Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 12

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
 
Бриллиант, ждавший огранки

"Костры горят не только на улицах Парижа, но и в душах людей"
(Владимир Спиваков)


  По удивительному совпадению, Сара Бернар умерла в Париже  в год рождения в Нью-Йорке будущей оперной дивы Марии Каллас. (1)
   В том далёком декабре 1923 года мир даже не подозревал о том, что на небосклоне оперного искусства засверкала новая звезда.
 Расстояние между городами Париж и Нью-Йорк по прямой - перелёт самолетом - составляет 5837 километров или 3624 мили. Для  Марии Каллас расстояние никогда  не было проблемой. Она, человек мира,  покорила оперные сцены Европы и Америки. А последние годы жизни провела в Париже, городе Сары Бернар.
"Год - это нитка с узелками: когда одни узелки распускаются, умирают, но другие, на другом конце, завязывают новые"
(Валентин Распутин)
  Ушла одна дива, родилась другая. Это как традиционная французская фраза:
"Король умер. Да здравствует король!"
   Так в некоторых странах восклицают  во время провозглашения нового монарха.
 Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем...
  Если о Саре Бернар говорили, что  она авантюристка, что души у неё нет никакой...то Мария  Каллас всю жизнь  была занята поиском абсолюта, ни в чём не находила удовлетворения, а душу её терзали сомнения.  Она торопилась жить, всё успеть спеть, будто знала, что ей отпущено не так много. 
"Когда думаешь лишь о том, как покорить всё и вся, некогда заниматься душой", - сказала  в одном из интервью журналисту Юрию Коваленко французская актриса Фанни Ардан, имея ввиду Сару Бернар. (2)
 "Лучшая награда в нашей жизни - это возможность заниматься делом, которое того стоит"
(Теодор Рузвельт)
   В  2003  году  Фанни Ардан сыграла  роль   Сары  Бернар  в  одноимённой  биографической телевизионной  драме, снятой  по  мотивам  пьесы  Джона  Мюррела в соавторстве двух режиссеров Ив  Де  Туллио  и  Бернар  Мюра. Ардан, думается, считала эту роль большой удачей.
  Иногда  автор и актёр ассоциирует себя со своим героем. Так французский писатель-реалист Гюстав Флобер говорил:
"Мадам Бовари - это я".
  Он мог так сказать, потому, что вложил в образ своей героини немалую часть собственной души, наделил её своими сокровенными чертами, свойствами, особенностями.(3)
  Хотя  английский писатель 20-30 годов XX века  Сомерсет Моэм (4) утверждал, что портрет самого Флобера - это Фредерик Моро, герой  романа "Воспитания чувств" (1869).  В романе Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста.
  Постоянно думая о ней,  Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно встречаются и понимают, что всё это время любили друг друга и, хотя не могли быть вместе и насладиться взаимным чувством, именно тогда  они были счастливы. Удовлетворенные признаниями, Моро и Арну расстаются.
"Что прошло, того уж нет"
(Цицерон)
   Флобер никогда не был женат. С  1846 года целых 8 лет он был в отношениях  с поэтессой Луизой Коле, старше его на 11 лет. Их роман сохранился в  письмах.
  Детей у  писателя не было. Он был против рождения ребёнка.
В письме от 11 декабря 1852 года Флобер так объяснял:
"Никому не передам обострение и позор существования".
  Что он имел в виду - стоит только догадываться...Жизнь тяжёлая штука, многие считают, что не стоит в неё пускать собственное дитя, чтобы оно не мучилось...
   Да и не все мужчины хотят детей даже от любимых женщин. Отцовские, как и материнские чувства у некоторых не пробуждаются, увы...
  По словам   Эмиля Фаге, биографа Флобера,  отношения с Луизой Коле были его единственными серьёзными романтическими отношениями. (5)
  Поэтому высказывание Сомерсета Моэма в отношении Флобера  можно считать более верным, чем утверждение Гюстава, что мадам Бовари  - это он.
"Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя"
(Махатма Ганди)
   Когда  Фанни Ардан спросили: кто она -  Сара Бернар или Мария Каллас? Возможно, кто-то ей ближе по духу, или с кем-то из них она себя представляет?
Фанни  Ардан ответила на этот вопрос предельно  чётко и очень подробно:
"С Сарой Бернар  я  не имею ничего общего. Меня восхищает её энергия, которой я не лишена, но я не наделена её силой воли и целеустремленностью. Я совсем не искательница приключений, тогда как Бернар... мечтала завоевать весь мир..."
  Действительно, Сару Бернар повторить невозможно!
Она  оставила глубокий след в истории. О ней  писали знаменитые поэты и писатели, художники и скульпторы. Со многими Сара Бернар была в близких
отношениях. 
"Её считали жестокосердечной, коварной женщиной. Но Сара шла в ногу со своим веком", - считает Фанни Ардан.
