Конная гвардия Кубани ч. 8

Николай Мринский
Корпусу для усиления придали: сводную танковую бригаду (оставшиеся в строю 13 танков); 16-й, 24-й и 53-й дивизионы бронепоездов, 144-й отдельный батальон морпехов АВФ; 149-й миномётный полк майора В.Н. Масловского; 1167- пушечный и 1187- лёгкий артполки, 267-й отдельный конный артдивизион, 27- отдельный дивизион связи (ком-р - майор И.К. Голик), 90- отдельный полуэскадрон связи, полевой подвижный госпиталь № 200 и другие части (5). От нападения немецкой авиации войска корпуса прикрывали батареи 255-го отдельного армейского зенитно-артиллерийского полка. 31 июля германская 1-я танковая армия всеми 8 дивизиями, а германская 17-я армия 6 дивизиями из 9 форсировали Дон. Против указанных выше наших сил немцы в боевые порядки развернули: 5-й и 44-й армейские корпуса, 49-й горнострелковый корпус ген. Рудольфа Конрада. В него входила 1-я горнострелковая дивизия «Эдельвейс» - из немцев – командир ген. Губерт Ланц, 4-я - из австрийцев горной области Тироль, любимчиков Гитлера - комдив -  ген. Эльгзеер, а также 73-я (ген. Бюнау) и 125-я пехотные дивизии. Эмблемой 4-й горнопехотной вюртенбергско-баварской дивизии было горное растение горечавка, цветы которого схожи с колокольчиками и состоят из пяти лепестков, свёрнутых пропеллером в бутон. А горный цветок эдельвейс был эмблемой 1-й горно-пехотной дивизии, которая в боях на р. Ея не участвовала, так как она в это время вела боевые действия против остатков частей РККА севернее Ростова-н/д (Чалтырь, Персиановский, Большие Салы). 49-й горнострелковый корпус наступал 4-й горнострелковой и 73-й пехотными дивизиями на юг, от станицы Староминской к Тимашевской, очищая восточное побережье Азовского моря.
 
Две другие дивизии 49-го горного корпуса ген. горных войск Рудольфа Конрада оставались у Ростова, подавляя оставшиеся очаги сопротивления. Левее 9, 15, и 198-я пехотные дивизии 5-го армейского корпуса наступали на Тихорецк, удерживаемый остатками 18-й армии, подкреплёнными 8 бронепоездами. 1 августа 15-я кавдивизия при поддержке бронепоездов контратаковала 73-ю пехотную дивизию, но германская авиация быстро обнаружила бронепоезда и повредила несколько из них. Уцелевшим 4 бронепоездам было приказано отступать к югу от Тихорецка, но там они столкнулись с немецкими частями 57-го танкового корпуса. В течение суток бронепоезда не получали команд от штаба 18-й армии. А тем временем 198-я дивизия немцев заняла Тихорецк 4 августа. Только тогда бронепоезда получили приказ попытаться на большой скорости проскочить Тихорецк и уйти в Краснодар. Однако 5 августа при прорыве бронепоезда были подбиты германской артиллерией, а затем подорваны своими экипажами, которые ушли на юг пешком... Под ст-цей Канеловской отважно и умело сражалась 116-я Донская КД ген. Я.С. Шарабурко. 30 июля в 11 час. после часовой артподготовки два батальона вражеской пехоты, поддержанные 15 танками, пошли в наступление на Канеловскую, нанося удар из района Совдар, в стык между 257-м и 259-м кавполками. Подпустив противника на очень близкое расстояние от моста, казаки открыли огонь и затем взорвали мост в районе Совдар-Ейский. Было подбито несколько танков и уничтожено до двух взводов пехоты. В 14 ч. 30 мин. из района высот неприятель силой 3-х батарей произвёл интенсивный артналёт на Канеловскую и пытался вновь просочиться группами автоматчиков на южный берег Еи.

Встретив организованный отпор и, понеся большие потери, немцы отошли на исходные рубежи. Казаки действовали смело и решительно, вели точный огонь по врагам. В 3 часа ночи 31 июля без артподготовки гитлеровцы, подтянув до роты мотопехоты, сапёрную роту, снова атаковали донских казаков, перейдя в наступление из района пос. Совдар на северо-западную окраину Канеловской. Завязался рукопашный двухчасовой бой, в ходе которого враг был уничтожен и частично пленён. Одновременно по наведённому мосту и вброд через р. Ею выдвинулось до батальона немцев, которые сосредоточились на южном берегу реки, создав угрозу выхода в тыл 116-й КД. И снова казаки в ожесточённом бою, перешедшем в рукопашную схватку, отразили нападение с потерями для врага. В схватке особо отличились командир эскадрона ст. лейтенант Н.В. Макеев и комсорг 257-го полка А. Зеленский. Противник постоянно атаковал части 116-й Донской КД, пытаясь овладеть ст-цей Канеловской, но не смог прорвать оборону казаков. Более того, донцы ген. Шарабурко сами неоднократно наносили удары по врагу и совершали рейды в его тылы. Так, например, когда казачьей разведке на одном из участков, примыкающим к левому флангу 259-го Донского кавполка удалось выявить район сосредоточения резервных немецких подразделений, командир КД Шарабурко принял решение нанести упреждающий удар. По тылам противника был организован рейд конного отряда. Снова курсантов школы младших командиров дивизии и 3-й эскадрон 257-го сабельного полка при двух 76-мм орудиях возглавили ст. лейтенант В.А. Авсенев и комиссар Ф.Т. Коломенский.

