1. VII. 5 Астральный Свет

Лариса Болотова
                Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

(стр.338 т.1) «Обсуждая и объясняя природу невидимых Элементов и вышеупомянутого «Изначального Огня», Элифас Леви неизменно называет его «Астральным Светом»; для него он есть «Великий Посредник Магии». Несомненно, это так, но только поскольку это относиться к Чёрной Магии и на низших планах того, что мы называем Эфиром, ноуменом которого является Акаша; но даже это будет признано ошибочным ортодоксальными окулистами.

 «Астральный Свет» есть просто более древний «Небесный Огонь» Парацельса; и сказать, что «всё, что существует, произошло из него, и что он сохраняет и воспроизводит все формы», как это делает он, значит оповестить истину только во второй половине предложения. Первое ошибочно, ибо если бы всё, что существует, было выявлено через (или via) этого посредника, то это не будет Астральным Светом, ибо последний не есть Вместилище всех вещей, но в лучшем случае только отражение всего этого.

Элифас Леви очень справедливо определяет его «Силою в Природе», посредством которой человек, могущий овладеть ею… один мог ввести мир в смятение и преобразить лик его»; ибо это и есть «Великий Аркан Трансцендентальной Магии».

Автор (Элифас Леви) по поводу великой действующей Магической Силы говорит:

«Этот всеохватывающий и всёпроникающий флюид, этот луч, отделившийся от (Центрального или Духовного) Солнечного Блистания… установленного тяжестью атмосферы (?!) и мощью центрального притяжения… Астральный Свет, этот электромагнитный эфир, этот жизненный и сияющий теплород, представлен на древних изображениях поясом Изиды, обвивающим два столба… в древних же теогониях змием, проглатывающим свой хвост, эмблемой осторожности, и Сатурна (эмблемой Безпредельности, безсмертия и Кроноса – Времени  не бога Сатурна или же планеты).

 Он есть крылатый дракон Медеи, двоякий змий кадуцея и Обольститель в Книге «Бытия»; но он же и медный змий Моисея, обвивающий Тау… наконец, это дьявол экзотерического догматизма и вдействительности слепая сила (она не слепая, и Леви знал это), которую души должны покорить, чтоб освободиться от оков Земли, ибо, если они не сделают этого, они будут поглощены тою же самою мощью, которая породила их, и возвратятся в центральный и вечный огонь».

                Так как при сотворении человека высшие Боги отказались сотворят, говоря что человек  (его физическая оболочка) не готов к этому, то в сотворении человека участвовали низшие Боги страстей и желаний, поэтому человеку приходиться преодолеть их, чтобы обрести духовность.    

«Элифас Леви совершает большую ошибку, постоянно отождествляя Астральный Свет с тем, что мы называем Акаша.

Далее Элифас Леви пишет:

«Великая Магическая Сила есть четвёртая эманация жизненного принципа [мы же говорим – она есть первая во внутренней и вторая во внешней (нашей) Вселенной], третьей формою является Солнце… ибо дневное светило [Солнце] есть лишь отражение и материальная тень центрального Солнца Истины, освещающего разумный [невидимый] мир Духа и который сам есть лишь заимствованный свет от Абсолюта».

Ни один индус никогда не принимал  Пракрити – Астральный Свет, лишь выше низшего плана Пракрите, то есть Материального Космоса (вещественного?) – за Безсмертного Духа. Пракрити всегда называется Майей, Иллюзией и осуждена к исчезновению со всеми остальными, включая богов, в час Пралайи. Как указано, Акаша даже не Эфир и менее всего она может она быть Астральным Светом. Те, кто не могут проникнуть за пределы мёртвой буквы Пуран, иногда смешивает Акашу с Пракрите, с Эфиром и даже с видимым небом.

Но всё это ошибочно, раз оба слова Прадхана, Первичная материя и Звук, как её свойство, были не поняты; первый термин (Прадхана), конечно синоним Мулапракрити и Акаши, а последний (Звук) Глагола, Слова Логоса. Это легко доказать: ибо это ясно из следующей фразы в Вишну Пуране. «Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего другого, за исключением лишь Одного, непостигаемого разумом, или того, что есть Браман и Пумс (Дух) и Прадхана (Изначальная Материя)».

Теперь, что есть Прахана, если не Мулапракрити, корень Всего в ином аспекте? Ибо, хотя и говорится далее, что Прадхана погружается в Божество, как и всё остальное, чтоб остался лишь Единый Абсолют на протяжении Пралайи, тем не менее, она рассматривается как  безпредельная и безсмертная. Буквальный перевод гласит: «Единый Прадханика Брама Дух! ТО было». И комментатор толкует сложный термин как существительное, но не как производное слово, употреблённое как определительное, то есть как нечто « объединённое с Прадхана».

«Пракрити в своём первичном состоянии есть Акаша», - говорит один учёный Веданты. Это почти абстрактная Природа. Акаша, следовательно, есть Прадхана в иной форме и, как таковая, не может быть Эфиром, вечно невидимым посредником, за которым ухаживает даже физическая наука. Также она не есть Астральный Свет. Как сказано, она есть ноумен семеричной дифференцированной Пракрити – вечно непорочной «Матери» Сына, не имеющего Отца, становящемуся «Отцом» на низшем проявленном плане. Ибо Махат есть первый продукт Прадханы или Акаши; и Махат, Мировой Разум, «характерное свойство которого есть Буддхи», не что иное, как Логос, ибо его называют Ишвара, Брама, Бхава и так далее. Короче говоря, он есть «Создатель» или «Божественный Ум в творческой деятельности, «Причина всех вещей». Он есть «Перворожденный», о ком Пураны говорят нам, что «Земля и Махат суть внутренние и внешние пределы Вселенной» или на нашем языке, отрицательный и положительный полюсы дуалистической природы (абстрактное и конкретное), ибо Пураны добавляют:

«Таким образом – так же, как и семь форм (принципов) Пракрити исчислялись от Махата до Земли – так же и во время  (элементного) разложения (пратьяхара) эти семь последовательно вновь вступают один в другой. Яйцо Брамы (Сарва-Мандала) разлагается с его семью Зонами (Двипа), семью океанами, семью областями и так далее».

Вот причина, почему оккультисты отказываются именовать Акашу Астральным Светом или называть её Эфиром. «У Отца Моего много Обителей» может быть сопоставлено с оккультной поговоркой – «У нашей Матери имеются семь обителей» или планов, из которых низший Астральный Свет находится поверх и вокруг нас».