Земля обетованная

Виктор Морозов
      Если предположить, что обоснованной причины существования нашей цивилизации в прошлом не было, то и в будущем всей цепи причинно-следственных связей, нужной для её выживания, нет и … не будет. Однако если эта причина всё же существует, то будущее цивилизации может состояться как особая связь времен: прошлого, настоящего и будущего. Но и в этом случае, настоящее останется относительно слабым звеном,  которое конструктивно и функционально присутствует особым образом между прошлым и будущем.

      Связь времен представима как процесс, состоящий из элементарных циклов саморазвития, мгновений прошлого, настоящего и будущего, объединенных общей логикой. В самом общем виде эти циклы могут быть идентифицированы  как результат действия трех известных законов диалектики и представлены в математической форме единым процессом развития. Циклы саморазвития являются элементарными логическими конструкциями и  объединяют пространство и время в их неразрывное единство. Для каждого уровня мироздания циклы саморазвития реализуются по-разному, но независимо от этого их базисная логика консолидации в единый процесс сохраняется общей и по форме одна. Цивилизация, как и любая другая макро- или микросистема, следует этой логике. Связано это с тем, что природа, трансформируя, используя эту логику, порождает и воспроизводит свое разумное подобие, разумность.

      В дополнение к обычным материальным системам, цивилизация скрывает всеобщую логику развития за своими историческими особенностями. История цивилизации слишком сложна для осмысления, а её клубок событий  каждое мгновение становится еще более запутанным. Историзм усложняет и скрывает всеобщую логику развития, но эта же особенность создает дополнительное пространство возможностей для её познания и раскрытия. История, как поводырь ведет и периодически подводит разум к необходимости познания логики консолидации мгновений, создавая для этого множество самых разных возможностей. Но, следуя жанру своей «таинственности», за множеством этих возможностей история одновременно скрывает их  единство, единственность, сингулярность. Историческая сингулярность сводится к тому, что любое множество возможностей, предоставленных цивилизации для познания логики собственного развития, может быстро сокращаться до единственного неуловимого мгновения настоящего, его коллапса. Такой коллапс возможностей ставит людей перед историческим сакраментальным выбором:   или познать логику, содержащуюся в каждом мгновении настоящего, или  история, следуя своей «запутанности», самостоятельно сделает свой выбор…

      Такая «революционная» ситуация складывается из-за того, что настоящее существует между двумя мгновениями будущего. Одно из них ещё не произошло, а другое, реализуясь, мгновенно распадается на два относительно независимых мгновения - на прошлое и настоящее. Связь между мгновениями возникает, проявляется информационно, когда настоящее напрямую влияет на будущее, а человек делает свой выбор. И чтобы сделать этот выбор, как ему кажется, целесообразным, разум фиксирует настоящее, притормаживая, останавливая, обездвиживая ближайшие, как бы различимые мгновения будущего. Человек пытается прогнозировать будущее и для этого своими действиями придает нужную направленность текущим событиям, искусственно манипулируя  доступными ему мгновениями. Такое манипулирование в терминах кибернетики реализуется в форме отрицательной обратной связи. Человек пытается создать такое настоящее, которое бы влияло на будущее нужным ему образом. Однако он не осознает в полной мере того, что настоящее встроено в качестве отрицательной обратной связи в очень протяженную  цепочку причинно-следственных связей,  образованной из всех мгновений прошлого, настоящего и будущего. Человек очень хочет научиться «видеть» будущее, но не желает учитывать конструктивную и функциональную особенность настоящего, а продолжает руководствоваться массой самых разных научных и иных заблуждений. Следуя им, он даже просто своим присутствием на Земле вносит существенные искажения  в возможное будущее, понуждая его стать только таким, каким он его хочет видеть сейчас, в данный момент. Вместо того, чтобы пытаться создать и организовать полноценную систему управления развитием своей цивилизации в бесконечном пространстве возможностей, люди как жонглёры продолжают из века в век только манипулировать сиюминутными мгновениями будущего. В результате разные понятия их разума: идеалы свободы, справедливости, счастья, любви, веры и т.п. неизбежно только искажают свой первоначальный смысл, а постоянная политическая, научная, экономическая, религиозная и иная суета уводит цивилизацию к хаосу.   