В ночь на 1 августа конники произвели удар в тыл противнику через Сонино, Гейне, Отрадовка, Прогресс, х. Совдар. С наступлением темноты конная группа тронулась вперёд. Предварительно конной и пешей разведкой ещё засветло удалось установить, что левее Канеловской стык между немецкими частями слабо охраняется. К вечеру на несколько километров фронта здесь оставались отдельные наблюдатели. В этом месте выгоднее всего пересечь линию вражеских позиций. Казаки бесшумно подошли к речке, являющейся разграничительным рубежом между обеими сторонами. Своевременно найденный и проверенный брод позволил быстро перебросить орудия. пулемёты и боеприпасы на противоположный берег. переправа охранялась пешими дозорами, выставленными в сторону на 300-400 м и конными разъездами. Закончив переправу, конная группа тронулась дальше, выдвинув для охраны на фланги подвижные конные разъезды. Движение по бездорожью было затруднено особенно для пушек. Их нередко приходилось вытягивать на руках. Двигаясь бесшумно, конники к двум часам ночи 1 августа подошли к отметке 57, и в это время разведка обнаружила встречное движение колонн противника из х. Совдар на северо-запад. Командир конной группы ст. лейтенант Авсенев решил оставить орудия на огневой позиции в районе отм. 57 с достаточным прикрытием казаков, остальной группой, обходя колонну противника справа и слева, окружить и уничтожить её. Продолжая движение, вражеская колонна подошла на расстояние 120 м к орудиям. Лейтенант Леснев, командуя артиллеристами, подал сигнал открытия огня.

Обе пушки, заряженные шрапнелью, открыли губительный огонь по фашистам. Пешие автоматчики и мотоциклисты сразу сбились в кучу, затем бросились бежать с дороги. Тогда казачьи орудия перенесли огонь на окраину х. Совдар, а мотоциклистов и автоматчиков с двух сторон атаковали наши конники. Началась невообразимая паника. Немцы в одиночку и небольшими группами побежали назад в х. Совдар и их настигали неумолимые казацкие клинки. Противник расположенный в этом хуторе открыл беспорядочную стрельбу из автоматов и пулемётов. Эскадрон венгерской конницы бросился было в контратаку, но был обращён в бегство мощным ударом эскадрона под командой лейтенанта Сафонова. Преследуя отступающих, казаки ворвались на улицы х. Совдар и огнём автоматов и клинками разили врагов. Венгерские всадники падали один за другим, и фашистские автоматчики ничем не могли им помочь, боясь перестрелять своих. Казаки действовали уверенно, у каждого из них был отличительный знак. В некоторых местах схватки происходили и в пешем строю, как внутри селения, так и на его окраинах. Немцы пытались собраться в окопах вдоль реки, но огонь нашей артиллерии, поддерживающей рейд с переднего края обороны полка, губительным огнём уничтожал их. В итоге потери врага выросли ещё больше. К 4 часам утра Совдар был занят рейдовой группой ст. лейтенанта Авсенева, который исполняя поступивший приказ из полка, подал команду на выход из боя и отход в район Канеловской. После 6.30 конники уже находились в расположении своего полка.

В результате дерзкого налёта, при своих минимальных потерях (5 убито и ранено 8), кавалеристы уничтожили до 200 солдат и офицеров, 9 автомобилей с боеприпасами, 7 пулемётных точек, были захвачены трофеи и пленные. За успешные бои под Канеловской командир школы В.А. Авсенев был награждён орденом Красного Знамени. Намеченное наступление немцев было сорвано (6а). Ожесточённые бои в районе Канеловской продолжались до 3 августа включительно. Офицер Генштаба РККА при 17-м КК капитан Беззубенко Л.С. докладывал своему командованию: «... в течение 3. 8. 42 г. части корпуса ... вели ожесточённые бои с наступающим врагом. Особенно инициативно и смело уничтожает силы противника 116-я КД ген. Шарабурко. В итоге двух ночных налётов в расположение противника в конном строю силою до полка, он вырубил до батальона вражеской пехоты, захватил трофеи и пленных, имея при этом минимальные потери» (6). Из наградных документов на командира взвода учебного эскадрона 116-й Донской казачьей дивизии лейтенанта Н.Ф. Гудзя, представленного к ордену «Красное Знамя».- ... При выполнении боевого задания, зашёл в тыл врагу, налётом в конном строю уничтожил миномётную батарею, прочесал пос. Совдар, уничтожил в конном строю до 50 гитлеровцев и до 6 их огневых точек, что дало возможность эскадрону в полном составе ворваться в населённый пункт; на командира отделения учебного эскадрона 116-й Донской КД сержанта А.Г. Ковтуна, представленного к медали «За боевые заслуги» - ... При выполнении боевого задания во время ночного налёта на Совдар, занятый противником, убил 2 офицера, уничтожил две огневые точки (станковые пулемёты), а также уничтожил гранатами танкетку и захватил ценные документы.

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2017/03/16/2159