"Жажда наслаждений делает жестоким" (Пьер Буаст)
  Может, Фанни Ардан ближе Мария Каллас? Нет, и не она!
"Марию Каллас сегодня слушаешь с не меньшим восхищением, чем полвека назад, - продолжала Ардан. - Но она была не только артисткой, но и великой личностью. Ранняя смерть превращает людей в героев -  возникает миф".
  Не всех, конечно, но в истории они остаются, запоминаются...
 Так было с королевой Марией -Антуанеттой. Погибнуть на эшафоте в 35 лет -  это судьба, рок? И сразу возникает вопрос: можно ли было предотвратить её смерть?  Хотя...С Революцией не поспоришь.
  Или Мэрилин Монро. Её образ  пытаются копировать многие. Настолько он запоминающийся. Вырасти из маленькой, ничем не примечательной девчонки в эталон красоты и элегантности - это дано не каждому.
"Артистом либо рождаешься, либо нет. И артистом остаешься, даже если в твоём голосе уже меньше огня. Артист - это навсегда" 
(Мария Каллас)
  В 1996 году   Фанни Ардан  впервые  примерила на себя образ  Марии Каллас в пьесе "Мастер-класс" в постановке Романа Поланского (6).
   Хотя эта пьеса в наше время осталась незамеченной. Было ещё одно перевоплощение Фанни Ардан в Марию  Каллас. На этот раз  оперную певицу актриса представила в  фильме Франко Дзеффирелли "Callas Forever"/"Каллас навсегда" (7).
  В 2003 году на XXV Московском кинофестивале за исполнение этой роли Фанни Ардан  была удостоена приза, присуждаемого за особые актёрские заслуги: "Верю. Константин Станиславский". Для любого актёра это наивысшее признание его творчества.
"Чем бы вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем"
(Конфуций)
  Оперная дива в пьесе Поланского и в
фильме Франко Дзеффирелли - это  не одна и та же Каллас.
  "Мастер-класс" рассказывает о реальных событиях жизни Каллас.  А действие фильма "Каллас навсегда" происходит в 1977 году, в котором реальная Мария Каллас умерла. Давний друг и музыкальный продюсер Ларри Келли,  вынужденный перейти от  классической музыки к рок-музыке,  убеждает Марию Каллас, оставившую сцену и живущую уединённо в своей квартире в Париже, вернуться в театр. В театре она должна будет  исполнить главную партию в опере Бизе "Кармен", которую  исполняла только в записи.
  Сначала Мария  отказывается, так как убеждена,  что потеряла голос и её лучшие годы выступлений на сцене прошли. Продюсер предлагает певице сниматься в новых фильмах с использованием её старых записей, а в новом театральном спектакле использовать старую фонограмму с её голосом.
"Не стоит отказываться от подобного предложения", - настаивает Бруна - экономка Марии в Париже.
   Идею продюсера поддерживает и доверенное лицо Каллас  журналистка Сара Келлер.  А вскоре к  Марии приходит молодой красивый художник Майкл - поклонник её таланта. Он тоже уговаривает певицу вернуться на сцену. 
 Мария соглашается и с энтузиазмом берётся за новую работу над оперой "Кармен", а также мечтает снова исполнить партию в опере "Тоска" Пуччини.
  Но однажды ночью, репетируя трудную сцену, она  включает старую запись собственного голоса, пытается повторить и не может. Мария Каллас  в отчаянии. Она понимает, что ушедшую былую славу великой певицы не вернуть. Оплакивая потерю голоса и своё нынешнее одиночество,  принимает тяжёлое, но единственно верное для любого настоящего артиста решение - отказаться от использования  фонограмм её голоса,как  в кино, так  и в театре.
  "Имей мужество принять последствия своих решений"
(Анастасия Парфенова)
  Снимаясь в  ролях Сары Бернар и Марии Каллас, Фанни Ардан понимала, что никакая актриса - пусть самая великая - не сможет быть им равной.
  Ведь это настоящие корифеи на артистической сцене, таких сейчас, возможно, и нет... Хотя в наше время свои герои, свои популярные артисты кино и театра.  Одни мелькают на телеэкранах, другие, в основном можно встретить только  на сцене драматических и оперных театров. Но у каждого своя харизма, свое проникновение в роль. Выделить кого-то одного, как символа эпохи трудно...может быть значительно позже?
"На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни"
(Карл Людвиг Берне)
   Фанни Ардан говорит о себе:
 "Мне трудно взглянуть на себя со стороны. Думаю, что на самом деле я гораздо проще. Может быть, у меня трудный характер и со мной трудно жить, но я не считаю себя фатальной женщиной*".
*Фатальная или   Роковая женщина (фр. la femme fatale), женщина вамп  -  распространённый в литературе и кино образ женщины,  манипулирующей мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале.
   Трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт мужчину  помимо воли. Зачастую это влечение приводит к гибели.
