Мой сосед Колька

Юрий Саньков
- Митя, смотри!  Твой сосед Колька появился на горизонте – сказал Егор, глядя в сторону очистных сооружений. По накатанной машинами дороге от самой бетонки, что вела к очистным сооружениям, по бывшему футбольному полю, и до самой речки, что протекала перед деревней, шагал высокий, худой парень. Это был Колька – Митькин сосед. Митька не видел Кольку уже несколько лет. Колька первый ушёл служить в Армию, а спустя два года пришла повестка и Митьке. Колька ещё не демобилизовался, когда Митьку провожали в Армию.  Колька был спокойный, слегка стеснительный малый. Ребят в деревне было не мало, они все хорошо знали друг друга, вместе росли, играли в различные игры, ходили в одну школу. В дальнейшее судьба сложилась у всех по-разному.  Колька ещё до Армии получил водительское удостоверение, отучившись ДОСАФ, куда его направил военкомат. В Армии он служил в автороте, а когда демобилизовался, устроился работать водителем на почте, развозил телеграммы и посылки. Деревенских ребят, в это время, в деревне почти не было: кто-то служил в Армии, кто-то уехал учиться, а некоторые успели жениться и жили семейной жизнью в стороне от прошлых увлечений. В это время освободился из заключения бывший житель нашей деревни, а теперь житель города Зарайск Колюня Сапожников.  Все ребята его звали Колюней, хотя имя у него тоже было Николай. Непонятно, где они встретились с Митькиным соседом, и что их подружило, но окончилась дружба тем, что однажды они забрались на элеваторный узел,  куда свозили зерно со всех колхозов и совхозов, украли там пять мешков зерна и получили по три года заключения. 
И вот Колька возвращается домой. Митька и Егор сидели на брёвнах возле речки. Брёвна эти были завезены специально для устройства моста через речку, как раз в том месте, где был маленький пешеходный мостик. Колька приблизился к ребятам, поздоровался, сел рядом с ними и закурил.
- Коля, что-то долго тебя не было в нашей деревне. Мы уж думали, что ты или сгинул в местах не столь отдалённых или остался жить там, где и отбывал наказание – сказал Митька.
- Да нет. Я последний год отбывал на химии (на стройке народного хозяйства) и можно сказать хотел там остаться.   Да вот только попал в ЛТП ( лечебно-трудовой профилакторий). Это меня начальство туда запрятало, когда я с руководством поругался, вот и получилось вместо трёх лет, оттрубил все четыре года.
- Ну и как там, в ЛТП? Как, как, да так же, как и в заключении, такие же вышки и охрана, в общем не убежишь. Так же работаешь на предприятии, ну кормят, конечно, несколько лучше, чем заключённых. Всё что заработал, откладывается на твою книжку, а из книжки вычитают за питание и одежду – в общем всё так же, как в заключении, только тебя ещё лечат от алкоголя.
- Интересно, а в чём заключается лечение? Ты что теперь вылечился?
- Да как сказать, кто хочет вылечиться, тот вылечивается, а я - не алкоголик. Меня просто упрятали за ругань. 
- Что же ты теперь намерен делать?
- На работу устроюсь, буду жить здесь в деревне. Брат мой женился, теперь в Зарайске живёт с женой, сёстры уехали и живут в Москве. Так что буду жить с матерью.
- Митька, а ты чем сейчас занимаешься?
- Коля, я учусь в институте, в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева). Сейчас на короткое время приехал домой.
- Ну, ты и даёшь Митя, здорово у тебя получилось. Ну да, ты и в школе был один из лучших учеников. Молодец Митька, я тебе слегка завидую. После всех этих передряг и испытаний оказаться в МИСИ. Ничего не скажешь – молодец! Егор, а ты чем занимаешься?
- Да ничем, работаю на фабрике в Зарайске, живу пока здесь в деревне с женой. Да вот обещают квартиру в Зарайске, как получу, так и переберусь жить в город.
- Да, все как-то обживаются, обустраиваются, глядишь, и я пристроюсь к нормальной жизни. Ребята, а у вас не найдётся горячительного? Со встречи, да с дороги, сейчас неплохо было бы по маленькой пропустить.
- Да нет проблем, у меня дома есть бутылка водки. Пойдём, сядем на скамеечке у Валеркиного дома. Он теперь один живёт, дети выросли и разъехались, жена умерла. Он рад будет нашей компании – сказал Митька.
Егор отказался от выпивки и пошёл домой. Из дома вышел Валера, хромая на одну ногу. Он был значительно старше всех деревенских ребят, и радовался любому случаю, чтобы посидеть и выпить в компании. Он только что оформил себе пенсию и нигде не работал, а раньше работал как раз на том элеваторе, куда сосед Колька со своим другом залезли, чтобы украсть зерно.
Все уселись на скамеечке за стол, Валера принёс стаканы и нехитрую закуску. Разлили по пол стакана, выпили, посидели, поговорили, допили остатки водки. Коля говорит: «Надо бы ещё добавить. У меня есть немного деньжат, кого пошлём?»
- Коля, я пошёл домой. Скоро скотину пригонят, надо матери помочь. Да и вообще хватит на сегодня.
- Ну как хочешь Митя, а мы с Валерой сообразим ещё чего - нибудь.
Поздно вечером Митька слышал, как у Валеркиного дома шла какая-то ругань, но не вышел.
