Грибная история

Любовь Витт
  « Аврора Эдисоновна...Грёза Плакатовна...Октябрина Марксовна...Все не то!» – перебирала я про себя  странные имена, пытаясь вспомнить, как звали одну старушку. Помню, что имя было необычное, но вот какое?! Что-то в ее семье явно намудрили.

 Дело в том, что  я хотела про неё  написать, но вот без имени не идет повествование и все тут! Казалось бы чего проще– напиши любое. Нет, любое имя не подойдет, тогда  образ вырисовывается смутный, как  фотокадр без резкости. Пока не вспомню, писать не буду!   

 И тут соображаю,  кто мне это имечко сможет подсказать...Представила, как нахожу в гугле далекий город, как узнаю  и  набираю номер нашей бывшей соседки  по дому и спрашиваю:«  Вера Николавна, Вы не помните как звали нашу соседку Сократовну, что под вами жила?» ...Стоп! Есть! Выскочило имечко, вернее  одно отчество –Сократовна! Ну, и то хлеб! УФФФФ! «Умничка!»–хвалю я себя, поглаживая по голове,  ведь четверть века прошло, а виделись с ней  всего ничего.


Сократовна...

  Вот есть люди, про которых достаточно сказать одно слово и все будет понятно. Сократовна была смешная. Начиная от кукольно–старушечьего личика с добрыми глазами и заканчивая нелепыми платьями, явно девчоночного покроя с всевозможными рюшечками. Получилась такая старушка–"подросток", которая  очень любила различные соломенные шляпки, украшенные ленточками и цветочками. Из под шляпок болтались  крупные серьги с дешевыми стекляшками. Жила она одна, но была  бойкой, веселой и очень доброй! Мне она нравилась:не скучно с ней было.

  С этой махонькой  шустрой старушкой я познакомилась очень давно, когда судьба забросила нас на туристическую базу недалеко от Костромы. Сократовна "служила" там при столовой. Считалась местной, из остатков старой деревушки неподалеку.

 За несколько лет до нашего приезда, на эту, Богом забытую деревеньку и саму базу, налетел ураган такой силы, что разметал все старенькие и дрябленькие строения.

 Сами корпуса турбазы устояли, но остались без единого  целого стекла. Вот так и переселились потом некоторые жители деревни  в 4-х этажное здание для обслуги. Там и работать стали, как и Сократовна. Да вот только не похожа она была на деревенскую, ну никак!  Может ее тоже принесло тогда ураганом неизвестно откуда, как маленькую девочку Элли?..

 Днем отдыхающие проводили  время на Волге: катались на лодочках или катамаранах.
По утрам, если не было экскурсий, кидались в лес. После них, как Мамай прошел! Собирали все: от полезных трав и, понятное дело, до грибов и ягод. Грибы потом тщательно перебирались, нарезались, нанизывались на ниточки и развешивались эти гирлянды на балкончиках.

 Но местные  жители были на отдыхающих не в обиде. У каждого была в лесу своя заначка– свои места заповедные, тем более, что отдыхающие далеко в лес не заходили, заблудиться боялись.

 Пришло время и нашей семье на зиму заготовки делать. Но искать грибы поблизости смысла нет, а дальше... подумать страшно. У местных спрашивать и не думай, никто не скажет. В лучшем случае махнут рукой в сторону леса, там мол.

 Вот и вызвалась вдруг эта сказочная  старушка – соседка Сократовна, по доброте душевной, повести меня за грибами – честь оказала.
Сократовна заверила, что сама потом мне все грибы переберет, а то мало ли...

 В тот день, освободившись от работы, она появилась передо мной часа в четыре пополудни, в обычном "грибном" одеянии: шароварах, теплой кофте с длинным рукавом (от комаров), в резиновых ботиках, и в неизменной  шляпке с лентами за спиной.

  — Девочки, вы надолго? – уточнил из окна мой муж.

  — Да мы скоренько, скоренько, туда и обратно,– заверила его соседка.


  "Девочки" перешли дорогу от дома и вот он – лес! Принимай грабителей даров  твоих. Последний раз оглянулась я на наше здание и стала спускаться в неглубокий овраг. Вскоре турбаза осталась позади. Один лес кругом.

 И пошлепали мы "скоренько" по вытоптанной тропинке налево. Ну это я шлепала, успевая крутить головой и жалея, что не взяла с собой какой-никакой, а фотоаппарат. Эх, такие кадры пропадали! К высокой сосне, в кронах которой спряталось солнце, притулились с двух сторон, как к мамке, две молодые яркие сосенки.

