Церковь Николая Чудотворца на Чагане

Евгений Аничхин
 Особой любовью уральских казаков пользовался Святой Николай Чудотворец. Казаки называли его отцом и покровителем рыболовства. Отправляясь на сезонную рыбалку, плавню или багрение, они непременно становились на колени перед иконой Святого Николая Чудотворца и зажигали лампады и свечи. Так, по дошедшей до наших времен легенде, в конце XVIII века, а именно в 1791 году, Святой Николай Чудотворец явил чудо нашему земляку, уральскому казаку Даниле Мостовщикову, бывшему в это время в составе войск, осаждавших турецкую крепость Анапу. Пуля, выпущенная неприятелем, попала казаку в грудь и "разлепешилась", ударившись о медную иконку Чудотворца Николая, висевшую на груди у казака и спасшую ему жизнь.
В честь этого Святого в Уральске было построено две церкви - одна называлась церковью Николая Чудотворца на Чагане или Большая Никольская, вторая - Малая Никольская.
Для того, чтобы понять почему уральские казаки очень почитали Святого Николая, следует заглянуть глубоко в историю православия и насколько возможно подробно проанализировать праведную жизнь Святого Николая.
  Святой Николай родился около 258 года от Рождества Христова, т.е. жил в 3-4 веках нашей эры. Родителями его были Феофан и Нонна, проживавшие в городе Патарах(современная  Анталия), в древней Ликии, расположенной на территории Малой Азии(современная Турция). Он был единственным ребенком в семье и появился у родителей очень поздно. Как доносит до нас предание, родители его долго были бездетными и усердно молились Богу о даровании им сына, дав обет посвятить его Богу. Когда он родился, его назвали Николай, что значит "победитель народа". Подрастая, Святой Николай не переставал радовать своих родителей усердием в книжном обучении и своей благочестивой жизнью.Когда Святой Николай достаточно подрос, дядя его, Патарахский епископ, уговорил родителей отдать сына на служение Богу и Святой Николай начал свою церковную деятельность, сначала чтецом, дьяконом, а потом принял сан священника. А когда его дяде пришлось отлучиться в Палестину, Святой Николай остался его заместителем.
Через некоторое время скончались родители Святого Николая и он, будучи наследником их богатого состояния раздал его нищим и нуждающимся. После возвращения дяди из Палестины, туда наведался и Святой Николай. Пробыв там некоторое время, он принял решение остаться в Святых местах чтобы там служить Богу. Но обстоятельства сложились так, что ему пришлось вернуться на родину. Он поселился в Сионской обители. По прожитии там много лет, он покинул обитель, чтобы переселиться в г.Миры, столицу Ликии,там он продолжил служении Богу.Так случилось, что через некоторое время скончался архиепископ Ликийский Иоанн и на его место был избран Святой Николай. Собор епископов рукоположил Святого Николая в архиепископы Мирликийской церкви. На посту архиепископа ему помогали его сподвижники, два священника- Павел Рудийский и Феодор Асколонит. Как доносит до нас предание, это были "мужи известные всем своей добродетельной жизнью и просвещением.