- Сами разберутся – подумал Митька. Все ведь из одной деревни и уснул, устроившись на диване.   
На следующий день, ближе к обеду к нему пришёл сосед Колька. Видно было, что он с похмелья.
- Митя, ты давно в деревне?
- Да вот уже как две недели. А что?
- Может, подскажешь мне, куда устроиться на работу. Валерка говорит, мол, иди на элеватор, а как я туда пойду. Там меня их начальство наверняка запомнило.
- Коля, твои водительские права действительны? Я вот в местной газете прочитал, что требуется водитель на легковую машину, возить директора обувной фабрики.
- Отлично. Митя бутылка с меня, если устроюсь на эту работу.
- Да нет спасибо Коля. Это я со встречи вчера выпил, а так я не пью. Надо и тебе посерьёзней стать, это Валера в деревне от одиночества квасит, а может быть с тоски. Ты сегодня не ходи устраиваться, лучше будет, если ты приведёшь себя в порядок и завтра явишься в отдел кадров этой фабрики.
Колька так и сделал. На следующий день надел светлую рубашку, свой старенький, но приличный ещё костюм и пошёл устраиваться на работу.
Явился из города он после обеда и в нетрезвом состоянии.
- Коля, ну что устроился на работу?
- Да какой там чёрт устроился. Сначала я зашёл в отдел кадров. Кадровичка посмотрела на мои документы, на меня и сказала, чтобы я шёл на собеседование к самому директору. Я посидел на стульчике в секретарской комнате, пока эта расфуфыренная коза не пригласила меня в кабинет директора.  А уж там, в большом кабинете так вальяжно восседал толстый лысый директор, и секретарша возле него так и щебечет, так и щебечет. Когда я вошёл, она взяла какие-то бумаги и, виляя своей пухлой попой, двинулась из кабинета, а он как кот всё смотрел ей вслед. Потом очнулся и говорит мне: «Ну, расскажи мне дружок, где ты раньше работал, откуда прибыл, где и с кем ты живёшь?»
Я стал ему рассказывать, что де чёрт попутал, и я оказался в местах для заключённых, а теперь вот хочу жизнь нормальную вести, как и все.
- Ну да с кем не бывает – говорит он
- Я вот смотрю по документам, ты ещё и в ЛТП побывал.
- Ты что, сильно горькую - любишь?
- Да нет, просто со своим мастером несколько поспорили, поругались. Вот он и поспособствовал, чтобы я в ЛТП оказался, а я как вышел, так и точку поставил на этом деле.  А директор всё не унимается и спрашивает.
- Так ты что ж, теперь совсем не пьёшь, даже по праздникам не употребляешь? Я, говорит, все праздники встречаю с водочкой. А ты?
- Нет, ну в праздники и я выпиваю – отвечаю я ему.
- А после этого что делаешь, спать ложишься?
-  Да нет, чего спать то, когда на душе весело.
- Так значит, банкет продолжается, и ты следующий стакан пропускаешь?
- Да, ещё стаканчик для лучшего веселья. Ведь праздник как - никак.
- А потом что спать ложишься?
- Да нет.
- Николай весёлый же ты человек. Значит ещё, стакан заливаешь?
- Ну да - сказал я ему.
После этого он сказал мне:
- Спасибо, работник Николай. Но такие кадры нам не нужны. Иди, ищи себе работу в другом месте.
 Я ушёл, и честно говоря, нисколько не жалею. Как подумаю, что стал бы возить эту мерзкую тушу, так аж плохо становится. Ты знаешь звать то его Григорий Ильич Флюгер – чёрт лысый.  Лучше ящики или кирпичи возить на машине, но только не общаться с таким козлом. Я не смог бы с ним работать, а то ещё, не дай бог, опять окажешься в местах весьма отдалённых.
- Да, Колюха сложно устроиться на работу после долгой отсидки.  Я тебя понимаю, сам не люблю разный подхалимаж. Просто Колька мы люди другого склада, а тебе надо как-то найти работёнку попроще, поработать какое-то время, а за это время попытаться найти себе более подходящую работу.  В той же газете было объявление, что требуется сторож в карьер. В карьер, который находится за чугунным мостом. Не знаю, что там надо сторожить, ведь там одни белые камни, да будка для сторожа.  Коля, смотри сам, я в газете больше ничего не видел, может быть, из знакомых ребят тебе что-то предложат, а я завтра уезжаю в Москву.
На следующий день я уехал из деревни и вновь появился лишь зимой, во время зимних каникул.
- Мама, ну как наш сосед Колька, устроился ли на работу? Что-то его не видно на деревне.
- Да, что ты Митя. Его из сторожей выгнали. В этом карьере, где он работал сторожем, что-то украли. Он любитель выпить, вот и провыпивал имущество бытовки.  Его и уволили. А теперь бомжует в Зарайске, нигде не работает, ночью появляется дома, а потом опять уходит в город. Мать не знает, как с ним сладить. Если надо кому-либо из соседей кое-что, так он тут как тут, при- несёт, получит денежку и пропьёт. Вот такая у него жизнь. Хорошо хоть, когда не пьёт, матери дома помогает, но это бывает очень редко. Водка, вот что его губит.   
- Да мама, очень печально, но это его жизнь. Если сам не изменится, никто ему не поможет. Сочувствую я тёте Оле, она так ждала сына, и вот дождалась.