Джованни Морони. Портрет герцога Альбукерке. 1560 год. Холст, масло. Берлинская картинная галерея.
Габриэль де ла Куэва и Хирон (1515-1571) испанский аристократ, политик и военный, 5-й герцог Альбуркерке (1565—1571), вице-король Наварры (1560—1564) и губернатор Миланского герцогства (1564—1571).
В 1543 году Габриэль де ла Куэва вступил в качестве рыцаря в Орден Алькантара, в позднее он стал командором в Сантистебане. В 1563 году скончался 4-й герцог Алькуркерке (1510—1563), старший брат Габриэля, не оставив после себя наследников мужского пола.
Габриэль де ла Куэва и Хирон заявил о своих претензиях на герцогский титул и подал иск против своей несовершеннолетней племянницы Изабель. 1 декабря 1565 года Габриэль де ла Куэва и Хирон был официально признан как 5-й герцог Альбуркерке, гранд Испании, 2-й маркиз де Куэльяр, 5-й граф де Ледесма и 5-й граф де Уэльма, а также сеньор ряда городов и селений, в том числе Куэльяр, Момбельтран, Педро-Бернардо и Ла-Кодосера.
В 1560 году Габриэль де ла Куэва был назначен королем Испании Карлосом I вице-королем Наварры в звании лейтенанта и генерал-капитана этого королевства. Он занимал эту должность до 1564 года, когда он получил от нового короля Испании Филиппа II должность губернатора и главнокомандующего Миланского герцогства.
Габриэль де ла Куэва и Хирон был женат на своей племяннице Хуане де ла Лама и де ла Куэве, 6-й сеньоре де ла Лама, 3-й маркизе де Ладрада (ум. 1584). У супругов было две дочери.
В 1571 году Габриэль де ла Куэва и Хирон скончался в Королевском дворце Милана, не оставив мужского потомства.
Герцог представлен Морони во всем великолепии его сословного достоинства. Он изображен со шпагой, что, очевидно, указывает на готовность защитить в момент опасности честь семьи и свой город.
Дух рыцарственности выражен в сдержанной и гордой позе мужчины, а также в надписи на стене:
«Страх неведом мне и даже смерть не пугает меня».
Художник пристально всматривается в натуру, сочетая поразительную точность в передаче модели с любовью к роскошному колориту и богатой нюансировке цвета, отражающей влияние живописи венецианских мастеров Джорджоне и Тициана.
Освободив фон портрета от всех второстепенных деталей, Джованни Батиста Морони придает композиции строгую простоту, которая подчеркивает значительность воплощенного им образа.
Портреты Морони, мастера брешианской школы, исполнены в сдержанной цветовой гамме, отличаются проницательностью характеристики, простотой композиции, естественностью облика модели (“Портной”, 1560–е годы, Национальная галерея, Лондон; “Портрет мужчины”, 1560–е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Джованни Морони не только, подобно своему учителю Алессандро Моретто, сохраняет приверженность к реалистическому методу, но его портреты представляют собой значительный и своеобразный вклад в реалистическую линию развития искусства позднего Возрождения.