Фатальная женщина, по жизни рискованна,
Вниманием мужским, как дитя, избалована.
По сути броская, загадочно тайная,
Обворожительно - необычайная.
Незаурядна, горда, уверенна,
На пике моды, в словах размеренна...
Манит к себе красота слепящая.
Странная женщина, но... настоящая!
(Татьяна Урвина)
  У Фанни Ардан  на руках кольца, но не очень дорогие. Как говорит актриса:
"Когда-то у меня были прекрасные, великолепные, доставшиеся от бабушки драгоценности с бриллиантами… А потом их украли. И я приняла решение - накупить множество дешёвых колец, по евро за штуку… И носить с гордостью!"
  Теперь  в каждом городе, где она   бывает впервые, по традиции покупает кольцо - пусть недорогое, но обязательно большое и яркое.
Скажи, кольцо, как друг иль как злодей
Ты сжало мне трепещущую руку?
Скажи, что мне сулишь: ряд ясных дней
Иль чёрных дней томительную муку?
Нет, за тебя мне сердце говорит,
И я тебя, мой друг кольцо, целую;
И, вечности символ, твой круг, сулит,
Как ты само, мне вечность золотую.
...От  тиши к бурям переход столь быстрый,
Но сердцу так легко: нет на руке кольца -
И нет в душе надежды,  даже искры.
(Афанасий Фет)
  Фанни Ардан поделилась, что ей очень  хотелось сыграть роль  в фильме русского режиссера. Как оказалось, из российских литературных героев Ардан  ближе всего Настасья Филипповна.(8)
  "Она одновременно чиста и порочна, сильна и слаба,  - объяснила свой выбор Фанни Ардан. -  Первый раз я прочитала "Идиота" в 15 лет, а потом перечитывала в 30 и в 40. И каждый раз меня больше всего потрясали одни и те же сцены".
 Почему именно такой выбор? Прежде всего, роль характерная.
    Настасья Филипповна Барашкова -  молодая дворянка, человек неоднозначный и противоречивый.  С  одной стороны – гордячка, с другой – жертва. 
  В семилетнем возрасте она потеряла родителей, и её приютил миллионер Афанасий Иванович Тоцкий. Именно приютил, не воспитал.  Он был человеком, который не обладал  высокими моральными качествами.
  До шестнадцати лет он обеспечивал Настеньку,  а потом сделал из юной девочки содержанку. У Настасьи Филипповны не оставалось ничего другого, кроме как смириться с этой участью.
   Однако в 25 лет всё меняется. Тоцкий решает жениться, а  Настасью  с колоссальным приданым  планирует выдать замуж за богача. А что? Как иначе?
 Настасья Филипповна  из маленькой неуклюжей девчонки превратилась в красивую девушку, элегантную и изящную с прекрасными тёмно-русыми волосами. На выразительном, слегка надменном   лице выделялись глаза,  взгляд которых  западал в душу.
  Настасья Филипповна даже в домашнем платье и с простой причёской всегда выглядела очень грациозно, намного интереснее других молоденьких дам. Не зря приезжий князь Мышкин, впервые взглянув на портрет девушки, сразу обратил на неё внимание.
 Но при этом у Настасьи сложный характер. Она очень вспыльчивая, острая на язык, гордая и непокорная. Часто её называют бессердечной и высокомерной. И только  князь Мышкин смог заглянуть в душу, понял, как она несчастна. Что истинное лицо Барашковой - страдание, которое она тщательно скрывает.
   И действительео, Настасья Филипповна обречена на трагичную судьбу. Об этом постоянно говорили чёрные траурные платья и печальные глаза. Глаза, так похожие на глаза Козетты в романе "Отверженные"  Виктора Гюго:
"От неё не осталось ничего, кроме прекрасных больших глаз, на которые больно было смотреть, потому что, будь они меньше, в них, пожалуй, не могло бы уместиться столько печали". (9)
  Образ Настасьи Филипповны -  это олицетворение страшного душевного надлома. Это образ страдающей, несчастной женщины, которую никто никогда искренне не любил.  Любовь Тоцкого и других мужчин -  похотлива и безнравственна. 
  Настасья Филипповна понимала, что её приютили, чтобы под маской благодетели взрастить себе красивую рабыню, которой можно щегольнуть на балах, как дорогим украшением.
Любовь Парфена Рогожина - это бездумная страсть. Любовь князя Мышкина - обыкновенная жалость.
"Нет ничего более жалкого, чем быть любимым из жалости"
(Чезаре Павезе)
  Достоевский  избавляет свою героиню от страданий, поскольку сочувствует ей и жалеет, что такая неординарная женщина так и осталась непонятой и одинокой до самого конца. 
  В приступе ревности её убивает Парфен Рогожин.
 "Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть и честолюбие"
(Вольтер)
  Британская актриса и политик Гленда Джексон (10) сказала однажды:
"Театр всё равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть".