 Красота вокруг такая, что не знаешь, то ли под ноги смотреть, то ли наверх, где громко чирикает  стайка неизвестных мне птиц. Или успеть по пути ободрать крупную малину в колючих кустах среди коряг, да заодно и привычно по земле взглядом скользнуть, грибы выискивая...

 А надо сказать, что до приезда сюда, я ни разу лес не видела, разве что из окна поезда. А грибы только на картинках. Сначала и собирать их боялась, чтобы не отравились. Постепенно  за лето стала разбираться, опять же, Сократовна подсказывала. Появился интерес. Особенно с семьей весело собирать, хвастаться кто какой гриб нашел: стайку ли опят на трухлявом пне или толстенький и крепенький белый. Самые красивые были оранжевые лисички и такого же цвета маслята – с такими шапочками, словно их слизистую кожицу  маслом облили.

 Чаще всего встречались под елочкой волнушки, словно в прятки играли. Поднимешь нижнюю хвойную лапу – вот они  где, словно хоровод водят под елкой.

 Кругом полно розовеньких гламурных сыроежек, таких нежных и хрупких. Много  подосиновиков  и подберезовиков на высоких рябеньких ножках. Радовали глаз важные, на толстых  ножках, белые грибы – боровики  в велюровых  шапочках...
Вот с такими мыслями я шлепала  за Сократовной.

  А Сократовна не шлепала, она шустро скакала впереди, ну точно старушка –поскакушла из сказки: веселая, озорная, что-то без умолку говорящая. Мне ли?.. Или с кем-то из лесных жителей переговаривалась?
 Со спины она напоминала старичка– боровичка в женской шляпочке. Зачем она ей в лесу? Я еле поспевала.

 — Не отставай!– крикнула Сократовна, перескакивая, как спортсмен, через огромное дерево, лежащее поперек тропинки и шляпные  синие  ленточки радостно взметнулись.
 Нет, я  такой прыжок не совершу. Подхожу к препятствию поближе, забрасываю одну ногу, усаживаюсь на бревно, как в школе на уроке физкультуры на "козла", затем перетаскиваю другую. Это я то, которая в два раза ее моложе? Ага! А вы пробовали в джинсах, в вышину прыгать?

 Чем дальше в лес, тем чаще встречается бурелом – признак прошедшего когда-то урагана.
 — Сусановна!– обеспокоилась я,–Дойдем- то скоро?
 — Скоро! Оп!–прыгает Сократовна дальше.

 И тропинка давно закончилась. «Как она знает куда идти ?»– удивляюсь я.
Уже и грибов не очень хочется, так устала идти. Я их вообще поначалу не ела, дети тоже нос воротили  с непривычки, один муж с картошкой любил их жарить. Потому и   решила на зиму насушить и замариновать. Научусь, куда денусь! А вот собирать я их  полюбила, сам процесс по душе пришелся: гуляешь себе по такому чистому, ароматному  воздуху, да еще и дары собираешь! А уж думается как в лесу хорошо, а поется! Не приходилось?.. 

 Наконец поступает  команда от впередиидущей:
  — Собирай!
  — Неужели пришли?
 Ух ты!.. Передо мной  такая сказочная поляна, хоть кино снимай :ровная, светлая, в изумрудной травке цветочки растут и мелкая земляничка проглядывает. А вот и грибочки пошли, все мне знакомые. Оставив меня на попечение леса, Сократовна вскоре  скрылась за деревьями.

 — Ау, Сократовна! Проверка связи!– крикнула я в  том  направлении.
 — Ау! Я туточки!–откликнулась она почему-то сзади меня. Летает она по воздуху, что-ли?
 — С поляны не уходи, тут болота кругом – засосет,–слышится приказ.

 Впрочем, скоро я отвлеклась и занялась грибами. А вот и белые пошли–голубчики мои. Корзины быстро наполнялись. Пора и честь знать, а остановиться невозможно: то влево кинешься, приметив знакомую грибную  шляпку, то вправо. А вот шляпки Сократовны что-то   давно не видно...

