Творец русской мечты

Сергей Алексеевич Наумов 5
"ТВОРЕЦ РУССКОЙ МЕЧТЫ"
 


Из книги С.А. Наумова «Историческая мозаика»

                               
     Самоварно-бараночное толстомясое изобилие волшебной кистью художника превратилось в устоявшуюся русскую мечту с высоким небом, золотыми куполами, сытыми мастеровыми, благостными купцами и пышнотелыми красавицами, благоухающими сиренью и березовыми вениками. Кустодиевские картины - красноречивая иллюстрация счастливого досоветского российского быта, как бы ни пытались убедить нас в обратном классики марксизма-ленинизма.
     Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (по старому стилю) 1878 года. Отец его, Михаил Лукич, бывший преподаватель русского языка и литературы в Астраханской женской гимназии и духовной семинарии, умер, когда будущему художнику было всего полтора года. Мать художника, урожденная Смирнова Екатерина Прохоровна, принадлежала к купеческому роду. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони... Это были живые типы Островского...».
     Мальчик рос, окруженный заботами и попечениями своей матери, оказавшей огромное влияние на развитие его вкуса, тяги к скромному, но уютному, комфортному быту. Жизнь девятилетнего Кустодиева перевернула передвижная выставка, приехавшая в Астрахань: на ней экспонировались портреты, написанные Репиным, Крамским, Поленовым, Шишкиным и другими мастерами. С этого времени мальчик «отравился» искусством. Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, который, по мнению Кустодиева, дал ему всё.
     Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу...» Симпатии же молодого художника в то время были на стороне старых мастеров: Рембранта, Рубенса и, особенно, Веласкеса. Из современных ему мастеров наиболее близкими были А. Цорн и В. А. Серов, в произведениях которых он восторгался их умением одним мазком объединить форму. Чрезвычайно восторгало художника и живописное мастерство импрессионистов. А особые симпатии Кустодиева к «мирискусстническому движению» и новейшим течениям Запада с их устремлениями к четкой форме, к живописному мастерству предопределили его отношение к передвижникам и, в частности, к своему учителю И. Е. Репину, живопись которого молодого художника разочаровывала. Репинские картины рассматривались Кустодиевым не более как иллюстрация на русские темы, а своего учителя считал совсем «нерусским» художником, в отличие от Сурикова и Рябушкина, особенно Сурикова, которого, как и Мусоргского в музыке, считал воплощением русского духа. Именно это чувство, обостренное национальное самосознание, предопределило все последующие кустодиевские работы.
     Необходимо отметить, что в  период обучения в Академии, Кустодиев заметно выделялся и как портретист. За угольные портреты С.Ю. Витте, скульптора Стеллецкого, художника Поленова Борис Михайлович удостоился первой премии Академии художеств.
     Успехи Кустодиева в области портретной живописи сразу выдвинули его в ряды сильнейших портретистов, и еще до выхода на конкурс он был приглашен своим учителем к сотрудничеству при написании грандиозной картины «Заседание Государственного Совета». Кустодиеву пришлось написать с натуры в зале Государственного Совета 20 подготовительных портретов и затем переносить их на картину. Практически вся правая сторона полотна была им написана самостоятельно. Репин не сделал ни одной поправки своему ученику, который получил за свой труд огромный по тому времени гонорар – 3500 рублей. За программную картину «Базар в деревне» по окончании Академии Кустодиев удостаивается командировкой во Францию и в Италию, где художник напряженно работает, изучая старых мастеров.
По возвращении Кустодиев с семьей проводит лето в Костромской губернии в имении своего друга профессора Б.К. Поленова. С этого времени художественная деятельность Бориса Михайловича делается год от года напряженнее. Он вступает в члены Нового общества художников. Рисует шаржи для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта», иллюстрирует произведения Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова. Работает в качестве помощника декоратора в мастерской Мариинского театра у А.Я. Головина и пишет ряд этюдов и картин: «Праздник в деревне», «Чаепитие», «Морозный день», «Купальщица», «Жатва», «Лето», «На Волге» и другие. Работает над эскизами декораций для МХАТа.
     В 1915 году пишет свои характерные картины «Красавица», и «Девушка на Волге», выводя в них повторяемый им в впоследствии тип купеческой женской красоты. В 1916 году появляются «Масленица» и «Московский трактир», в которых окончательно определилось направление его творчества, полное чувства радости.
     С 1917 года Кустодиев представляет в своих работах, главным образом, близкий ему быт купечества патриархальных волжских городов и русскую деревню: «Купеческая свадьба», «Архиерей», «Карусель в Кинешме», «Сундучник», «Купчиха за чаем», «Купчиха, стоящая у сундука», «Купчиха в красном платье», «Купчиха с покупками», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» (1924 г.) и многое другое.
Кроме своего основного жанра Кустодиев напряженно работает в области портрета, декораций, скульптуры. Но, самое удивительное, что жизнерадостность творчества художника возрастала по мере ухудшения его здоровья. Туберкулез позвоночника - таков был вердикт врачей. В то время панацеи от этой болезни не было. По совету врачей в 1909 году художник в течение года лечился в частной клинике в Швейцарии. Но болезнь наступала, и в 1916 году он оказался прикованным к инвалидному креслу. Но, как это ни странно, наибольшая творческая продуктивность Кустодиева совпала с его физической немощностью: скованный болезнью, художник, как никто из его современников, утверждает в своём творчестве здоровье и жизнь.
     Художник не морализирует, ничего не проповедует, он любуется созданными им образами и заставляет любоваться других. Быт в его картинах достигает пафоса величественности. Ещё будучи здоровым, путешествуя по Европе, художник был поражен искусством голландцев, поэтизировавших быт, сумевших из привычных вещей создать эталоны красоты и гармонии.
     Кустодиев с гениальностью великого мастера сформировал из обыденных явлений российской жизни символы Руси, целую философию, утвердившуюся в сознании не только россиян.
     В 1912 году он написал картину «Купчихи» — одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их  платья, сверкают звучными красками расписные шали. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. Вдали алеет церковь и четко выделяется белоснежная колокольня с куполами в золотых маковках. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.
     В 1918 году, безнадежно больной, мастер объясняется в любви к женщине, природе и России портретом «Купчиха за чаем», где в полной чаше видится душа художника, с радостью вливающаяся в символ красоты, здоровья и жизни. Образ кустодиевской «Красавицы» неизменно привлекает симпатии зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной, белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе — наивность и целомудренная чистота, в лице светятся доброта и мягкость. Полотно очень нравилось А. М. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.
     Жанровые произведения, созданные художником в годы болезни, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: «Городок» (1915, частное собрание, Москва), «Христосование» (1916, Астраханская картинная галерея                им. Б. М. Кустодиева). Завершает серию одна из самых значительных картин «Масленица» (1916, ГРМ), продолжающая тему народного праздника.
     Умер Борис Михайлович в 1927 году, оставив наследие и в советском периоде русского искусства. Его «Большевик» (1918 г.) - символ стихии, размаха и надежд. Эта же тема проходит через работы художника «1-ое мая», «Праздник Коминтерна на Неве», «Февральская революция» и другие творения, демонстрирующие мастерство и жизнеутверждение.


2003 г.