 В период своего представительства Святой Николай заключался власть предержащими в тюрьму когда гонения на христиан достигли огромных размеров. Но в 311 году Святой Николай был освобожден императором Галерием и снова занял свой пост. Впоследствии, пользуясь хорошим к нему отношением императора Константина, он приказал разрушить все языческие капища по всей стране и в том числе храм Афродиты, красовавшийся в Мирах. Как сообщает летопись, жрицы этого храма отличались развратом, которому предавались открыто и на котором соблазняли приходивших на поклонение богине язычников. В 325 году  Святой Николай принял участие во Вселенском соборе, состоявшемся в г.Никее, главном городе древней Вифинии. На этом соборе, продолжавшемся около 2-х месяцев, во всеобщее употребление был введен Символ веры. Сохранилось предание, что в одно из соборных заседаний, святой Николай, не стерпев богохульства со стороны еретика Ария, в присутствии 318 епископов ударил его по щеке. Отцы собора лишили Святого Николая преимущества его святительного сана-амофора, а самого заключили в башню, откуда правда он был скоро освобожден. По возвращении с собора,Святой Николай продолжил свою деятельность. До глубокой старости дожил Святой Николай и после непродолжительной болезни он мирно скончался и был погребён 6 декабря(по старому стилю) в соборной Мирской церкви. Спустя четыре столетия по кончине Святого Николая, Святой Андрей Критский, совершая память богоносного отца в Мирликийском храме, говорил о нём:"...Назовём тебя воином? Название будет справедливо, ибо сражаясь с невидимыми силами , ты, как некий военачальник. принял всеоружие духовное, препоясал чресла твои истиною, облёкся в броню праведника и обул ноги твои в твердость евангельского мира. Отражая шлемом спасения нападение страстей, ты остался твердым и неподвижным, подобно камню. Защищаясь щитом веры и непоколебимой надежды от стрел вражеских, ты поражал противников своими ударами и, разрушая все их коварства, мужественно ограждал от них паству свою...".
  После того, как турки напали на Византийскую империю. пострадала и могила Святого Николая. А 9 мая 1087 года мощи Святого Николая были перенесены из Мир   Ликийских в итальянский город Бар, бывший в то время средоточием греческой веры. Для этого была построена церковь Святого Николая, а для мощей Святителя была приготовлена серебряная рака, украшенная драгоценными камнями. Освящение церкви произошло 1-го октября 1087 года , при этом освящена была только нижняя церковь, в которой до сих пор находятся мощи Святого Николая, верхняя же церковь могла быть освящена не ранее 22 июня 1197 года. "Латинская базилика", как называют здесь храм, где уже более 900 лет почиют мощи Великого Святителя и Чудотворца Николая...
  Вернемся к церкви Святого Николая, построенной в его честь в Уральске.Местоположение Большой Никольской церкви более или менее точно установлено ,хотя бы потому, что церковь стояла в начале одноименной улицы Никольской(в советское время ул.Рабочей), на берегу реки Чаган. Моя семья в сове время жила в квартале от этого места, на улице Камышинской(в советское время) . По мнению современников. это была красивейшая церковь из красного кирпича, с белыми пилястрами и шестиярусной колокольней! Большая Никольская церковь была одной из самых почитаемых казаками. Бывало живут казаки на дальних хуторах, а детей крестить или венчаться приезжают в Уральск, в церковь Николы на Чагане. А по престольным праздникам сюда приезжали помолиться целыми семьями.  Разрушена была эта красавица церковь большевистскими властями в 30-х годах XX-го века.
Малая Никольская церковь по некоторым непроверенным  сведениям(точнее мне установить не удалось) находилась на Туркестанской площади (ее значительно урезанная часть в советские времена называлась Облисполком, им.Ленина, Революции ). С какой то долей вероятности ее местоположение можно определить на месте здания Санэпидемстанции( в советское время), построенного в 60-70-х годах XX-го столетия. Это здание стоит на ул.Октябрьской( в советские времена) между улицами Театральной(ул.Предтеченской) и ул.Красноармейской(ул.Теркестанской).Современники сообщают, что полуразрушенное здание церкви простояло вплоть до 60-70-х годов XX-го века и его окончательно разрушили, когда решили строить здание Санэпидемстанции. По моим воспоминаниям, в период развала СССР, в начале 90-х годов XX-го века, за зданием Санэпидемстанции был устроен новыми властями вещевой  рынок(базар). И вот в середине этого базара были старые развалины, от которых достаточно хорошо сохранился подвал, в котором разполагалась какая то коммерческая структура, то ли магазин, то ли закусочная, точно не помню, но я отметил тогда, что кладка была старинная, из красного кирпича. Теперь и ее наверное нет...