 — АУ!– прокричала я условный сигнал. А в ответ тишина! И тут мне как-то сразу поплохело. Сначала испугалась за старушку: не свалилась ли куда?.. А вдруг ее уже засосало, крошечную такую?! Затем испугалась за себя: а если да, то что?..  Оставила корзины, пошла Сократовну искать–спасать. Аукала, аукала...никто не откликается. И где это её "туточки"? Ну что делать?!

 Вернулась на полянку–самое известное мне место в лесу. А солнышко уже к закату потянулось. Я без Сократовны – компаса, сама дорогу не найду, точно в болото свалюсь. Куда ее  занесло, что и не откликается? А страх все больше накатывает. Сижу, страдаю, взялась грибы перебирать...Некстати вспомнилось, как  местные рассказывали, что в лесу волки водятся. Этого еще не хватало! А нападут?! Чем отбиваться тогда? Перочинным ножиком или спреем от комаров? Стала я прислушиваться, нервы, как струны натянуты.

 — Этот оставь, – раздался голос над ухом!
 — Сократовна! Напугала! Я тебе кричала, кричала.
 — Да...я это...заплутала я. Давай назад  собираться.

 А чего там собираться? Подхватили полные корзины в две руки и пошли. Сократовна впереди, я за ней, как положено. Только она уже не прыгает, притомилась видно, да и корзинки тяжелые.
Тут  проводница останавливается, головкой в шляпке покрутила, носик задрала, словно воздух понюхала и изрекла:
 — Похоже не туда идем! 
 — Как не туда? –ахнула я,–А куда надо?
 — Надо домой! – сумничала она явно встревоженная и посмотрела на меня.


 А чего на меня смотреть? Сама понимаю, что надо домой, но для меня все деревья одинаковые. Кидалась Сократовна то в одну сторону, то в другую, я за ней...Снова возвращались на поляну, словно не отпускает она нас. Чуть отойдем, попадаем в такой бурелом, ну явно мы через него не перелазили, когда сюда шли. Это бы я точно запомнила!

 Самое интересное, что Сократовна ничего не соображает, словно это не я, а она  первый раз в глубь леса зашла. Ничего себе! Вот тебе и проводник! Лучше бы я  так и собирала грибы, как всегда, по краешку леса остатки роскоши.

 Соображаю :стоять без толку – смысла нет, надо дорогу искать. Вспоминаю: сюда шли–солнце справа было, через сосны выглядывало. Значит надо идти, чтобы оно слева теперь было. И поскорей, а то скроется за деревьями. В темноте шагу не ступишь, и фонарика нет.

 — Сократовна, за мной! – командую я и рванула туда, куда глаза глядят. Та  бухтит  сзади, что в другую сторону надобно.
 — А нам  сюда надобно!– убеждаю я .

 Растерянная  старушка  идет  теперь молча сзади. А я (дело чести –  на себя ответственность взяла), внимательно посматриваю вокруг, отмечая уже знакомые несостоявшиеся "кадры".

 Долго ли коротко шли, не сворачивая, пока и на тропку знакомую не вышли. А вскоре и дерево –"козел" увидели. Перелезли. Дальше веселей пошли. Вот наконец и моя троица: мама – сосна с детками. Темнеет. Тропинку уже еле заметно становится. Устали, тяжелые корзины  руки оттянули.

 Но вот, вроде  и овражек знакомый, хотя таких овражков... Поднялись наверх – дом наш как на ладони – четырехэтажка белая. Сама не поверила. Радость неописуемая! Словно из космоса нормально приземлилась. Минут через пятнадцать дома были. По пути Сократовна упросила меня никому не рассказывать, как она– местная опростоволосилась. Я пообещала.

 Домашние мои удивились такому отборному грибному богатству.
 — Дорогу запомнила?–спросил муж .
 — Нет...Сама не найду,–схитрила я, – Да и не мое это место, а Сократовны.

 А недели через две узнаю, что Сократовну в больницу отвезли–грибами отравилась. Еле откачали. Надо же, и на старуху бывает проруха. Думаю, что возраст стал ее подводить: голова, глаза. Слава Богу, обошлось! А вскоре мы с тех краев уехали, но грибные запасы с собой захватили.
 
  Много людей я встречала на своем жизненном пути. Кто-то запомнился, кто-то нет. Об одном жалею, что не расспросила  тогда старушку добрую о судьбе её. Теперь уже не спрошу. Но когда  вспоминаю костромской лес, то невольно мелькает впереди меня маленькая фигурка в нелепой шляпке, с таким странным отчеством–Сократовна.

(Фото-инет)