подхватывает носовые баржи и увлекает за собой.

Четыреста пятьдесят лошадиных сил, мощности буксира, для четырёхтысячного  состава маловато, это уже начинаешь понимать!

 Для управления этим составом нужна скорость хода. Хотя бы наполовину превышающую скорость течения, а её пока нет. Но, тем не менее, река своим течением помогла взять оборот,  хотя без нужной скорости, состав еще  в ее власти.

Мы успели ее набрать и железнодорожный пролет «проглотил» передние баржи и они попали точно в середину шестидесяти метрового пространства. Теперь пришлось всю мощь дизелей употребить на то, что - бы поправить состав и избежать касания устоев моста, задними баржами.

 Когда в десятке метрах от кормы теплохода прошёл устой моста, я облегченно вздохнул.
 А ведь напряжение было такое!!! Что я, кажется, забыл даже дышать.
 
Только сейчас в зрелые годы, стал понимать, что выражение – «Молодость и смелость - города берёт», соответствует действительности!
 Хотя, конечно, на флоте всем везти не могло, но кому-то это везение было даровано!

На этом, пожалуй, вождение большегрузных четырёхтысячных составов методом толкания и закончились. По одному рейсу сделали с такими составами буксиры: «Северный», «Комсомольский», «Заполярный».

 Впрочем, под железнодорожный мост такие составы, кроме нашего буксира «Советский», никто не пытался водить.