История в лицах. Чжу Юаньчжан

Аркадий Кузнецов 2
             Чжу Юаньчжан(тронное имя Хунъу, государь Великой Мин)
                (21 октября 1328 г. — 24 июня 1398 г.)

Храмовое имя: Тайцзу, посмертный титул - Гао-хуанди.
Места жизни и деятельности: уезд Чжунли, Нанкин, озеро Поян.
Предки: прадеды - старатель и шаман.
Семья: жена - Ма, также 38 наложниц, дети - Чжу Бяо, Чжу Ди, ещё 24 сына и 16 дочерей.

Литература:
У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана. М. 1980.
С.Фингарет. Знак "фэн" на бамбуке. Разные издания.

Что было бы, если бы одержали победу участники средневековых крестьянских войн? Что было бы, если бы крестьянский сын, как в сказке, оказался на троне? В Китае всё это было. И особенно - в XIV веке, когда массовое движение низов полыхнуло против монгольской династии Юань, впрочем, уже давно китаизированной. Второй раз - после деревенского старосты Лю Бана в III веке до н.э. - в Китае в итоге оказался императором выходец из крестьян...
Не случайно исторический труд У Ханя о Чжу Юаньчжане был написан во времена правления человека, любившего себя сравнивать с Лю Баном и с ним - "великого кормчего". Историк работал над книгой о первом правителе Мин с 1941 г., но последнюю редакцию закончил в 1964 г.
Главный источник знаний о первом минском императоре - "Минши"("История Мин"), где, конечно, он всячески превозносится.