   Каждый спектакль Марии Каллас становился событием.  Величайшая  в мире певица, она  работала с самыми знаменитыми постановщиками, режиссёрами и дирижёрами на главных сценах мира.
 Среди них Герберт фон Караян и Леонард Бернстайн, Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли.
  С их помощью  Мария Каллас  превратила оперу в настоящий драматический театр, при помощи голоса заставляя  трели и гаммы выражать радость, беспокойство или тоску. Это необыкновенно и запоминающе.
  Взлёту карьеры Каллас в середине XX века сопутствовало появление в звукозаписи долгоиграющей пластинки и дружба с видным деятелем звукозаписывающей компании EMI Вальтером Легге. (11)
   Нельзя представить Марию Каллас  без восторженных аплодисментов, без  изобилия наград и почестей. Каллас уважали и боялись.
  Иногда зрители встречали певицу свистом. Порой   её  охватывал парализующий страх сцены. А ненавидящие коллеги по сцене, которым Каллас платила той же монетой. Яростные вспышки гнева, громкие ссоры и не менее бурные сцены примирения.
   Престарелый муж, сыгравший  роль Пигмалиона. Ловелас- миллиардер, смотревший  на неё  как на очень дорогую безделушку, которую он имел возможность себе позволить.
    Без этого тоже невозможно представить Марию Каллас. А ещё без дорогих украшений, мехов, без породистых щенков, без высшего общества, куда она так мечтала попасть, без нищей юности, деспотичной  маттери, без взрывов смеха, потоков слёз, без тянувшегося за ней длинного шлейфа невероятных слухов и сплетен, сопровождавших каждый её шаг.  (12)
 Лишённая всех этих странностей, Мария Каллас никогда не была бы той, кого знал мир, не стала бы тем, кем она была. 
"Не бегите сами от себя, от своей собственной странности. И это даже вовсе не странности - это ваши особенности. Примите это"
(Дэниэл Рэдклифф)
  Мария Каллас  в Милане, Нью-Йорке, Париже, Греции чувствовала себя как дома. Могла назвать себя гражданином, вернее, гражданкой мира.
"Королева, перед которой склоняли голову, женщина, вошедшая в легенду еще при жизни, тщательно скрывала от всех свою тайну -  ей никак не удавалось обрести счастье на этой земле"
(Дюфрен Клод)
  Дебют Марии Каллас  состоялся на сцене  Афинской Национальной  оперы в июле 1941 года в оккупированных немцами Афинах.
  Одна из ведущих певиц театра неожиданно заболела, и Марии предложили главную партию в опере Пуччини "Тоска". В момент выхода на сцену один из работников громко произнес:
"Разве такой слонихе под силу будет спеть Тоску?" (13)
 Мария отреагировала немедленно.
Никто  опомниться не успел, как рубашка обидчика была  разорвана, а из носа текла кровь.
   Публика, же была в восторге, услышав прекрасное исполнение арии Тоски. Критики  на следующий день в своих газетах поместили восторженные заметки и хвалебные отзывы.
В 1945 году Мария решила вернуться в Америку, где её ждали отец и… неопределенность..
  Успех в Греции оказался практически ничем для американских продюсеров.
 В Нью-Йорке наступает череда неудач. Марию не представили дирижеру Артуро Тосканини (14). Она  отказалась петь в "Метрополитен Опера" партию Чио-Чио-Сан из-за своего большого веса. Рухнули надежды на возрождение "Лирической Оперы" в Чикаго, где она надеялась петь.
  После двух лет неудач она знакомится с Джованни Зенателло, который предложил ей партию Джоконды в одноименной опере. (15) И на долгое время жизнь Марии оказалась связана с Италией.
  Именно в Вероне она познакомилась с местным промышленником Джованни Батистой Менегини.(16)  Он был вдвое старше ее и страстно любил оперу, а вместе с ней и Марию. В течение всего сезона он каждый вечер приносил ей огромные букеты цветов. Затем последовали выходы в свет и объяснения в любви. Джованни полностью продал свой бизнес и посвятил себя Каллас.
 После премьеры "Нормы" 1948 года, имевшей огромный успех Мария Каллас сказала следующую фразу:
"На сцене я пела не так хорошo, как в своем воображении!
  В 1950 году она впервые поёт в "Ла Скала".  Через  три года фирма EMI выпускает полные записи опер с Марией Каллас.
"Мой голос не может понравиться сразу, к нему надо сначала привыкнуть"
(Мария Каллас)
  Жажду собственного совершенства великая оперная дива испытывала всю жизнь. Мария Каллас  много работала над собой, чтобы из толстой, близорукой, неуверенной в себе девушки превратиться в богиню сцены и блистательную красавицу.