      Заблуждаясь относительно места и роли настоящего, человек стремится преодолеть возрастающий из-за его действий хаос. Но ему трудно окончательно осознать, что главной причиной хаоса является его собственный разум, слабая прочность взаимосвязи в нем объективного и субъективного. Интуитивно и формально он осознает значимость этой взаимосвязи, но его разум от природы «заточен» на создание  материального и виртуального образа «благополучного», но, увы, пока замкнутого и фактически неподвижного настоящего. Манипулируя мгновениями будущего, ему кажется, что он вот-вот сможет добиться стабильности в экономике, политике, науке, религии и т.п. Но, на самом деле, стремясь к стабильности во всём, он тем самым только усиливает свою интеллектуальную зацикленность, заторможенность и консерватизм собственного разума. Примитивное манипулирование мгновениями будущего продолжается очень долго, приобретая самый разный, в том числе и глобальный масштаб. И такое длительное блуждание, как бы вне логики, не проходит без следа. Это приводит к тому, что пространство возможностей для выбора будущего сокращается, результат манипулирования его мгновениями остается всё более туманным, а прошлое, как показывает история, ничему людей не учит. Все попытки и хлопоты устроиться в настоящем, которое само по себе без прочной связи с будущим остается хаотичным, теряют для очень многих всякий разумный смысл. Но и связь такого настоящего с «царством небесным великого благоденствия», как к этому тысячи лет стремится китайская цивилизация, обречены. Поиски подобной земли обетованной не несут единства, целостности и неспроста все прогнозы будущего еще с ветхозаветных времен всюду вырождаются в апокалипсическую мифологему. 

      Теряясь, блуждая между прошлым и будущим, разум человека вынужден искать опору в любом настоящем и привязываться к нему, удерживая тем самым, как ему кажется, нерушимой связь времен. Пытаясь для этого создать хоть какой-то образ настоящего, разум человека склоняется сдерживать, останавливать реальное будущее, понуждая затем обездвиженное настоящее, в меру своей грамотности, к продвижению в «светлое» завтра. Разум изначально так устроен, что он зарождается в попытках остановить отдельные неуловимые мгновения будущего, с тем чтобы «успеть» создать из них образ настоящего. Минуя эту процедуру, ни возникнуть, ни развиваться разум не мог и не может – это его основа, природная реликтовая данность. Однако из-за этого в разуме, мышлении человека образ истории без связи с логикой скрывает возможность осознания всеобщего движения, развития объективной и субъективной реальности, их единства. Чтобы преодолеть эту данность и научиться мыслить иначе, шире, глубже, содержательнее, разум должен «переродиться», подняться на качественно новую ступень собственного развития. Без такого преображения разуму и дальше придется «творить», оставаясь замкнутым рамками собственной субъективности. 

      Разум – это величайший божественный дар человеку от неизвестного Творца. Но изначальный консерватизм разума склоняет человека считать, что  время – это не более чем иллюзия. В результате направленность, единая «стрела времени» никак не впишется в современное мировоззрение, а из-за этого не сложилось и единое мнение о том, что же такое время. Важно обратить внимание на то, что осознание направленности времени, в известном смысле, важнее самого понятия «время». Это важно не только для понимания того, чем является собственно время, но и для поиска высочайшего смысла, содержащегося в каждом мгновения настоящего. Такие ключевые понятия как «время» и «пространство» без этого сами по себе единства не образуют, а выводы любых теорий, построенных на их формальном единстве, остаются недостаточно корректными. Так, одним из выводов теории относительности является то, что время при движении материальных объектов может замедляться. Экспериментально это подтверждено. Но сам автор этой теории А.Эйнштейн считал время иллюзией. Тогда не очень понятно, что же подтвердил эксперимент: теорию, где время всего лишь иллюзия, или что-то иное. Вероятно, не время явилось иллюзией, а само будущее, ускользнувшее от осознания уважаемого ученого.

      Более 100 лет назад появилась теория относительности как квинтэссенция научной мысли. Однако, до сих пор «стрела времени» и, главное, её направленность скрыта природой в бесконечном многообразии своих форм движения, в их таинственном единстве. Множество стабильных материальных периодических процессов своей очевидностью по-прежнему склоняют человека фанатично верить, что их длительность – это единственная мера и основа для  измерения всего: времени, пространства, их единства. Но это огромный и ужасный обман разума, который оставляет, в конечном счете, каждого человека наедине с бедной и лишенной логики его личной историей. И коллективная, и личная история, оставленная вне логики, знает только одно направление - закрывает путь к Истине и неизбежно ведет к гибели. 

      Отношение людей к настоящему, а значит и к будущему, уже давно формируется путаным из-за их страстного желания измерить все параметры физически доступного им окружающего мира и на этой основе создать некую всеобщую теорию всего. Эта неразумная, безумная страсть превалирует в человеке над объективной необходимостью осознать фундаментальную роль настоящего, как земли обетованной для всех и всюду, где зарождается связь цивилизации с возможным, но не с апокалипсическим будущим.