У Хань пишет:"Отец его, скромный и честный крестьянин, всю жизнь был арендатором, всю жизнь терпел произвол землевладельцев, а когда от старости поседел, у него по-прежнему не было ни клочка собственной земли".
Семья переселилась в провинцию Аньхой,  на восток страны.
В 16 лет, закончив начальное образование в монастыре, "Чжу Юаньчжан обрил голову, так что она стала гола, как тыква-горлянка, обрядился в поношенную одежду монаха и со сложенными ладонями на груди стал приветствовать встречных поклоном - словом, сделался заправским буддийским монахом". Некоторое время молодой человек бродяжничает и попрошайничал, из-за чего получил впоследствии прозвище "Император-попрошайка". Но в это время,  с 1351 г., начинается широкое повстанческое движение против чужеземной  монгольской династии Юань. Недовольство усугубилось наводнениями, непомерными поборами и голодом.
 "В те годы, когда Чжу Юаньчжан странствовал, в Хуайси вел тайную проповедь Пэн Инъюй, впоследствии основатель западной группировки "красных войск"; он учил, что будда Майтрейя явился в мир и организовывал повстанческие силы... Чжу Юаньчжан за эти годы бывал в Сичжоу, Чэньчжоу, Синьяне - местах, где восстания секты Майтрейи терпели поражения, а также в Хуайси, где тайно проповедовал Пэн Инъюй.".
Цвет "красных повязок" - цвет спасителя-Будды и счастливого будущего. Войска Юань - "белые". "Красные" против "белых" - вот когда это было впервые.
Способный юноша быстро становится во главе отряда. Он породнился с предводителем повстанцев, женившись на его дочери.
Зять полководца "красных войск" вскоре сам стал "великим полководцем".
Нищий монах-попрошайка за пять лет превратился в правителя Нанкина.
"На озере Поянху произошла битва, в которой главные силы обеих армий в течение тридцати шести дней ожесточенно бились между собой не на жизнь, а на смерть. Она была решающей для обеих сторон".
Уничтожая власть монголов, Чжу Юаньчжан действовал в то же время методами, похожими на обращение с временными союзниками Чингисхана."В 12-ю луну 26-го года Чжичжэн (1367 г.) Юаньчжан послал главнокомандующего Ляо Юнчжуна встретить Сяо Мин-вана на переправе в Гуачжоу. Юнчжун, заранее продолбив лодку, на середине реки утопил его и по возвращении в Интянь доложил Юаньчжану о выполнении приказа".
 Воззвание Чжу Юань Чжана(1367 г.) гласило:"Минуло уже тринадцать лет, как я, простолюдин из Хуайю, будучи выдвинут войсками во время великой смуты в Поднебесной, переправился во главе войск через Янцзы, занял Цзиньлин - пункт с удобным рельефом - и обрел естественный ров - Янцзы. Моя территория на западе доходит до Ба и Шу, на востоке граничит с синим морем. На Юге я контролирую Фуцзянь и Чжэцзян; Хучжоу, Сянчжоу, Ханьчжоу, Мяньчжоу, Лянхуай, Сюйчжоу и Пэйчжоу входят в состав моей территории; все земли, охватывающие Юг, находятся в моем владении. Там народ постепенно успокаивается, запасы продовольствия пополняются, войско постепенно укрепляется, и оно, натянув тетиву лука и видя, что народ Срединной равнины давно не имеет владетеля, сильно болеет сердцем. Я, почтительно приняв мандат Неба на право управления страной, не могу успокоиться и в настоящее время посылаю войска на Север, чтобы изгнать монгольских рабов, вызволить народ из тяжелого положения и восстановить величие и обычаи ханьских чиновников...
Я опасаюсь того, что Срединная земля давно провоняла козлиным запахом и народ там сильно обеспокоен, поэтому всеми силами буду расширять территорию и очищать ее от противника, стремясь изгнать монгольских рабов, искоренить насилия и смуту, обеспечить народу его место и смыть позор со Срединного государства; ты, народ, пойми это!".
К китайскому Новому году (январь 1368 г.) было приурочено провозглашение нового государства.
Китай стал называться Да Мин — Великая империя Света.
"По-моему, закладывать фундамент и начинать дело создания государства - это все равно что строить большой дом".
Про юаньского императора Шуньди, увидев водяные часы, им изготовленные, новый правитель говорил:"Он не интересовался делами управления, а занимался только этой чепухой, что называется, губил полезное с помощью бесполезного". Чжу Юаньчжан постоянно работал("всю жизнь в труде" - писал У Хань), но исключительно для государства, как он считал.
Девиз(тронное имя) императора Хуньу означает "Воинственный". И он его оправдывал. Прежде всего до конца победил правителей Юань, бежавших в Каракорум (1374 г.), вторгся в 1380 году(год Куликовской битвы!) в Монголию и сжёг столицу Чингисхана. В следующем году покорил на юго-западе большую часть земель царства Дали.
Образцом для новой империи была объявлена империя Тан. По её типу восстанавливались административная система, армия, культурные учреждения... Новое законодательство - свод законов «Да Мин Люй» - также повторяло танское.
Уже в 1376 г. началось усиление роли императора в управлении страной. Предпочтение в назначениях стало отдаваться родственникам Хуньу.
«Охрана в парчовых одеяниях» вершила суд и дело. Император с годами стал крайне подозрительным ко всему, что, как он считал, угрожает его власти.
По некоторым сведениям, за 30 лет императорского правления было казнено 100 тысяч человек. Лю Бан стремительно превращался в Цинь Шихуанди.
(Как и Мао Цзэдун... Именно у своего "образца" в истории он позаимствовал "синао" - "промывку мозгов".)
"Если кто из последующих поколений захочет изменить поучения родоначальника династии, то тот подлежит суду за измену и подвергается казни".
  По смерти государя последоали довольно скромные похороны, но при этом по сохранённому монгольскому обычаю были отправены на тот свет 28 наложниц... При жизни императора умерли три его старших сына, и наследником провозглашён сын старшего сына от первой и главной жены Ма. Но знать после смерти Хунъу быстро перестала подчиняться наследнику-внуку, и произошла смута, пока в 1402 г. власть не взял дядя(четвёртый сын Юаньчжана) - Чжу Ди(тронное имя - Юнлэ). Именно он перенесёт столицу из Нанкина в Пекин и начнёт строительство Запретного города. Также при нём возобновятся внешние завоевания - в Маньчжурии и Вьетнаме, и совершит свои небывалые по охвату стран от Китая до Африки плавания Чжан Хэн.
Об императоре напоминает внушительный мавзолей на горе Цзыцзиньшань под Нанкином, воздвигнутый по его указу с 1381 г. по 1413 г., когда уже царствовал его сын. В 1382 г. там же была захоронена императрица Ма Хоу. По легенде, после смерти Чжу Юаньчжана 13 процессий вышли из 13 ворот Нанкина, чтобы никто не понял, где хоронят императора. Ради нового захоронения были перенесены храм Цяньшань с останками знаменитого путешественника Сюань Цзана, но могила императора времён Троецарствия Сунь Цюаня была оставлена рядом... По воле сына-преемника над могилой установили 9-метровую стелу, хотя изначально сделали в скале 73-метровую(!), но никто не смог это сдвинуть с места. Мавзолей поддерживался впоследствии не только минскими, но и цинскими императорами.
У Хань определил, что же всё-таки первый государь Мин сделал положительного:"Его заслуги заключаются в том, что, объединив всю страну и покончив с хаосом двадцатилетних войн конца эпохи Юань, он дал возможность народу жить мирной и стабильной жизнью, сделал некоторые уступки крестьянству, в большой мере стимулировал сельскохозяйственное производство: восстанавливал ирригационные сооружения, поощрял выращивание хлопка, шелковицы и фруктовых деревьев, в северных районах с большим запасом земель и малочисленным населением разрешил крестьянам поднимать целину и вести собственное хозяйство, намного увеличил число крестьян-собственников. Освободив рабов, которые в большом числе находились во владении юаньской знати и бюрократии, он улучшил их плачевное положение и увеличил количество рабочей силы, занятой в сельскохозяйственном производстве. Он в больших масштабах произвел обмер земель, составил карты и книги на эти земли и соответственно несколько уменьшил неравномерность распределения налогового бремени. Он покровительствовал торговле и отменил налоги на книги и сельскохозяйственный инвентарь. Определяя внешнюю политику империи, он воспринял опыт внешних войн династии Юань и обобщил его в том плане, что необходимо отражать иностранные вторжения и в то же время не позволять себе нападать на чужие страны..."
Но:"Он управлял страной как тиран и деспот, пользовался услугами органов тайной полиции, фабриковал многочисленные кровавые судебные процессы, применял варварские и жестокие наказания и истребил большое число людей, дойдя до того, что "не различал, мудры эти люди или нет, и не разбирался, добры они или злы". Многие выдающиеся полководцы и литераторы были варварски истреблены без всякой причины. Стража в парчовых халатах играла зловещую роль в течение всего периода правления Мин".
Вопросы: Что можно в целом сказать о деятельности императора? Почему крестьянин на троне быстро превратился в властолюбивого деспота?