"Артистом либо рождаешься, либо нет. И артистом остаёшься, даже если в твоем голосе уже меньше огня. Артист - это навсегда"
(Мария Каллас)
  В 1954 году она дебютирует  в США, на сцене Лирической оперы Чикаго. Похудевшая на тридцать килограммов, преображённая Каллас покоряла публику на оперных сценах Европы и Америки в операх "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Норма", Беллини, "Медея" Керубини, "Трубадур" и "Макбет" Верди, "Тоска" Пуччини.
"Когда хочешь найти жест, когда хочешь понять, как играть на сцене, - говорила Каллас, - требуется только одно -  прислушаться к музыке. Композитор об этом уже позаботился. Если не поленишься по-настоящему прислушаться душой и ушами - я говорю, душой и ушами, потому что ум тоже должен работать, но не слишком много, - обнаружишь в музыке каждый жест".
   Мария Каллас превратила свой голос в выразительное средство. Выступала  как лирико-драматическое колоратурное  сопрано, в последние годы жизни стала исполнять партии меццо-сопрано.
  Колоратура от итальянского  слова "украшение" и это символично. Драгоценности помогали Марии Каллас поднять самооценку, отгоняли прочь призрак нищей юности, поэтому она  постоянно пополняла свою коллекцию украшений.
   Изумруды, бриллианты, рубины… Самый дорогой предмет коллекции  Марии Каллас  - платиновое кольцо с ярко-синим бриллиантом в 11,71 карата - был продан в 2004 году на аукционе "Сотбис" за 340 тысяч долларов.
   Бриллиант  -   камень с характером. Он словно сам выбирает свою судьбу и своего владельца.
   Магия бриллиантов - древняя и таинственная сила, неподвластная человеку. (17) И неизвестно, как поведут себя те, кто оказался под их влиянием.
 "Мы меняемся под влиянием людей, которых встречаем, и порой настолько, что сами себя не узнаем"
(Янн Мартел)
   В 1959 году происходит перелом в успешной карьере Марии Каллас. Этому способствовали потеря голоса, череда скандалов, развод с Джованни Менегини, разрыв с "Метрополитен Опера", вынужденный уход из "Ла Скала". Последнее, что окончательно выбивает Каллас из накатанной жизненной колеи  - несчастная любовь к Аристотелю Онассису. (18)
  Попытка возвращения на сцену в 1964 году заканчивается очередной неудачей.
"Служение искусству -тяжелый труд. И в начале, и в середине, и в конце", - к такому выводу пришла  Мария Каллас.
"Каллас...обладала фантастической техникой пения и, главное, пела сердцем и душой. Она была как проводник от Бога".
(Елена Образцова)
   Страстный и трагический роман с "золотым греком" Аристотелем Онассисом   вознёс Марию Каллас  на вершину счастья, а оттуда, как камнем вниз, сломал ей жизнь.
  Онассис щедро дарил  любимой залы, полные роз, роскошные меха, дорогие украшения. И он же, нисколько не смутившись, сказал Марии, когда та случайно нашла коробочку с бриллиантовым браслетом Cartier:
"Это подарок другой женщине - Жаклин Кеннеди".
  В этот момент в душе Марии произошёл надлом. Наутро, осенним днем 1968 года,  узнав из газет о свадьбе Аристотеля и Жаклин,  Каллас разложила по полу гостиной свежие газеты с фоторепортажами о церемонии. Певица надела любимое вечернее платье, высокие шпильки, подаренное Онассисом бриллиантовое кольцо и устроила дефиле. Каблуки превратили газеты в клочья, а Каллас повторяла:
"Они думают, я умру от горя. Как бы не так! Сегодня вечером я буду на приеме, в умопомрачительном платье, с его кольцом. Я буду королевой!"
  Чуть позже она напишет письмо своему возлюбленному Аристотелю:
"Ты не верил, что я могу умереть от любви. Знай же: я умерла. Мир оглох. Я больше не могу петь. Нет, ты будешь это читать. Я тебя заставлю. Ты повсюду будешь слышать мой пропавший голос - он будет преследовать тебя даже во сне, он окружит тебя, лишит рассудка, и ты сдашься, потому что он умеет брать любые крепости. Он достанет тебя из  объятий куклы Жаклин. Он за меня отомстит...". (19)
  Кстати, после свадьбы Онассис не прекратил своих встреч с Марией, только теперь они носили тайный характер. А во время своего медового месяца в Лондоне он звонил певице каждое утро, давая надежду на продолжение отношений.
  Единственное, что могло спасти Марию Каллас  от депрессии, - это работа. Вот только  к тому моменту голос певицы был уже не тот, поэтому она начала искать новые пути самореализации.
   Сначала Мария снялась в фильме Пьера Паоло Пазолини "Медея" по одноименной трагедии Еврипида. Но фильм кассового успеха не имел.
  Потом Каллас выступила в качестве режиссера,  ставила  оперу в Турине, а также преподавала в Джульярдской школе Нью-Йорка, записывала пластинки. К сожалению, удовлетворения от всего этого певица не получала. Сердце не обманешь - мысли все время возвращались к тем дням, которые она провела вместе с Онасиссом.
  Тогда Каллас попробовала вернуться на сцену вместе с известным тенором Джузеппе Ди Стефано. Публика встречала творческий дуэт  очень тепло, но во время гастролей Мария была недовольна собой, своим голосом. Да и критики писали нелицеприятные вещи.
   Попытка возобновить карьеру  не сделала Марию  счастливее. Забыть предательство любимого невозможно!  Даже время не лечит, а только притупляет боль.
"Глупо умирать из страха перед смертью"
(Луций Анней Сенека)
  Последние годы жизни Мария Каллас жила в Париже, почти не выходя из квартиры, где и скончалась в возрасте 53 лет в 1977 году. Тело было кремировано и похоронено на кладбище Пер-Лашез. После кражи урны с пеплом, и возвращения её обратно,  прах Марии Каллас  был развеян над Эгейским морем. Пустая урна остаётся в колумбарии кладбища Пер-Лашез.
"Смерть предстоит всему: она - закон, а не кара"
(Луций Анней Сенека)
  Вокруг смерти певицы существует и теория заговора, высказанная, в частности, кинорежиссёром Франко Дзеффирелли. Он заявивил  в 2004 году: "Мария Каллас могла быть отравлена при участии её ближайшей подруги последних лет, пианистки Вассо Деветци". (20)
   Он основывался на том, что именно по её распоряжению кремировали Каллас, хотя певица была против кремации.
  Но вполне вероятно, что Мария Каллас умерла своей смертью.  Согласно результатам  исследования итальянских фониаторов* Франко Фусси и Нико Паолилло Каллас умерла от дерматомиозита** - редкого заболевания соединительной ткани и гладкой мускулатуры.
* фониатры -врачи-специалисты по заболеваниям голосовых связок.
 ** дерматомиозит (древнегреческое кожа и  мышца + латинское-itis- суффикс, означающий воспаление), другие названия болезнь Вагнера, лиловая болезнь) - аутоиммунное*** заболевание с преимущественным поражением кожи и скелетной мускулатуры, сопровождающееся типичными кожными изменениями, симметричной слабостью проксимальных, то есть расположенные близко к центру тела,  отделов мышц конечностей, в ряде случаев нарушением глотания, осиплостью голоса.
***Аутоиммунные заболевания (АИЗ) - группа разнообразных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся в результате выработки антител против собственных тканей организма.
  Именно в связи с этим заболеванием голос Марии Каллас менялся  от сопрано до меццо-сопрано. Сопрано - самый высокий певческий голос, а меццо-сопрано - женский голос средней дальности, который лежит между сопрано и контральто.
  Что что-то с ней и с голосом не так, Каллас чувствовала.
"Чем тяжелей болезнь, тем явственнее внутренний голос"
(Чарлз Лэм)
   Вассо Деветци аккомпанировала Марии Каллас в записях 1977 года, последнего года жизни певицы.  После смерти Каллас Деветци стала организатором её похорон. Она распорядилась кремировать тело, а затем получила от родственников певицы значительную сумму на создание Фонда Марии Каллас, предназначенного для поддержки молодых певиц.
 Эти обстоятельства в дальнейшем послужили поводом для различных обвинений в адрес Деветци. Но прошло слишком много времени.  Сроки давности введены в большинстве юрисдикций по той причине, что акт преступления утрачивает социальную актуальность.
  Кроме того, Вассо Деветци к тому времени 17 лет уже не было в живых.
"Все мы надеемся на красивый конец этой некрасивой жизни..."
(Сергей Бодров)
  Это высказывание Сергея Бодрова -иллюстрация его смерти или исчезновения в Кардамонском ущелье. Но это совсем другая история...
   Маловероятно, что правда когда-нибудь будет обнаружена. Не только дождь смывает все следы, но и время...
  Было выдвинуто предположение, что  именно наследники Вассо Деветци стояли за продажей на аукционе Sotheby's части  драгоценностей, когда-то принадлежавших Каллас, общей суммой на миллион фунтов.
    Продажу  украшений Дзеффирелли назвал "омерзительной", а потом  добавил:
"Те, кто стоит за сделкой - шакалы, наживающиеся на наследстве Марии Каллас".(21)
***
"- Для вас жизнь  - это роман, кино, театр?
- Поскольку к жизни у меня романтическое отношение, значит это роман. Любое горе, боль, поражение я могла соотнести с прочитанным. В какой-то степени это относится и к кино, но кино для меня - это лишь прихожая, которая ведёт к настоящей литературе"
(Фанни Ардан)
"Весь мир театр, и все мы в нем актёры!"
Шекспир сказал, ему и невдомёк,
Что среди нас есть зрители и воры,
Есть соглядатаи, святые есть.
Ещё есть те, кому совсем не страшно
Судьбу свою доверить наугад -
Писатели, поэты, музыканты,
Есть те, кому совсем не до наград...


(1) Мария Каллас, полное имя Кекилия София Анна Мария Калогеропулу (2.12.1923 - 16.09.1977) - греческая и американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века.
(2) Фанни Ардан (род. 22 .03. 1949) - французская актриса театра и кино, а также режиссёр.  .
   Как режиссёр дебютировала в фильме "Париж, я тебя люблю"* вместе с  Андроном  Кончаловским, снимала  фильм о 16-м районе, в котором живёт.
 * фильм  "Париж, я тебя люблю" -   серия короткометражек, посвященных двадцати парижским районам-аррондисманам, которые снимали  не только режиссеры, но и писатели, актеры.
  Фанни Ардан поставила  несколько  короткометражных  фильмов
   За свою кинокарьеру  снялась более чем в 60 фильмах самых разных жанров: комедии, драмы, приключения. Её приглашали в свои проекты известнейшие режиссёры мира. Благодаря отличному знанию английского языка её не раз приглашали сниматься в Голливуде.
;с сайта "Русский базар"Лицом к лицу
№28 (376)
статья "Настасья Филипповна - это Я!"
Юрий Коваленко Париж
(3) ВикиЧтение
Сарнов Б.М. Рассказы о литературе
"Эмма - это Я!"
  Гюстав Флобер (12.12.1821 -  8.05.1880) - французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию "точного слова". Наиболее известен как автор романа "Мадам Бовари".
(4)  Уильям Сомерсет Моэм (25.01. 1874 - 16.12. 1965) - английский писатель, пик популярности которого пришёлся на 20-30-е годы  XX века. В качестве агента британской разведки с августа по ноябрь 1917 года Сомерсет Моэм находился с миссией в России.
читайте: Сомерсет Моэм "ФЛОБЕР И "MADAME BOVARY".
(5) Эмиль Фаге (17.12.1847 -  7.06.1916)  - французский критик и историк литературы.
(6) пьеса  "Мастер-класс" Романа Полански   - Парижский театр Порт Сен-Мартен, 1996 год.
 Роман Полански, польск. Поляньски; имя при рождении Раймунд Роман Либлинг (род. 18 августа 1933) - польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, актёр кино и озвучивания, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963-1967), США (1968-1976) и Франции (после 1976). Обладатель многих наград и премий за лучшую режиссуру,  за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино.
(7) "Каллас навсегда" (англ. Callas Forever) - художественный кинофильм, поставленный режиссёром Франко Дзеффирелли в 2002 году, рассказывающий вымышленный эпизод из жизни знаменитой оперной певицы XX века Марии Каллас.
(8) Настасья Филипповна Барашкова -  главная  героиня романа Ф. М.Достоевского "Идиот"(1867-1869).
   Фёдор Михайлович Достоевский (11.11.1821 - 9.02.1881) - русский писатель, философ и публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1877 года. Новатор  в области русского реализма. Наиболее значительные произведения - "Преступление и наказание"(1866), "Идиот" (1868), " Бесы" (1871-1872),  " Братья Карамазовы " (1878 - 1880). Многие из романов  многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.
   Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением.
   Прототипом послужила давняя возлюбленная писателя - Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь, мучительная и необъяснимая.
  Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой. После смерти жены писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала. Возможно, она хотела прославиться за счет своего покровителя на литературном поприще, хотя писательским талантом не блистала.
Актрисы, сыгравшие Настасью Филипповну:
  1910 год.  Любовь Павловна Варягина -   
русская актриса, исполнительница ролей в немом кино 1909—1911 годов, в экранизации Петра Чардынина "Идиот".
  1920 год.  Паола Борбони  в итальянском фильме "Il principe idiota"/ "Принцип идиота".
  1921 год.  Аста Нильсен в немецком фильме "Irrende Seelen"/"Неверные души".
  1946 год.  Эдвиж Фёйер во французской экранизации Жоржа Лампена.
  1951 год. Сэцуко Хара, по фильму Таэко Насу,  в японской экранизации Акиры Куросавы.
  1958 год  Юлия Борисова  в экранизации Ивана Пырьева.
  1958 год. Нина Ольхина в знаменитом спектакле БДТ "Идиот".
  1979 год. Людмила Максакова в фильме-спектакле Александры Ремизовой.
   1985 год. Софи Марсо во французской экранизации Анджея Жулавского "Шальная любовь",  в фильме её звали Мари.
   2002 год. Лидия Вележева в сериале Владимира Бортко.
 2008 год. Жанна Балибар во французском фильме "L'idiot"
   Анни Жирардо в Комеди Франсез.
Кроме того, в  польско-японской экранизации Анджея Вайды "Настасья" роль исполнил актёр-мужчина - один из ведущих современных оннагата* Бандо Тамасабуро V. Он же исполнил в фильме и роль князя Мышкина. Для этого его несколько лет уговаривал режиссёр,  так как это стало его первой мужской ролью за много лет. Не считая начального этапа его карьеры в кабуки**в детско-подростковом возрасте.
 *оннагат или ояма  - актёры женского стиля/образа  - амплуа театра кабуки; исполнители мужского пола, играющие роли женщин,  а также соответствующий стиль игры.
** кабуки (букв. "песня, танец, мастерство", "искусное пение и танцы")  - один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
(9) Виктор Мари Гюго (26.02.1802 - 22.05.1885) -  французский писатель, одна из главных фигур французского романтизма. Поэт, политик, иллюстратор, путешественник.  Член Французской академии. Автор романов:
"Собор Парижской богоматери", "Отверженные", "Человек, который смеётся".
(10)  Дама Гленда Мэй Джексон CBE (род. 9.05.1936) - британская актриса и политик, снискавшая известность исполнением ролей волевых, умных женщин в кино, телефильмах и спектаклях 1960-х и 1970-х годов.
(11) Вальтер Легге или Уолтер Легг (1.06. 1906 -  22.03. 1979) - английский продюсер в области звукозаписи, специализировался на классической музыке.
(12) ВикиЧтение Мария Каллас
Дюфрен Клод "Мария Каллас" гл.1 Однажды в Гранд Опера
biography.wikireading.ru
(13)  читайте: "Мария Каллас: триумф и трагедия греческой богини" на сайте:
www.classicalmusicnews.
(14) Артуро Тосканини (25.03.1867 -  16.01. 1957) - итальянский и американский дирижёр.
(15) Джованни Дзенателло (2.02. 1876 - 11.02.1949) - итальянский и американский оперный певец, вокальный педагог и импресарио. Инициатор создания фестиваля "Арена ди Верона".
   "Джоконда" (итал. La Gioconda) -  четырёхактная опера итальянского композитора Амилькаре Понкьелли на либретто, написанное Арриго Бойто под псевдонимом Tobia Gorrio. В основу оперы лёг сюжет пьесы "Анджело, тиран Падуанский" (1835) Виктора Гюго. Первая постановка состоялась 8 апреля 1876 года в миланском театре Ла Скала.
(16) Джованни Батиста Менегини (11.01.1896 - 21.01. 1981) - промышленник, супруг Марии Каллас с 1949 по 1959 гг.
читайте: ВикиЧтение Дюфрен Клод
 "Мария Каллас"
(17) Стиль жизни. Культура.
29 августа 2010
WomanJournal.ru
"Бриллианты  знаменитостей. Страсти, коварство и любовь"
(18) Аристотель Сократ Онассис (20.01.1906 - 15.03.1975) - греческий предприниматель, судовладелец, инвестор, миллиардер. С 1932 года стал заниматься судостроительным бизнесом и в 1950-е годы начал первым строить супертанкеры. 
   С 1957 по 1974 гг.  был собственником и распорядителем Olympic Airways - греческих национальных авиалиний.
Долгое время Онассис был близок с оперной дивой Марией Каллас.
   В  1968 году женился на вдове президента США Дж. Кеннеди Жаклин Бувье Кеннеди.
   В  2005 году вышел 2-х серийная драма  "Каллас и Онассис" режиссёра Джорджо Капитани, в роли Онассиса  Жерар Дармон (29.02.1948) -   французский актёр театра и кино, певец.  В России известен по главной роли в фильме Георгия Данелии "Паспорт".
   Главную роль сыграла итальянская актриса Луиза Раньери (род.16.12.1975). Премьера в Италии состоялась 6-7 ноября 2005 года на канале "Canale 5",  России -  6 мая 2008 года.
   Фильм рассказывает о жизни Марии Каллас, её взаимоотношениях с мужем Джованни Менегини*  и любовником Аристотелем Онассисом.
*Джованни Батиста Менегини (11.01. 1896 - 21.01.1981) - промышленник, в браке с Марией Каллас с 1949 по 1959 гг.
  Почитайте, это  интересно:
"Кто убил Марию Каллас?" на сайте: classicalmusicnews.ru
(19) 12.08.2019
Мария Каллас: "Ты не верил, что я могу умереть от любви…"
www.izbrannoe.com
(20) Вассо Деветци (9.09.1927 - 1.11. 1987) - греческая пианистка. Фактически взяла на себя роль и гувернантки, и наперсницы Марии Каллас. После смерти Каллас Деветци стала организатором её похорон, распорядившись кремировать тело, а затем получила от родственников певицы значительную сумму на создание Фонда Марии Каллас, предназначенного для поддержки молодых певиц, - эти обстоятельства в дальнейшем послужили поводом для различных обвинений в адрес Деветци. Франко Дзеффирелли заявил, что Вассо отравила Каллас, отказалась от вскрытия тела певицы. К тому же Каллас не думала о кремации, а еще при жизни  купила себе место на кладбище.
(21) читайте на сайте: operamusic.ru/Призрак оперы
"Мария Каллас была отравлена?"